Главная / Издания / Вечность и недолговечность

Вечность и недолговечность

Вечность  и недолговечность
05 июля 2017

Автор: Светлана Дементьева

фото из архива саратовского тюза

МК в Саратове

№28 (1037) 05.07.2017

Человека по имени Илья Володарский больше нет на Земле

 

А вот теперь он точно знает о жизни и смерти то, чего не ведаем мы, потому что теперь он обнял своего кровного отца и прикоснулся к плечу своего любимейшего друга. Они там, на небесах или в совершенном мире абсолютной любви. А он теперь их видит не земным воображением, а очами души.

Не хочется говорить о нём в прошедшем времени, как-то это неправильно, нелепо и просто люто. Мужчина, которому только что исполнился пятьдесят один год. Актёр, только-только достигший возраста своего любимого героя Доменико Сориано и игравший его до этого на протяжении многих лет. Лицедей, блистательно освоивший роль на вырост в пьесе «Брак по-итальянски». Нежный муж и заботливый отец, воплотившийся в роли женолюба и плута.

Герцог, слепой скрипач и Лепорелло из пушкинских «Маленьких трагедий» в постановке тоже, увы, покойного Антона КУЗНЕЦОВА. Говорят, совершенно поразительный Пётр Иванович Адуев в «Милом Сашеньке» режиссёра ЛОГАЧЁВА, пишу «говорят», потому что сама не увидела его в этой роли. Как-то не получилось. Не пришлось. Какие-то домашние обстоятельства отвлекли и увели от этой театральной работы. 

Несколько знакомых театралов утешили меня: «Посмотрите ещё обязательно! Куда от вас этот спектакль денется? Ему ещё идти и идти — ВОЛОДАРСКИЙ в этой работе просто удивительный, увидите — насладитесь и удивитесь».

Уже не смогу ни того и ни другого. Тот, кто оживил Адуева, вне доступа. Вот уже несколько летних дней его нет на Земле.

Когда не стало Григория ЦИНМАНА, великолепного актёра, режиссёра и близкого друга ВОЛОДАРСКОГО, он — помню, сказал мне шёпотом: «Театр осиротел, актёры, большие актёры ведь не просто уходят, они уносят с собой театральную и личностную энергетику. Голос, пластика, тайна — всё это ушло вместе с Григорием Семёновичем».

То же самое можно сказать теперь и про Володарского. Он ушёл и унёс с собой множество тайн, например, ту, как он с таким видимым всем удовольствием мог играть для детей. Он удивительно ладил с детьми! Помню, встретил меня накануне праздника Победы — я была тогда ещё с совсем маленьким сыном. Он серьёзно пожал его ладошку, поинтересовался, как у мальчугана дела, и предложил сфотографироваться на память, — так в моём личном архиве появилось фото Володарского вместе с моим ребёнком. Они в фойе старого ТЮЗа. Любимого театрального дома Ильи Володарского. Это было ещё до кромешности пожара. До театральных битв и страстей, совсем в другой жизни.

Впрочем, бывает ли она, другая жизнь? Как сейчас ясно помню его с георгиевской ленточкой в петлице, энергичного, тщательно выбритого, элегантного, чей отец был дитя войны, а дед — фронтовик, погибший под Киевом. Актёра и личность, в чьей крови была генетическая ненависть к фашизму.

Не просто в один и тот же год, а в один и тот же день утратив отца и лучшего друга Григория Цинмана, Илья Володарский, через скорбь немыслимой для него утраты начал подниматься к радости повседневности. Именно в тот год он, должно быть, со всей остротой и ужасом осознал: всё может кончиться внезапнее и стремительнее, чем мы себе это представляем.

Он всегда был эмоциональным человеком и трепетным как натянутая струна актёром. Утрата добавила толику философии в его миропонимание. 

С Володарским было легко общаться. Он не манерничал, не создавал вокруг себя нимба небожителя, не придумывал мистических баек. Он размышлял — интересно и искренне. Он делился сокровенным. Он пугался собственной греховности и стремился стать сдержаннее и деликатнее в своих оценках жизни и людей. Он очень любил свою семью, свою жену. 

Не скрывал, что обожает вкусно поесть, никогда не прочь услышать весёлый и, быть может, даже хулиганистый анекдот, потому как смех проветривает душу, и горинскую фразу «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» он расценивал как одну из самых гениальных в драматургии.

Мне кажется, самую малость он сам был чуть-чуть бароном Мюнхгаузеном — только бароном именно горинской придумки. Мюнхгаузеном не от стремления к красивой неправде, а от тяготения к уютной байке и красивой романтике. К 32 мая, которое бывает, увы, не на всех календарях.

Илья Володарский бурно и почти по-мальчишески любил жизнь во всём её многообразии. И в ряду этих многочисленных «люблю» сияла его страсть к театру, театру, который он воспринимал не как работу и не как храм, а как таинственное, нет, не райское, скорее райски-адское междуречье между реальностью и иллюзией, между быть и не быть.

