Главная / Издания / Святославка живописная

Святославка живописная

Святославка живописная
21 июня 2017

Автор: Ирина Лейни

фото автора

МК в Саратове

№26 (1035) 21.06.2017

20 лет в небольшом селе действует авторская художественная школа

 

Все мы давно привыкли видеть в художественном творчестве прежде всего воплощение авторской индивидуальности, создающей новые культурные ценности. А вот работа, предшествующая появлению этой самой индивидуальности, работа учителя и наставника, нередко остаётся за пределами нашего внимания. Сочетание живописного мастерства художника и педагогического таланта, такта, доброты и сердечности — вот те качества, которые характеризуют основателя и творческого вдохновителя художественной школы искусств села Святославка Самойловского рай­она Владимира Ивановича Бандурина. 

Самозабвенность творчества — так можно выразить жизненное кредо этого человека. И если для поколения молодых художников одной из главных жизненных установок часто становится провозглашение своего «я», дерзкая возможность сказать своё оригинальное, смелое слово, то творческий путь Владимира Ивановича направлен в первую очередь к духовному обогащению через искусство. Возможно, поэтому так органично сплетаются в судьбе этого человека две профессии, требующие наиболее полной душевной отдачи: художник и педагог.

Почти всю свою жизнь БАНДУРИН провёл в селе Святославка, работая учителем рисования и художником-оформителем. В 1997 г. он организует собственную художественную школу, которая быстро превращается в главный творческий центр района. В настоящее время на художественном отделении школы искусств учатся 47 детей, многие из которых ежегодно становятся победителями и призёрами всероссийских и областных выставок. Школа искусств даёт богатые возможности для дальнейшего профессионального совершенствования и личностного роста молодых художников. Каждый год выпускники школы села Святославка успешно поступают в Российскую академию художеств, Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, на творческие отделения вузов области и региона. 

Секрет подобного успеха Владимир Иванович объясняет собственным принципиальным неприятием казённой методики обучения, не учитывающей индивидуальной особенности и характера ребёнка. Каждый учитель понимает, как важно научить, а порой и заставить научиться, но не все обладают таким педагогическим тактом, чтобы, не ломая индивидуальность и избегая излишней дидактичности, развить в своих учениках вкус и мастерство, искренность и естественность в передаче живописных образов. 

В беседе с нами Владимир Иванович признаётся, что его главной заботой в обучении является не только воспитание любви к искусству, но и умение вселить в учеников уверенность в своих силах, основанную на желании трудиться, узнавать новое и новое создавать. Педагогу приходится решать парадоксальные задачи: дать ученику нужные знания и навыки, снабдить необходимой грамотой рисунка и живописи, исправить ошибки, но при этом позволить ребёнку выразить задуманное, не допустить разочарования в своих возможностях: «У каждого художника, даже самого юного, определённое восприятие мира, любимые темы, приёмы работы, то есть качества, составляющие творческую индивидуальность. Эти качества нам, наставникам, нужно поддерживать, укреплять и развивать».

Огромное внимание уделяет Владимир Иванович творческой индивидуальности. Так, он никогда не поправляет своей рукой работы учеников. Если ошибку трудно объяснить словами, показывает на отдельном листе бумаги, как можно её исправить. Учитель терпеливо и скрупулёзно разъясняет самобытные законы мира живописи, открывая молодым ученикам дверь в реальность художественного пространства. Но главное, дарит частичку своей духовной силы, чтобы ребёнок шаг за шагом смог идти навстречу своей мечте.

Любая история художника чаще всего начинается по-особенному. Интерес к искусству рождается вместе с человеком, а живое чувство прекрасного всегда сопровождает природный талант. К самому Бандурину тяга к живописи пришла в раннем детстве, вместе с первым осознанием жизни. С тех пор он не может представить себя без карандаша, без работы над этюдами, без творческого поиска средств гармонизации действительности. Излюбленные жанры художника — портрет и пейзаж. Современного зрителя, погружённого в хаотический шум и блеск информационного мира, может поразить в картинах саратовского художника выхваченное мгновение вечности. Работы Бандурина, будь то пейзажи или портреты, объединяет умение передать секундное равновесие духовности, живое участие жизни, естественности. Все его картины объединяет точная прорисовка деталей, мастерское распределение цветовых акцентов, до мелочей продуманная композиция и в то же время непередаваемое ощущение ненавязчивой лиричности, ностальгической определённости.

Впечатление от работ Бандурина можно выразить кратко — традиция и чувство. Не принимая модных постмодернистских трендов, но и отодвигаясь от массовости мейнстрима, художник своим творчеством продолжает традицию «натурных этюдов» Владимира ФОМИЧЁВА. Будучи верным последователем живописной классики, Владимир Иванович подчёркивает ценность технического мастерства, острую внимательность к мелочам, изысканно подобранную, выверенную по форме и содержанию композицию художников-передвижников, призывая при этом не копировать работы великих мастеров, а творчески оттачивать собственную технику и мастерство в этюдах. 

Главным творческим принципом Владимир Иванович Бандурин выбирает сложный путь гармонизации современной реальности, противостоящий нынешней моде и даже, может быть, самому «духу времени». Довести любое дело до совершенства, будь то сложный путь учительства или собственная живопись, становится главной жизненной задачей Бандурина — и это тоже редкое качество для нашей эпохи с её поверхностной мимолётностью. И конечно же, ещё одной гранью проявления этого таланта становится семья художника. Владимиру Ивановичу удалось передать тягу к искусству и своим детям. Посвятив себя работе в художественной школе искусств, дети Владимира Ивановича продолжают его сложную и неблагодарную деятельность по одухотворению обыденной сельской жизни. Ежедневно преодолевая бытовые, бюрократические, формально-организационные сложности, эти люди создают уникальную и не столь частую для сельского центра возможность приобщения детей к достойному искусству, к эстетическому совершенству. 

Владимир Иванович Бандурин — представитель вымирающего класса русских по­движников, не желающих идти на компромисс с современной меркантильностью, далёких от карьерной амбициозности и профессионального самолюбования. Но пока работают такие бандурины, остаётся надежда на духовное выживание российской глубинки…

Автор: Ирина Лейни

Оставить комментарий