Главная / Издания / Игры в бутылочку

Игры в бутылочку

Игры в бутылочку
06 сентября 2017

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№37 (1046) 06.09.2017

Саратовские магазины хотят превратить в мусорные свалки

Российские правозащитники, видимо, перегрелись в отпуске, поскольку инициативы, которыми они фонтанируют, здравыми можно назвать с большой натяжкой. Последнее предложение поступило от Национального союза защиты прав потребителей. Правозащитники выступили с инициативой обязать магазины принимать пластиковые и стеклянные бутылки от населения. А ежели возиться с вторсырьём торговые предприятия не захотят или, скажем, не найдут для этих целей складов, то будут должны уплачивать экологический сбор. Предприниматели сделали большие глаза и почесали в затылке. Реально ли воплотить подобную инициативу в жизнь, разбирался «МК» в Саратове».

 

Отходы увеличивают расходы?

Разработчики данного предложения объяснили его так: пластик, макулатура и стекло — ценное вторсырьё. Магазины могли бы хранить пластик, спрессовывая его, не отправляя на захоронение или сжигание. Кроме того, стеклозаводы нуждаются во вторсырье, уверен глава союза Павел ШАПКИН, и если в Европе бой стекла используется на 25%, то в России — менее чем на 10%. В итоге неоправданно изнашиваются стеклоплавильные печи. Что же касается магазинов, то, как считает господин Шапкин, торговые сети могли бы стимулировать процесс сдачи вторсырья — например, скидками на товары. Те же, кто не способен организовать приём вторсырья, должны платить экологический сбор (напомним, сейчас его платят лишь производители товаров). Глава правозащитной организации почему-то уверен, что перенос уплаты сбора на розничную торговлю позволит эффективнее организовать переработку отходов, а также снизит стоимость потребительских товаров. Но саратовские эксперты считают иначе.

Комментарий эксперта

Андрей КРУПИН, председатель комиссии по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям Общественной палаты Саратовской области:

— Меня удивляет, что подобную тему поднял Национальный союз защиты прав потребителей, поскольку это не совсем их сфера. Но то, что предлагается, мне кажется абсурдным. Во-первых, магазины не могут начать принимать стеклопосуду, потому что для этого нужно получить лицензию. И об этом авторы данной инициативы, видимо, забыли. Раньше эта сфера не была лицензионной: существовали выездные пункты приёма. Просто приезжала машина с пустыми ящиками, и народ шёл и сдавал пустые бутылки. Сейчас для этого вида деятельности требуется лицензия, поскольку стеклопосуда является отходом, а каждый отход имеет свой класс опасности — от 1 до 5-го. Стеклобой может быть разного класса опасности, в зависимости от загрязнения — и 3, и 4-го, этого никто не определял. Поэтому прежде чем делать такие громкие заявления, не мешало бы разобраться в теме. Во-вторых, раньше все пункты приёма стеклотары находились в подвальных помещениях и занимали огромные площади. Сегодня магазины имеют площади, которые используют для своих целей. Как можно сделать склад приёма стеклопосуды, если лишних площадей просто нет? Поэтому вешать такую обузу на предпринимателей и говорить: ах, ты не хочешь принимать вторсырьё? Тогда мы тебя обложим налогом! — в современных условиях совсем неуместно. Предпринимателям сейчас и так нелегко, при экономическом кризисе, санкциях они стараются выживать изо всех сил. А тут получается, что им хотят ещё больше усложнить жизнь.

Как считает эколог, сохранить стеклобой, ПЭТ-бутылки, картон как ценное сырьё можно лишь одним способом: приучать граждан к раздельному сбору отходов.

— Для ПЭТ-бутылок на некоторых площадках для мусора установлены специальные контейнеры, хотя, конечно, не везде, — говорит Андрей Крупин. — Но опять смотрите: расставили по городу автоматы для приёма макулатуры, но в отдалённых районах — Ленинском, Заводском — они все разбиты и поломаны. Это варварское отношение: либо кому-то было просто любопытно, либо это вандализм. В любом случае необходимо воспитывать экологическую культуру, без этого никак.

 

Пакеты и запреты

По мнению Михаила ЯКУШЕВА, председателя гильдии мелкорозничной торговли при ТПП Саратовской области, идея обязать магазины принимать вторсырьё абсолютно бредовая.

— С таким же успехом можно заставить магазины добывать руду и отправлять её на переплавку, — говорит Михаил Николаевич. — Общественники, которые выходят с подобными предложениями, не имеют никакого отношения к торговле, не понимают её механизмов. Россия, наверное, единственная страна в мире, где стеклянные бутылки не используются вторично. В Европе стеклянные банки и бутылки используются 6-10 раз, это поддерживает экологическую культуру в обществе и снижает стоимость товара. Покупая напиток в стеклянной таре, покупатель фактически платит только за сам напиток, а не за упаковку. У нас же стеклобоя столько, что он захламляет огромные территории. 

Как говорят предприниматели, сегодня в стеклянной таре не заинтересованы ни стеклозаводы, ни производители напитков, ни сами поставщики (что логично — сдавать «вторичку» толком некуда). В СССР повторно использовалось 85% стеклянной тары, а пункты приёма работали почти в каждом районе города. Стекло пользовалось спросом, и его можно было вернуть даже в магазин. Например, за 32 коп. купить упаковку кефира, в то время как возвратная бутылка стоила 15 коп. То есть, вернув бутылку, можно было купить кефир за половину стоимости. Сейчас собирать стеклянную тару стало невыгодно. За стандартную бутылку дают не более 90 коп., за «евромодель» — 40 коп., за стекло со сколом — 10 коп. А раз у самих заводов-производителей нет интереса, значит, отжили своё и пункты приёма стеклопосуды.

Может быть, именно поэтому в Саратове закрылись пункты приёма стекла? В интернете удалось обнаружить несколько адресов «приёмок» с телефонами, но часть номеров оказались переданы другим организациям, часть вообще отключены от обслуживания. Последняя информация о приёме вторичной тары датирована 2015 г. и показывает примерную картину сдачи «вторички». В пунктах приёма Саратова брали стандартные и чистые бутылки и банки без разных отметин, эмблем, рисунков, маркировок, но если есть другие стеклянные изделия, их можно сдать на стеклобой. К категории «других» относятся коньячные, винные бутылки, баночки из-под детского питания, трёхлитровые банки. Вчера пивные бутылки принимали от 69 до 79 коп. за шт., стеклобой — 2,20-2,74 руб. за один килограмм, жестяные банки от 12 до 88 коп. за шт. Сегодня в Саратове нет и этого.

Кстати, группа компаний из Пензы, имеющая филиал в Саратове, разместила на своём интернет-сайте прайс-лист по приёму стеклотары. И список приёмных пунктов (аж 14!), открытых в Пензе для этих нужд. Позвонив в местный офис, удалось узнать, что такой «вторичный рай» — лишь в Пензе, в Саратове приёмных пунктов нет. «Вы богатый город, у вас бутылки просто свозят на свалку, — рассмеялся мой собеседник. — В Пензе в пункты приёма приносят не только стекло, но и макулатуру. Всё давно налажено и хорошо работает. Из Саратова мне звонят, спрашивают: куда сдать несколько сотен бутылок? А я ничего ответить не могу, лишь советую поискать по интернету местные пункты приёма стеклотары».

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

— Начать с того, что сегодня производители стали меньше работать со стеклом. Я знаю, что некоторые саратовские предприниматели арендовали склады и пытались заниматься оборотной тарой: скупали ПЭТ-бутылки, полиэтилен и пытались отправлять всё это на вторичную переработку. Но дело шло плохо, и некоторые уже от этого отошли. Ведь у нас рынок: если предпринимателю интересно — он будет брать, нет — значит и разговора нет. Кроме того, сейчас совсем другая «вторичка», её качество уже не то, какое было раньше. Эта проблема остро стоит во всём мире, но за рубежом находят другие выходы из положения. Скажем, изготавливают полиэтилен, который разлагается в почве за несколько лет, в отличие от обычного, который разлагается 100-200 лет. Инициатива заставить магазины принимать вторсырьё очень далека от жизни. Магазинам нужны специальные склады, и очень большие. Куда предприниматель будет девать принятое у народа вторсырьё? Если только под прилавок положит. Но это же несерьёзно. На мой взгляд, подобными вопросами должны заниматься муниципалитеты, строить мусороперерабатывающие заводы. Пока этого нет, на всех площадках для мусора должны быть отдельные контейнеры для ПЭТ-бутылок, но таких контейнеров я видел не больше десятка по всему городу. Никто не хочет этим заниматься серьёзно, главное — найти крайнего, на кого можно повесить ответственность за вторсырьё.

 

Ни сдать, ни купить

— Проблема отходов очень актуальная тема, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил ПЕТРИЧЕНКО. — И особенно для нашего региона, так как, во-первых, Саратов является крупным промышленным центром, а значит, осуществляется повышенная техногенная нагрузка. А во-вторых, у нас располагается два стекольных завода, для которых  стеклотару и стеклянный бой можно рассматривать как сырьё. 

Как считает Михаил Петрович, при применении предлагаемого подхода в российской действительности мы можем столкнуться с тем, что система возврата тары приведёт к прямому увеличению стоимости товара, так как потребуется дополнительная инфраструктура с затратами на её оборудование и содержание. Сохранение тары зафиксирует её стоимость, а возврат, транспортировка, стерилизация или утилизация приведут к дополнительным затратам.

— Вероятно, полезнее было бы стимулировать бизнес по раздельному сбору и переработке утилизируемого мусора и продуктов жизнедеятельности человека, — высказывает своё мнение омбудсмен. — Если к этому прибавить интерес производителей в повторном использовании тары — это новая ниша, но она пока не настолько востребована производителями. Скорее всего, затраты на повторное использование превысят затраты по выкупу, транспортировке, повторяемости и дезинфекции. Исходя из этого можно предположить, что для торговых сетей быть оператором возвратной тары весьма затратно. В конечном итоге предложенный экологический сбор прямо ляжет на тех, кого призван защищать общественник, инициатор проекта — глава Национального союза защиты прав потребителей, то есть на самих потребителей. И сейчас инициатива по вовлечению в оборот стеклотары торговых сетей пока представляется как принудительно несвойственный вид услуг, усложняющий оборот, требующий дополнительных финансовых расходов. Такое предложение может встретить противодействие со стороны вовлекаемых в него торговых предпринимателей. Хотя сейчас мы можем говорить только о возможных рисках, которые я перечислил выше, поскольку пока не известно, какой путь реализации этой инициативы предложит нам Правительство РФ. 

Ясно лишь одно: после прямой линии с Президентом Владимиром ПУТИНЫМ вопрос утилизации отходов снова приобрёл актуальность. И теперь «мусорные» предложения будут появляться с завидной регулярностью, даже самые нелепые.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий