Базар-вокзал

 
Базар-вокзал

22 ноября 2017     

Автор: Анна Петрова

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове №48 (1057) 22.11.2017

Предложения построить парковку вместо вещевого рынка «Привокзальный» звучат всё чаще

На привокзальной площади Саратова есть практически всё: салоны сотовой связи, бистро, магазины, аптека, бабушки, сбывающие гостям города «горящие» пирожки, и даже вещевые рынки. Единственное, чего нет на площади, — это парковочных мест. Прибывающие на саратовскую землю гости делают большие глаза: до припаркованного автомобиля или вызванного такси тащиться почти 100 метров. Горожанам приходится краснеть и грустно бурчать: мол, у нас так… Обещали «модернизацию в рамках урбанизации», но пока не вышло. Когда выйдет — неизвестно, а сейчас нужно срочно изыскивать место под паркинг своими силами, и вроде бы оно есть — место, но только машину на нём пока не поставишь — мешают торговые палатки.

 

Застолбить местечко

Что саратовцам важнее: вещевой рынок или современная парковка у железнодорожного вокзала? Ответ, думаем, очевиден. Тем не менее история с рынком «Привокзальный» тянется уже не первый год. Его посещают активисты из областной Общественной палаты, с проверками приходят сотрудники правоохранительных органов, забирая явный фальсификат на проверку. И конечно, можно было бы махнуть на всё это рукой — сколько таких рынков по всему городу, если бы не одно «но»: ситуация с парковочными местами на привокзальной площади стала совсем катастрофичной. Автомобиль оставить негде даже на 10 мин.: выгрузить вещи родственника или гостя из багажника, дойти до здания вокзала, пройти через «рамки» и проверку багажа и постараться не опоздать к отъезду поезда. А затем ещё быстрее вернуться и забрать машину. Горожанам приходится пристраивать автомобили на соседних улицах и тащить тяжёлые чемоданы к зданию вокзала, проклиная всё на свете.

Общественники и депутаты время от времени высказывают идеи, например, убрать зелёную зону на привокзальной площади, а вместо неё сделать парковку. Или ещё круче: снести стадион «Локомотив» (действительно, и кому он нужен?), а освободившуюся территорию занять под огромный паркинг. Понятно, что все эти предложения скорее всего так и останутся «виртуальными прожектами». А в реальности мы имеем лишь те территории, которые можно освободить под парковочные места «малой кровью».

Комментарий эксперта

Леонид ПИСНОЙ, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:

— На мой взгляд, вопрос с парковкой в районе привокзальной площади нужно решать. У нас есть расселённый и успевший обветшать дом на Аткарской, 33, и есть вещевой рынок «Привокзальный». В районе вокзала нам необходимо получить дополнительно 180-200 машиномест, поэтому если убрать рынок и снести этот дом, мы получим территорию, на которой сможет припарковаться именно такое количество автомобилей.

У депутата Саратовской областной думы Николая БОНДАРЕНКО есть предложения, которые помогли бы привокзальной площади приобрести дополнительные парковочные места.

— Город Саратов ежегодно зарабатывает для федерального бюджета миллиарды рублей, и, на мой взгляд, жители областного центра достойны, чтобы им создали современную подземную парковку, которую, скажем, можно расположить прямо под зелёной зоной, — рассказывает депутат. — Положительные примеры показывают Москва и Питер: внизу располагается паркинг, а наверху, среди зелёных насаждений гуляют люди. Никаких непреодолимых препятствий для осуществления этой идеи я не вижу, требуются только воля и желание властей решить транспортную проблему Саратова, ну и конечно, изыскать на это деньги. По нашим подсчётам, парковочных мест в районе привокзальной площади должно быть не менее 500, поскольку там находятся стадион «Локомотив», торговые павильоны, рынки. Что касается вариант сноса рынка «Привокзальный», то могу сказать, что на фоне предложений об уничтожении зелёной зоны этот вариант, несомненно, более приемлемый. И его, конечно, не нужно совсем отметать.

Как считает бизнес-омбудсмен Саратовской области, выселение вещевого рынка «Привокзальный» даст дополнительные парковочные места, однако подобные вопросы нужно решать цивилизованно.

Комментарий эксперта

Михаил ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченный по защите предпринимателей в Саратовской области:

— Конечно, в отношении привокзальной площади нужно принимать экстренные меры, искать место под парковку. Вещевой рынок «Привокзальный» — это единственное место на площади, вместо которого можно создать хотя бы видимость парковки. Поскольку не осталось, наверное, ни одного крупного города, кроме Саратова, в котором возле железнодорожного вокзала невозможно припарковаться. Конечно, выселение предпринимателей, которые ведут торговую деятельность на рынке, должно происходить цивилизованно, им должны предоставляться места. Где — это уже другой вопрос. Но альтернатива должна быть. Если рассматривать вариант сноса рынка, то по большому счету этот формат мог бы территориально решить проблему: если будет пробит «коридор» с улицы Аткарской, то перед отделением Почты России можно сделать объединённую стоянку.

Бизнес-омбудсмен считает, что помимо паркинга на привокзальной площади можно задуматься о второй парковке — со стороны автовокзала.

— Идеальный вариант: сделать две автомобильные парковки (благо со стороны автовокзала есть место, которое почти не используется), — рассказывает Михаил Петрович. — С одной парковки пассажиров было бы удобно везти в Заводской и Ленинский районы, а с другой — в Кировский, Волжский, Октябрьский и Фрунзенский.

По словам председателя Общественной палаты региона Александра ЛАНДО, давно и упорно борющегося с вещевым рынком «Привокзальный», сейчас дело начало потихоньку сдвигаться с мёртвой точки: 

— Общественная палата области обратилась к одному из депутатов Государственной думы РФ, который написал обращение в Генеральную прокуратуру, — сообщил Александр Ландо. — Поскольку рынок закрыл часть улицы Аткарской — проход граждан к вокзалу, и здесь идёт речь о пожарной и антитеррористической безопасности. Много лет назад там, где сейчас рынок, находилось кольцо трамвая, с улицы Аткарской можно было сразу попасть к вокзалу, а как появился рынок, сделать этого уже нельзя — в определённое время там закрываются ворота. Людям приходится обходить, это очень неудобно. Ну и конечно, необходимы места под парковку — без этого никак. 

Депутат Саратовской городской думы Евгений ЧЕРНОВ знаком с вышеозначенными проблемами не понаслышке. 

— Дело в том, что привокзальная площадь относится как раз к моему округу, поэтому вопрос нехватки парковочных мест мы несколько раз поднимали на комиссиях городской думы, — говорит Евгений Александрович. — Я считаю однозначно: вопрос с парковочными местами на площади нужно решать, поскольку не только гостям города, но и жителям не очень удобно подъезжать к вокзалу. Все свободные места там оккупировали таксисты, или «бомбилы», которые не освободят их, пока не дождутся клиентов. Так быть не должно. Что касается предложения о сносе «Привокзального» рынка, то нужно понимать, что он тоже каким-то образом достался  его владельцам, и вот так взять его и забрать… Но как об одном из вариантов решения проблемы, об этом говорят. Конечно, если рынок был предоставлен владельцам незаконно, то необходимо разбираться и тогда уже вести переговоры о предоставлении предпринимателям других мест для торговли. Ведь не исключено, что в Саратове есть места, где рынку будет лучше, а его покупателям удобнее.

Комментарий эксперта

Ренат КАЗИЕВ, член Саратовского штаба Общероссийского народного фронта, эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость»: 

— В последнее время губернатором и властями областного центра выбран тренд на урбанизацию и создание комфортной городской среды. Именно в рамках данной концепции и должно происходить дальнейшее «реформирование» городского пространства. У меня, как у покупателя, есть мнение, что рынок «Привокзальный» в таком виде — это пережиток прошлого. Уверен, что освобождение привокзальной площади от рынка значительным образом украсит вокзал и укрепит впечатление приезжих гостей в том, что наш Саратов  уже давно не предмет для насмешек, а современный и динамично развивающийся город! А вот что построить на освободившемся месте: сквер, паркинг или что-то другое, этот вопрос необходимо обсудить с жителями города, общественными организациями, учитывая лучшие мировые практики в сфере улучшения городской среды.

 

Рыночная эпопея

Задумываются о вариантах парковки и другие эксперты. Депутат Саратовской областной думы Сергей КУРИХИН изложил одному из саратовских СМИ свою точку зрения о комплексном развитии привокзальной площади.

 «С момента так называемого тестового благоустройства одного из ключевых городских объектов — привокзальной площади в мою приёмную поступило свыше ста обращений граждан, преимущественно негативных. Жалобы касались в основном транспортного коллапса и прочих неудобств, связанных со встречами и проводами пассажиров поездов.

Я уверен, что эксперимент с привокзальной площадью, предпринятый КБ «Стрелка»,  должен не просто долгосрочно решить проблему транспортной напряжённости в городе, но и создать комфортные условия для гостей Саратова и прежде всего для его жителей.

Анонсированное открытие нового аэропорта уже в 2019 году и запуск скоростной электрички позволят быстро добираться людям с багажом (!) как из города в аэропорт, так и с аэровокзала в здание железнодорожного вокзала. По прогнозам, годовой пассажиропоток нового аэропорта в Сабуровке должен увеличиться вдвое, практически до миллиона человек, а это повлечёт за собой и увеличение транзитных пассажиров железнодорожного вокзала, и тогда даже одна подземная парковка не решит проблему.

Значит, все расходы на благоустройство привокзальной площади будут потрачены напрасно, а речь идёт о десятках миллионов рублей. Поэтому было бы уместно вести разговор о строительстве ещё одной многоуровневой парковки на улице Аткарской, на месте рынка «Привокзальный», известного горожанам как рынок имени Романа Ковша. Именно ему бывший мэр Юрий Николаевич АКСЁНЕНКО безвозмездно выделил четыре крупных земельных участка под проекты социального предпринимательства. Но вместо этого на участках появились рынки. Сроком на 25 лет был выделен участок под торговлю на пересечении улиц Навашина и Танкистов, на 25 лет — участок во Фрунзенском районе для строительства торговых павильонов, на 49 — под торговые ряды на Хользунова и Шелковичной... под видом помощи спорт­сменам. Четвёртый участок — как раз под рынок «Привокзальный» — был выделен на 15 лет в 1999 году. Тогда гражданин КОВШ являлся фаворитом Юрия Николаевича и возглавлял некий «фонд социального развития города» и, как видим, значительно его «развил», особенно социально… В целях восстановления исторической справедливости участки могли бы послужить наконец и горожанам, вернувшись вновь в собственность муниципалитета», — высказал своё мнение Сергей Курихин.

Действительно, по слухам, в начале нулевых Саратовский благотворительный фонд социального  развития города, созданный под патронатом экс-мэра Юрия Аксёненко с целью «социальной поддержки населения», получил несколько земельных участков, на которых организовал рынки. Было ли это или нет, законно или не совсем — вопрос к прокуратуре, но факт остаётся фактом: за прошедшие годы автомобилей в Саратове стало в разы больше, а к вокзалу подъехать невозможно. Так быть не должно, если уж началась забота об облике города. И было бы справедливо, если этот вопрос — рынок или парковка — помогли решить местные власти.

 

Им нужна ваша помощь

Аубекирова Яна

Необходимо 100 025 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Свиридов Виктор

ДЦП (спастическая диплегия)

Необходимо 105 940 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Дмитриев Евгений

Ожоги 65% тела 2-3 степени

Необходимо 137 800 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 06 декабря

    Украденный город

    Участки земли в Саратове десятилетиями расходились по коррупционным схемам Шум вокруг земельных участков в областном центре поднялся нешуточный. Оказывается, в течение многих лет их не продавали с торгов, как это должно быть, а просто-напросто раздавали, часто за бесценок. Кто стоит за этим и какими последствиями всё это может обернуться? Ответ на данный вопрос теперь ищут об

  • 06 декабря

    Залезли в бутылку

    Нетрезвых саратовцев лишат алкогольной «добавки» На этот раз чиновники в белых халатах решили приобщиться к алкогольной тематике, ведь по федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» не прошёлся только ленивый. Поправки в данный закон, разработанные специалистами ведомства, удивили даже старожилов алког

  • 06 декабря

    «Сокол» не летает, «Искра» не горит

    За семь месяцев до старта чемпионата мира в России саратовский футбол пребывает в глубоком кризисе Денег на «игру миллионов» в нашей области нет ни на профессиональном, ни на полулюбительском, ни на любительском уровне. Развиваются лишь лиги малого формата — «восемь на восемь» или «пять на пять». Во многом потому, что в них матчи можн

Аргументы недели. Поволжье

  • 10 августа

    «Естественное» снижение цен

    Рейтинг событий саратовской недели Всякий визит спикера Госдумы Вячеслава Володина на малую родину оборачивается серьёзными потрясениями и прорывами. На сей раз подвижки начались в решении проблем обманутых дольщиков, строительстве и реконструкции важных социальных объектов.   Ускорение процесса Реки вспять не потекли, небо не упало на землю. Но

  • 03 августа

    Свободу педофилам?

    Рейтинг событий саратовской недели   Если делать хит-парад новостей, ориентируясь на их посещаемость в интернете, то наш рейтинг состоял бы исключительно из криминальных вестей. Информация о заплыве через Волгу всегда уступит в популярности заметке об отпущенном на свободу педофиле. Но у нас не журнал «Человек и закон», потому попытаемся рассказать обо всё

  • 27 июля

    Проводы Аренина

    Рейтинг событий саратовской недели   Самое главное, конечно, произошло в политической сфере. Офи­циально зарегистрированы кандидаты в губернаторы Саратовской области. Удивительно, но факт: выборы в нашем регионе будут альтернативными!   Отфильтрованные кандидаты В каком-то смысле для нашей губернии это сенсация. Ну, то, что про

Saratovnews

  • 06 декабря

    Сергей Андронов: "Дорожный бизнес обретает социальную ответственность"

    Научные сотрудники Поволжского учебно-исследовательского центра «Волгодортранс» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А., можно сказать, держат руку на пульсе автодорожной отрасли. Созданное более сорока лет назад это подразделение «политеха» изначально специализировалось на проектировании автомобильных дорог местного значения. Здесь раз

  • 01 декабря

    Творцы истории

    Не найти, наверное, более или менее значимого государственного деятеля, который не мечтал бы войти в историю. Всякий вступающий в должность думает, что оставит незабываемый след. И что потомки будут вспоминать его с благодарностью. Но в процессе вхождения в историю случаются разные нехорошие завихрения и соблазны, устоять перед которыми трудно, а подчас просто невозможно. И плюет деятель на буд

  • 27 ноября

    Жизнь на пике

    На фоне многочисленных сериалов медицинской тематики "Аритмия" не затерялась. Наверное, потому, что в новом фильме Бориса Хлебникова нет ничего стерильного и сериального. Картина завоевала Гран-при последнего "Кинотавра". И еще завоюет что-нибудь, можете не сомневаться. "Аритмия", 2017 год, режиссер Борис Хлебников, в ролях: Александр Яценко, Ирина Горбач

Система Orphus