Для него важно было не просто сыграть-осмыслить предлагаемую ему судьбу, будь то Лобов в «Вечном муже», Джеймс Келлер в «Сотворившей чудо» или кто-то из персонажей его объёмного репертуара для детей. И конечно, он наслаждался игрой. Не будь этого его наслаждения, не получали бы удовольствия от его перевоплощений мы, зрители. Володарский не боялся маленьких ролей, делая их ёмкими и запоминающимися.

Странная всё-таки штука жизнь… В последние годы всё вроде наладилось. В пору зрелости он вступил человеком и мужчиной, который многое обрёл. В ТЮЗе он красиво совмещал административную работу (заместитель директора крупнейшего театра — это, согласитесь, карьера!) с активной профессиональной занятостью.

У Володарского были интересные проекты, задумки, планы. И всё это разом и стремительно завершилось одним летним днём. «Смерть всегда неожиданна», — сказал он мне однажды.

Смерть неожиданна, как и любовь, которой он трепетно дорожил. Как сцена, которая каждый раз пленяет и пугает — как в первый, и в этом смысле сравнима с любовью, которая не прискучивает и не приедается — пока она любовь. Если она любовь. 

Насколько я помню, Илья Володарский учился быть терпимым к людям, жаловался, что у него не всегда это получается, но очень старался. А ещё он стремился поймать и понять как можно больше тайн — о жизни и театре, о себе и любви. Он говорил, что явиться на свет всем этим мыслям ему помогает любовь. Она была для него главной силой и подспорьем. И островом для его души. Очень бы хотелось, чтобы его душа помогла в эти дни тем скорбящим без него, кого он покинул.

В моей памяти Илья Володарский остался человеком, гордо и патриотично стоящим около старого ТЮЗа накануне Дня Победы. В моём сознании он сохранится как потрясающий Доменико Сориано в «Браке по-итальянски». В моём сердце он останется личностью, оплакивающей друга и отца.

Печалюсь, что не видела Володарского-Адуева… Мораль проста и жестока: всё надо делать вовремя, потому как завтра может не быть. 

В городе — ещё одна безутешная, глубокоскорбящая вдова. В городе пролились слёзы осиротевшей дочери. В городе стало на одного нежного отца и мужа меньше. В городе стало на одну театральную легенду больше. Больно выводить эти строчки… Он мог бы ещё так много сделать! Но… сослагательное наклонение бессмысленно, когда идёт речь об оборвавшейся жизни. Человека по имени Илья Володарский больше нет на Земле. Актёра по имени Илья Володарский больше нет у ТЮЗа. И одновременно и там, и там он есть — на самом таинственном, непонятном, сияюще-потаённом уровне, уровне памяти, грусти, любви, ностальгии.

На театрального актёра нельзя посмотреть после его смерти — в отличие от киноактёров.

Театрального актёра можно воскресить лишь силой самых сильных его ролей. У Володарского такие роли были. Но театр, большой дом на площади Киселёва, многое утратил в этом июле… Танцевальную походку, оливково-чёрные глаза, повадки барона, у которого на календаре было 32 мая.

Занавес. И аплодисменты ему, Илюше, Илье Борисовичу Володарскому. И цветы тоже ему, впервые в жизни, нет, просто прискорбно впервые — чётное число.

 

 

Светлой памяти

2 июля 2017 г. на 52-м году жизни скоропостижно скончался заместитель директора ГАУК «Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва», заслуженный артист Российской Федерации Илья  ВОЛОДАРСКИЙ.

Его ранний уход из жизни — невосполнимая утрата как для деятелей культуры нашей области, так и для всех людей, кто был знаком с его творчеством.

Илья Борисович — уникальный человек, выдающийся актёр, преданный любимому делу, обладавший огромным жизнелюбием и яркой творческой индивидуальностью.

Про таких как он говорят: талант от Бога. Театр был ему необходим как воздух. Его актёрская игра  была  высокопрофессиональна, и это дарило истинную радость встречи с мастерством перевоплощения множеству людей, помогало им приобщиться к истинным ценностям сценического искусства и духовному наследию русского театра в целом. Спектакли с участием Ильи Борисовича пользовались популярностью не только у  жителей Саратова, но и у гостей нашего города.

Более 30 лет посвятил он работе в Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселёва. Созданные им образы навсегда останутся в памяти поколений юных жителей Саратова.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Ильи Борисовича Володарского. Светлая память о нём  сохранится в наших сердцах и в истории театра, с которым была связана вся его творческая судьба.

Виктор МАЛЕТИН,

председатель Саратовской городской думы,

депутаты Саратовской городской думы

Автор: Светлана Дементьева

Оставить комментарий