Главная / Издания / Недолгая дорога в дюнах

Недолгая дорога в дюнах

Недолгая дорога в дюнах
11 августа 2017

Валерий Кедров

Фото: Кинопоиск

Saratovnews

Никогда не читайте аннотаций к фильмам. Ни на Википедии, ни на Кинопоиске, нигде. Потому что чаще всего это вранье. Вот что пишут в разных источниках о новой картине Павла Чухрая ("Вор", "Водитель для Веры") "Холодное танго":

"Он чудом сохранил свою жизнь и вернулся домой, где нашёл свою любовь. Но его вера в счастливую жизнь рушится, когда он узнаёт, что возлюбленная является дочерью его противника".

Я так думаю, это больше к новому "Человеку-пауку" подошло бы. Впрочем, в двух словах никакой фильм (книгу) не пересказать. Ибо "Война и мир" станет историей о том, как паровоз разлучил два любящих сердца.

"Холодное танго", 2017 год, режиссер Павел Чухрай, в ролях: Юлия Пересильд, Риналь Мухаметов, Сергей Гармаш.

Фильм снят по мотивам повести Эфраима Севелы "Продай твою мать". Даже не по всей повести, а по одной из сюжетных линий. Показана Литва в военно-послевоенном десятилетии – с 1941-го по 1950-й.

Еврейский мальчик Макс теряет сестру и мать, которых расстреливают фашисты, и возвращается в свой дом, куда уже поселили семью литовцев. В популярной саге "Долгая дорога в дюнах" есть похожий эпизод, когда семью главной героини поселяют в квартиру, отобранную у зажиточных евреев. (Вообще, на мой взгляд, без проведения аналогий с этим фильмом не обойтись ни одной прибалтийской картине о любви.)

Глава семейства на свой страх и риск решает спрятать мальчишку. Хотя, как потом выяснится, сам состоял в зондеркоманде и мародерствовал, принося домой вещи расстрелянных. До войны он был простым угольщиком. Почему же так получилось, почему угольщик стал убийцей?

Сознание человека всегда стремится оправдать его поступки. Месть! Ну, конечно! Почему у вас до войны было все, а у нас – ничего? Этот вопрос он задает Максу, объясняя свое участие в расстрелах, про которые говорил, что "только подносил уголь".

На мести пытается играть и комендант Таратута (Сергей Гармаш), когда вербует Макса в опера, чтобы бороться с "лесными братьями". "Они помогали расстреливать твоих близких!", и всё – Макс принимает от Таратуты пистолет.

Насилие остановить невозможно. Одно порождает другое. Единственный раз, когда Макс смалодушничал и не вступился за юную Лайму, в которую втрескался по уши, привел к драме. Практически на его глазах фашист изнасиловал девочку.

С этой минуты Макс поклялся биться за свою любовь, чего бы это ему ни стоило. Но получается не намного лучше. Чтобы спасти уже взрослую Лайму от отправки в Сибирь, Макс предает Таратуту, подписывая на того донос. Все "только подвозят уголь". Возил его литовский полицай, который в начале фильма, ухмыляясь, отправляет еврейских детей на расстрел. Возит после увольнения из органов Макс (Ринат Мухаметов). В прямом и переносном смысле.

Меняются обстоятельства и меняются ролями главные персонажи. Вот уже Макс и Лайма укрывают у себя ее отца, который будучи сильно больным пришел повидать внучку. И желание мстить уступает желанию протянуть руку помощи.

Об игре Юлии Пересильд можно писать только в восторженных тонах. Сложный образ красотки с неустойчивой психикой. Страдающая сама и заставляющая страдать того, кого любит. В какой-то момент кажется, что любовная линия развивается наперекор обстоятельствам. Макс и Лайма будто не замечают их, терзая друг друга. Но все же Литва – не остров в океане. Один режим сменил другой, а страх остался таким же. Это не тот случай, когда герои пронесли любовь через всю жизнь, и эта любовь все победила. Нет, жизнь раздавила любовь, исковеркала судьбы.

Правда, это только внешняя сторона. Можно сколько угодно говорить об ужасах войны. Но нельзя забывать, что все эти ужасы творили конкретные люди. Сильные и слабые. Уверенные в себе и сомневающиеся.

Кто-то из критиков написал, что весь фильм задаешься вопросом – можно ли в нечеловеческих условиях остаться человеком? Да нет, о другом фильм. О том, что нечеловеческие условия порождены самими людьми, которые преследуют свои цели. И чем отвратительнее цели, тем страшнее условия. Война в данном случае – отражение самых греховных и гадких помыслов, на которые только способен человек. Одному она помогает наживаться, другому насиловать. Всему дурному, что есть в человеке, находится выход. Война унавоживает.

А выбор есть всегда. Вроде бы безвыходным было положение у матери Макса, которой гнусный угольщик предложил спасти только одного ребенка – сына или дочку. Не знаю, какие мысли пронеслись у нее в голове, но они точно были далеки от арифметики (один больше, чем ни одного). Как жить, глядя на спасенного ребенка, понимая, что его предпочли другому? Мать отказалась выбирать. А угольщики могли отказаться стрелять и мародерствовать. А кто-то еще мог отказаться писать донос. И обстоятельства сложились бы иначе.

... Фильм завершается сценой на берегу. Уже бывший комендант Таратута, взявший на воспитание дочку убитого Макса и сосланной-таки в лагеря Лаймы Лию глядит на накатывающие волны и кричит:

"Эх, родина, подруга ты моя суровая, что ж ты такая строгая, не пожалеешь, не простишь!"

А далее убийственная статистика.

«Во время немецкой оккупации погибло 200 тысяч литовцев

В советский период было сослано в сибирские лагеря 260 тысяч литовцев.

Во время освобождения Литвы от Германии погибло 120 тысяч советских солдат».

Чухраю удалось избежать демонизации советского строя. Какая разница, как называется режим, если человек при нем несвободен делать то, что ему по душе. Другое дело, что внутренне мы свободны и вольны поступать по совести при любом режиме.

Отдельно скажу, что "Холодное танго" снято без модных фильтров, компьютерных технологий и почти уже обязательной ручной камеры, призванной дрожащим кадром передать оголенный нерв. Режиссер справляется со всеми поставленными задачами без этого. Свою внутреннюю свободу Павел Чухрай продемонстрировал именно таким способом.

 

Валерий Кедров

Оставить комментарий