Главная / Издания / Июль: самое время для взлёта!

Июль: самое время для взлёта!

Июль: самое время для взлёта!
19 июля 2017

Автор: Антон Краснов

фото авиару.рф

МК в Саратове

№30 (1039) 19.07.2017

Как в Саратове была заложена авиационная традиция, вписавшая в свою историю Уточкина и Гагарина

Верхушка лета, июль — время самого высокого и завораживающего неба. Учитывая, что этот год, 2017-й, проходит с постоянной оглядкой на события столетней давности, события глубоко земные и трагические, многих в эту самую землю отправившие, — хотелось бы ненадолго оторваться от земли и взглянуть в небо... Тем более что сменяющиеся прямо сейчас дни июльского календаря к тому располагают. Взглянуть, разумеется, ретроспективно. Итак, ровно 105 лет назад в Саратове открылся первый аэродром — с тех пор и замелькали в нашем небе люди уникальные, сначала со всероссийским, а потом и с мировым именем. Люди с по-настоящему лётными фамилиями…

Интересно, что так происходило во все времена: именно июль всегда был для Саратова «взлётным» месяцем, тем временем, когда в историю города вписывались самые славные его страницы. В общем-то, сама саратовская история начинается на верхушке лета, когда 12 (2) июля князь ЗАСЕКИН и боярин ТУРОВ приехали «на заклад города Саратова ставити» (1590). Переворачиваются растрёпанные ветром истории страницы — и вот снова июль: манифест императрицы ЕКАТЕРИНЫ II от 22 июля 1763 г. о разрешении европейцам селиться на поволжских землях — как известно, именно этот документ дал старт экономическому взлёту города и территорий, из которых чуть позже сложилась будущая Саратовская губерния. 

До 10-х гг. XX в. взлёты носили фигуральный характер, а вот с 1910 г. начали обрастать плотью буквальности. В 1910 г. появился Саратовский аэроклуб, первым председателем которого стал тогдашний вице-губернатор Пётр БОЯРСКИЙ, а 15 июля 1912-го в Саратове — в присутствии более чем двух тысяч горожан и членов аэроклуба — близ Северного военного городка (на месте современной улицы Навашина и южной части ботанического сада СГУ. — Авт.) был открыт первый аэродром. Знаменитый на всю Россию авиатор Александр АГАФОНОВ первым оторвал самолёт от взлётной полосы городского новшества…  

Четыре с лишним десятилетия спустя с саратовской земли в небо поднимется человек, для которого понятие «первый» стало синонимом его личного имени: в июле 

1955-го курсант Саратовского аэроклуба Юрий ГАГАРИН впервые самостоятельно поднялся в небо на учебном самолёте Як-18. Впервые дотянулся до неба… 

Но обо всём по порядку. 

 

«Газетный» Уточкин и его зрители

Приезд именных авиаторов с последующим полётным шоу столетие назад было сродни гастролям цирковых иллюзионистов — и едва ли кто-то мог тогда помыслить, что совсем скоро вот эти хрупкие конструкции из фанеры наберут боевую мощь и будут плотно использоваться на фронтах Первой мировой. Вот типичное сообщение об авиашоу в городе: «Летом 1911 года на улицах Саратова появились огромные крикливые афиши. Они настоятельно приглашали широкую публику посетить скаковой ипподром, где авиатор Александр ВАСИЛЬЕВ, недавний победитель первого в России дальнего перелёта Петербург — Москва, будет показывать своё искусство в авиатике», — вспоминает в своих «Записках авиатора» Иван СПИРИН, знаменитый лётчик, участник трёх войн и ряда дальних перелётов, профессор Военно-воздушной академии имени Жуковского. В возрасте 12 лет Ивану Тимофеевичу довелось стать свидетелем одного из первых авиашоу в Саратове. 

Правда, фанерная диковина его не впечатлила: «…нечто похожее на большую стрекозу оторвалось от земли и полетело над скаковым полем. <…> Самолёт, сделав на высоте нескольких метров круг над ипподромом, уже шёл на посадку. Признаться, я ожидал большего и был разочарован. На афише всё выглядело куда интереснее». 

Но вот вскоре в Саратов приезжает человек с лётной фамилией, личность поистине уникальная — Сергей УТОЧКИН. Это был один из первых и наиболее убедительных популяризаторов авиации в России, неустанно разъезжавший по городам и весям Российской империи со своим «Фарманом-IV». «Уточкин быстро набрал высоту примерно 800-1000 метров, и вдруг… Самолёт задрал нос, описал в воздухе петлю, затем вторую, третью. Я замер. Уточкин сделал подряд три петли. Моему удивлению не было границ». 

Чтобы понять, кого занесло ветром дальних странствий в наш город, чтобы произвести серьёзное впечатление на саратовцев и гостей города, — нужно сказать несколько слов об уникальной биографии Сергея Уточкина. 

Это был авиатор № 2 в истории отечественной авиации (после Михаила ЕФИМОВА — русского первопроходца в небе) и редкий чудак. В 1910-м на ипподроме Одессы он, не имея спецподготовки, сел в аэроплан и… взлетел. Правда, сломал при посадке самолёт, но, по признаниям современников, это был человек такого задора и обаяния, что ему простили эту в общем-то самоубийственную выходку и попорченное частное имущество. И очень скоро «номер 2» Уточкин взлетает выше всех отечественных авиаторов и становится самым известным лётчиком страны. На полёты он заявляется в одежде самых зажигательных цветов — сам огненно-рыжий, он щеголяет в ярко-песочных костюмах, в котелке, отпускает шуточки, всем своим видом демонстрирует, что его не смущает никакой риск: «Внешность Уточкина — это внешность человека, одной небрежно оброненной фразой способного зажечь весёлым смехом тысячную толпу. Это летун исключительно бесшабашной отваги», — пишут о нём газеты того времени. 

И Сергей Исаевич «зажигал» во многих городах. Причём личным примером увлекал и вовлекал в авиационное дело многих из тех «людей высокого полёта», кто позже сыграл колоссальную роль в развитии отрасли в нашей стране, будущих великих авиаконструкторов и лётчиков. Его полёты наблюдал в Тифлисе 27-летний Пётр НЕСТЕРОВ (будущий основоположник высшего пилотажа на тот момент был подпоручиком артиллерии, но вскоре принял решение связать судьбу именно с авиацией); в Орле — будущий «король истребителей» Николай ПОЛИКАРПОВ; в Гомеле полётом Уточкина восхищался 16-летний гимназист Павел СУХОЙ — в будущем один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации: «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» — вспоминал потом великий авиаконструктор. 

Сам Уточкин, убедивший столь многих великих в дальнейшем связать свою жизнь с авиацией, к сожалению, сумел убедить и себя самого: а именно в том, что в нём видят не столько отважного лётчика, сколько этакого «воздушного шута», затейника, акробата на биплане. Кроме того, после аварии у него развилась мания преследования, его психическое здоровье пошатнулось… К тому времени — к 1914-1915-м гг. — эпоха «шуточных полётов» кончилась и начались полёты боевые. Пришёл срок других героев… Всеми забытый и оставленный, Сергей Исаевич умер в январе 1916 г. в петроградской психиатрической больнице святого Николая Чудотворца, не дожив и до сорока лет… 

Но были люди, которые запомнили его на всю жизнь. Например, один 7-летний мальчик, который сидел на плечах деда, когда самолёт Уточкина в 1911-м в городе Нежине взмыл над головами потрясённых зрителей: «Что вам запомнилось с детских лет особенно?» — «Сергей Уточкин. С этого и началось моё увлечение небом». 

Увлёкшегося небом мальчика звали Сергей КОРОЛЁВ. 

 

Перелёт через полвека и мосты через поколения

Гагара при внешнем сходстве, конечно, птица куда более высокого полёта, чем утка — это отчасти и шутка в тему, и констатация факта. К лету 1955-го, когда в наше небо впервые самостоятельно поднялся Юрий Алексеевич Гагарин, прошло 45 лет со дня начала эры саратовского воздухоплавания — отсчёт идёт от лета 1910-го, когда был утверждён устав местного аэроклуба. Собственно, официальной датой создания уже советского Саратовского аэроклуба считается 4 апреля 1933 г., но знающие люди прекрасно помнили, что история полётов в саратовское небо уходит в дореволюционную эпоху. 

На момент своего основания в 1933-м организация именовалась аэроклубом Нижневолжского края. Базовым самолётом для саратовских лётчиков стал знаменитый «небесный тихоход» — У-2 (По-2) — он же «кукурузник», он же «этажерка». Но, как и дореволюционный аэроклуб, саратовская лётная организация прервала своё мирное развитие в связи с очередной мировой войной и перешла в боевой режим. Хорошо известны вот эти данные: за годы войны в Саратовском аэроклубе было подготовлено несколько сот курсантов, из которых 26 стали Героями Советского Союза. В их числе — лётчики Владимир ЗАРУБИН, Александр ПУТИН, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Николай СКОМОРОХОВ, легендарные «ночные ведьмы» Валерия ХОМЯКОВА и Раиса АРОНОВА, также будущий наставник Гагарина Сергей САФРОНОВ. 

Сам Сергей Иванович учился лётному делу у великого «сталинского сокола» ЧКАЛОВА. Как известно, Валерий Павлович в своё время был склонен к немотивированному риску — в частности, по легенде, пролетел под Кировским мостом в Ленинграде. Так вот, Гагарин, встав на крыло в 1955-м, тоже позволял себе небольшие шалости: «Немного хулиганили… Если Чкалов под мостом пролетал, то этот над Волгой. Девчонкам сказал: я буду там — смотрите», — так рассказывали саратовские однокурсники Первого. 

За дисциплину-то Гагарина чуть было не отчислили… Неизвестно, как развивалась бы дальнейшая лётная биография Ю. А., если бы это случилось, так или иначе, история не терпит сослагательного наклонения — и в апреле 1961-го именно Герой Советского Союза Сафронов зачитал телеграмму, направленную Гагариным в адрес Саратовского авиаклуба с борта уходящего в Москву самолёта. 

…Думается, даже в самом фантастическом сне не могли бы представить вице-губернатор Боярский, авиатор Агафонов, губернский предводитель дворянства ОЗНОБИШИН, тогдашний саратовский губернатор граф Сергей ТАТИЩЕВ, все эти люди, основавшие аэроклуб, построившие первый аэродром и заложившие первые традиции полётов, — к каким высотам можно взлетать, каких людей воспитает саратовская лётная традиция!.. 

Да и «воздушный акробат», а на деле великолепный лётчик-первопроходец Сергей Исаевич Уточкин, промчавшийся, в том числе, и над Саратовом, гордился бы, что его полёт вдохновил на путь в небо самого Сергея Павловича Королёва. 

Равно как легендарный Чкалов, наставник Сафронова, наверняка гордился бы тем, что его ученик продолжил преемственность поколений, выучив ещё одного великого — Гагарина. Пилота с прекрасным чувством юмора, быть может, не летавшим по-чкаловски под мостом только потому, что вблизи Саратовского авиаклуба ни одного моста и не было. Да и — точно тогда исключили бы…

P. S. Кстати, напоследок о мосте. Быть может, не совсем в тему, но снова — дело было в июле. 10-го числа этого месяца 1965 г. начал свою работу главный символ Саратова — автодорожный мост, на который незадолго до этого взлетели «птички»: напомним, так легко и ажурнообразно строители именовали громадные пролётные конструкции весом 2600 тонн и длиной свыше ста метров. За полгода до открытия моста Юрий Алексеевич побывал на нём и видел эти «птички». 

…«Птички», таким же июльским днём влетевшие в историю Саратова и всей страны. 

Автор: Антон Краснов

Оставить комментарий