Главная / Издания / 10 лет детского счастья

10 лет детского счастья

10 лет детского счастья
21 июня 2017

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№26 (1035) 21.06.2017

Кто освободит родителей от поборов и снизит цены в школьных столовых? 

Нужно ли родителям нести часть зарплаты в школу? Сколько должен стоить обед в школьной столовой? Как оградить детей от вредных влияний, плохих компаний и смертоносного интернета? На эти вопросы постарались ответить на Втором форуме прокуратуры Саратовской области, тема которого звучала не совсем по-прокурорски — «Актуальные вопросы в сфере образования». Хотя, с другой стороны, если юные россияне ещё со школьной скамьи выпадут из правового поля, потом их туда уже никакими кнутами и пряниками не загонишь. Тем более на днях наш президент объявил, что с 2018 г. в России стартует «десятилетие детства». 

Прокурор Саратовской области Сергей ФИЛИПЕНКО, открывая форум, сказал со всей прямотой:

— Несмотря на принимаемые меры, неистребимы нарушения принципа бесплатности образования — от родителей учащихся продолжают поступать обращения о принуждении к сдаче денежных средств в попечительские советы школ и детских садов. В ходе проверок мы столкнулись с проблемой произвольного ценообразования на продукты питания, что ставит учащихся в неравные условия — торговая надбавка варьировалась от 10 до 50 процентов. Много вопросов и по воспитательному процессу — без внимания социальных педагогов и школьных психологов остаются негативные изменения в поведении учащихся. 

 

Деньги на парту

18 тыс. руб. — столько должны сдать родители каждого (!) ученика для накрытия столов учителям и комиссии по ЕГЭ, на подарки школе и бог весть ещё на что (это не считая обязательных взносов в попечительский совет, расходов на репетиторов и т. д.). Эти кричащие сведения — из письма мамы выпускника одной из саратовских школ (номер школы указан, фамилия взывающей о помощи скрыта), адресованного в интернете председателю комитета по образованию администрации областного центра Ларисе РЕВУЦКОЙ. Чиновница опубликовала ответ, в котором не смогла скрыть своего удивления: ни экзамены, ни выпускные, которые теперь проводятся под эгидой «Розы ветров», не предполагают никаких обедов или иных праздничных угощений — и посоветовала обратиться к ней лично в часы приёма. 

Пора экзаменов и выпускных ежегодно выплёскивает на гладь медийного моря грязные потоки сведений о том, как в школах обирают несчастных родителей. Правду от оговора в этой мутной водичке отличить совсем непросто, но та активность и даже агрессивность, с какой откликаются интернет-пользователи с саратовской пропиской на любое упоминание о школьных денежных взносах, неопровержимо свидетельствует: тема эта для наших земляков наполнена головной болью и испорченной кровью. Даже мнение появилось: раньше перед родительскими собраниями дети дрожали, теперь трясутся их мамы и папы, прикидывая, на что ещё придётся раскошеливаться. 

18 «штук» на столы и подношения — это, наверное, перебор, а вот в начале завершившегося учебного года в СМИ были попытки подсчитать, во сколько же обходится родителям «бесплатное и общедоступное» образование их чад. Насчитали от полутора до пяти тысяч рублей. В месяц — а вы что подумали?

Из хроники школьных скандалов:

В апреле нынешнего года директора школы № 78 в Заводском районе оштрафовали за то, что дама-руководитель пыталась за счёт родительских карманов решить проблему безопасности детей — так предполагалось оплачивать услуги охранного предприятия. 

В декабре прошлого года была оштрафована директор гимназии № 4: по некоторым сведениям, ежемесячные взносы на нужды школы в размере 600 руб. с родителей гимназистов-четвероклассников собирались в добровольно-принудительном порядке. В январе 2017 г. оштрафованный директор уволилась. Тогда же её примеру последовала коллега из школы № 94 — по той же причине. Всего в прошлом году были возбуждены административные дела в отношении 16 директоров школ и других средних учебных заведений области. 

Теперь таких дел наверняка будет в разы больше. Родители осмелели и активизировались — ещё в начале года региональный министр образования отмечала, что если в 2016 г. было всего 20 жалоб на поборы в школах, то теперь только за первые 20 дней января поступило 25!

Продолжая обыгрывать сию цифру, добавим, что в этом году уже возбуждено 20 административных дел по нарушению законности в школах — об этом сказал на форуме прокуратуры области начальник профильного отдела регионального надзорного ведомства Максим КАЛИГИН. При этом в прокуратуру напрямую поступило 30 обращений.

Комментарии экспертов

Ирина ГАЙНУТДИНОВА, директор гимназии № 1 г. Саратова:

— Привлечение добровольных пожертвований возможно только при взаимодействии с родительской общественностью, при взаимопонимании, открытости и главное — возможности родителей самим принимать решения и полностью контролировать всё, что делается. Родители знают, что деньги поступают по безналичному расчёту и весь оборот финансов абсолютно прозрачен.

Ирина СЕДОВА, и. о. министра образования области:

— Позиция нашего министерства в этом направлении очень жёсткая. Никаких поборов быть не должно! Мы выезжаем по каждой жалобе, встречаемся с руководителями учреждений и с родителями, выясняем ситуацию. У нас работает горячая линия, всех родителей просим обращаться. Информацию мы направляем в прокуратуру и в полицию. Напоминаю всем руководителям учреждений образования, что вся работа с финансами должна быть предельно прозрачной! Если родители не желают делать добровольные пожертвования — тема закрыта и даже касаться её нельзя!

У толпы кормильцев дети голодные

17-20% — столько детей в нашей области можно отнести к первой группе по здоровью, то есть к совсем здоровым. Маловато? Конечно, но эта цифра взята не с потолка, её озвучила на прокурорском форуме региональный уполномоченный по правам ребёнка Татьяна ЗАГОРОДНЯЯ. Причин тут, конечно, множество, но одна из них — некачественное и недостаточное питание в школах. 

Более 150 килограммов некачественных продуктов — столько забраковали во время своих рейдов по школьным столовым в минувшем учебном году сотрудники облуправления Роспотребнадзора. Об этом сказала глава ведомства Ольга КОЖАНОВА. Она же добавила, что практически любая проверка, а их в текущем году было 370, выявляет нарушения. Где же взять детям здоровье?

Действительно, при каждом упоминании визита в школьные пищеблоки контролёров — государственных или общественных — сразу всплывает куча неприятно пахнущих фактов. То продукты просроченные, то накладные поддельные, то пичкают детей запрещённой к употреблению в учебных заведениях пищей — свининой, майонезом, грибами, макаронами по-флотски, творогом из непастеризованного молока. 

Самым громким скандалом последнего времени, конечно, стало возбуждение следственным отделом регионального УФСБ в конце декабря 2016 г. уголовного дела по факту превышения должностных полномочий неустановленными сотрудниками администрации Заводского района и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Заводского района г. Саратова». По этому поводу тогда было проведено 20 обысков. 

Суть дела в том, что неустановленные (на тот момент) чиновники заставляли директоров школ и заведующих детсадами заключать контракты на поставку питания для детей с теми коммерсантами, которых эти же чиновники и указывали. Коррупция везде омерзительна, а когда речь идёт о детском здоровье — особенно. Ведь оттого, что какие-то дяди или тёти положат себе в карман лишнюю пачку денег, школьники и детсадовцы могут получить в лучшем случае сильно облегчённые порции, консервы вместо рыбы, крупу вместо мяса, а в худшем — продукты такого качества, что попадут не в 17-20% совсем здоровых детей, а в больницы с отравлением. 

Коррупционеры на школьном питании сильно пострадают, если удастся принять поправки к региональному закону «Об образовании», которые прокурор области Сергей Филипенко предложил внести ещё в апреле нынешнего года. Там предлагается ограничить рост цен в школьных столовых и передать его под контроль правительства, как это уже сделано в Ленинградской, Свердловской, Нижегородской областях. На сегодня же из-за «накруток» поставщиков эти наценки в разных образовательных учреждениях, повторим,  колеблются от 10 аж до 50%. 

Кроме того, уже не первый год ведутся настойчивые разговоры о том, что поставки продуктов в школы и детсады должны стать централизованными, тогда будет с кого спросить. Сегодня же поставками продуктов для школ зачастую занимаются организации с весьма мутной историей.

Не хотелось бы вносить совсем мрачную ноту, но ровно 30 лет назад, весной 1987 г., в столовой одной из школ тогда ещё советского Киева тяжело отравились сразу 13 человек, в том числе трое шестиклассников (остальные — учителя и работники учреждения). Все попали в реанимацию, в итоге четверо — двое взрослых и двое детей — скончались. Причиной оказалось добавление в пищу яда посудомойкой Тамарой ИВАНЮТИНОЙ, ставшей третьей и последней в СССР женщиной, которую приговорили к смертной казни (приговор привели в исполнение) после запрета на высшую меру в отношении слабого пола в 1960 г. Мотивы её страшного поступка удалось выяснить весьма приблизительно — вроде бы хотела кому-то отомстить. 

Это к тому, что раздрай в организации школьного питания может вылиться в трагедию непредставимого масштаба. 

 

Капкан на ловцов юных душ

«Информационная гигиена», «школьная медиация», «формирование позитивных установок», «обучение основам жизнестойкости» — эти термины, возможно, не всем понятные, звучали на Втором форуме облпрокуратуры из уст большинства выступавших. Все они этим хотели сказать, что детей надо защищать от тех, кто навязывает им деструктивные модели поведения. «Деструктивность» тоже можно понимать по-разному — это может быть и прогулка по городским улицам, в толпе, неважно под какими лозунгами, и вступление в «группу смерти» в интернете.

53 заявления направлено прокурорами в суд об обеспечении защиты детей от негативной информации: например, в одной из школ Калининского района в классе информатики через интернет дети могли выходить на сайты с ненормативной лексикой, просматривать видеоматериалы, содержащие сцены насилия и тому подобное. Об этом сказал начальник профильного отдела облпрокуратуры Максим Калигин. Уполномоченный по правам ребёнка в регионе Татьяна Загородняя, отвечая на вопросы заинтересованных слушателей, добавила, что сейчас практически найдены правовые механизмы для привлечения к уголовной ответственности людей, которые разрушают неокрепшую детскую психику, сеют в юных душах смуту. Примеров такого воздействия в нашей области больше чем достаточно. Можно вспомнить, как юные преступники простодушно признавались, что сценарий убийства или изнасилования они позаимствовали из фильма или видеоролика. 

Кстати, более 68% всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними в Саратовской области, приходится на долю школьников. Видимо, они ещё не уяснили смысл тех терминов, что перечислены выше, и не научились ими пользоваться. 

Социальных педагогов, психологов, медиаторов в школах становится всё больше. Это хорошо. Но преступлений школьников меньше не становится. Это значит, дело не только в штатных расписаниях и реализации плановых проектов.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий