Главная / Издания / Путёвка для алкоголика

Путёвка для алкоголика

Путёвка  для алкоголика
31 января 2018

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№06 (1067) 31.01.2018

Саратовским пьяницам-дебоширам пригрозили принудительным лечением

Когда сложно проводить настоящие реформы, можно ради развлечения заняться опытами. Лучшее поле для экспериментальной деятельности — антиалкогольная кампания, свои предложения о борьбе с зелёным змием, наверное, не озвучивал только ленивый. Последний хит народных избранников — принудительное лечение от алкоголизма тех граждан, которые неоднократно нарушали административное законодательство, будучи подшофе. Алкоголиков и хулиганов предложено отправлять на принудительное лечение, а если откажутся — лишать свободы. Тех, кто ещё не встал на опасный путь пьянства и дебоша, тоже ожидает свежая идейка: этикетки на алкоголе могут запестреть «страшными» картинками по примеру сигаретных пачек. Насколько эти предложения жизнеспособны, выяснял «МК» в Саратове».

 

Пациента вызывали?

Так уж повелось, что сторонники трезвого образа жизни активизируются после новогодних каникул. Что их к этому подталкивает — вид пляшущих и поющих белочек в заставках Первого канала или раскаяние за собственные праздничные излишества, сказать сложно, но антиалкогольные идеи сыплются одна за другой.

Законопроект от парламентского комитета по охране здоровья граждан затрагивает любителей алкоголя, неоднократно попавшихся на нарушении административного законодательства в состоянии опьянения. Депутаты Госдумы РФ предлагают отправлять таких граждан на принудительное лечение сроком от 3 месяцев до года. Если направленный на лечение самовольно покинет больницу, ему назначат дополнительное наказание — штраф или административный арест на срок до тридцати суток. Правда, сумма штрафа невелика — от 4 до 5 тыс. руб., но тем не менее. Как считает разработчик законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай ГОВОРИН, предложенная мера обусловлена тем, что у 80% нарушителей-рецидивистов есть проблемы с алкоголем. Большинство из них никогда не обращались за наркологической помощью. Таким образом, единственный способ помочь им — вынудить пройти необходимый курс, считает депутат.

По его словам, нововведения в первую очередь коснутся семейных дебоширов и автомобилистов, садящихся за руль в нетрезвом состоянии. Николай Говорин приводит статистику, согласно которой 57% случаев бытового насилия и 54% случаев насилия над детьми совершаются в состоянии алкогольного опьянения. В 2015 г. в авариях, произошедших из-за пьяных водителей, погибли 3956 и пострадали 26445 человек, говорится в пояснительной записке.

Как инициатива будет реализовываться на практике? Никакого подобия ЛТП и учреждений с колючей проволокой не будет, утверждают разработчики. Лечение станет проходить на базе государственной наркологической службы, решение о направлении на принудительное лечение примет суд. Законопроект уже поддержали в Совете Федерации, и рассматриваться он будет в ходе весенней сессии парламента.

Саратовские эксперты разделились во мнениях относительно пользы подобного нововведения.

Комментарий эксперта

Игорь ШАХНАЗАРОВ, кандидат исторических наук, почётный адвокат России:

— Принудительное лечение алкоголизма в нашей стране осуществляется только по решению суда. Отправлять на принудительное лечение тех, кто совершил административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, на мой взгляд, неоправданно. Во-первых, надо сначала ответить на вопрос, что такое алкоголизм. Если это болезнь, как говорят врачи, значит, её нужно лечить. Не принудительно изолировать человека, а лечить полноценно: медикаментозно, затем при помощи реабилитации, социальной адаптации. Это целая система. А принудительное лечение мы уже проходили: были ЛТП, где людей не лечили, а просто ограничивали в свободе на некоторое время. Когда же человек выходил оттуда, то снова начинал пить. Поэтому необходимо определиться с тем, чего мы хотим: бороться с алкоголизмом или же изолировать человека на некий определённый срок. Если такое предложение появилось с целью устрашения пьющих граждан, думаю, оно будет неэффективным. Ни одна запретительная мера не даст решения проблемы. Ни одну болезнь невозможно вылечить такими методами.

 

Пьют — значит любят

Мнение врачей-наркологов в отношении новой инициативы весьма неоднозначное.

— Насколько я понимаю, речь идёт о криминализации пьянства, и при помощи принудительного лечения депутаты хотят как-то её снизить, — высказывает свою точку зрения Александр ПАРАЩЕНКО, главный врач ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии». — Конечно, в лечении алкоголизма или наркомании есть элемент принудительности. Иногда человека ставят в такие условия, когда он вынужден соглашаться на лечение. Скажем, так происходит с наркоманами. Ему говорят: либо ты идёшь в тюрьму, либо лечишься. Он выбирает лечение, приходит к нам, и мы его лечим. Думаю, точно так же можно попробовать лечить и от алкоголизма, особенно тех граждан, которые представляют социальную опасность. Обычно принудительное лечение длится 3-6 месяцев. Сказать, что после курса лечения человек обязательно снова напьётся, нельзя. В любом случае мы стараемся добиться у пациента критического отношения к своим поступкам, к той жизни, которую он вёл до лечения. Но, конечно, в реальности всё, что принудительно, не очень действенно. Мне это предложение напоминает обычный популизм, депутаты всё время что-то изобретают, придумывают, но от этого нет никакого прока. Сколько инициатив на эту тему было за последнее десятилетие — не счесть.

Комментарий эксперта

Евгений КОВАЛЁВ, председатель комиссии по охране здоровья граждан Общественной палаты Саратовской области:

— Правонарушения в состоянии алкогольного опьянения в основном совершают те, кто давно злоупотребляет. Так, чтобы один раз напился и сразу же устроил драку или напал на человека, бывает крайне редко. Да, сейчас можно разработать методы по принудительному лечению, решить, за чей счёт оно будет проводиться. Но главный вопрос в том, как выделить, кто из пьющих людей социально опасен, а кто нет. Если судить по количеству правонарушений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, то здесь нужно привлекать полицию, участковых. Участковые должны знать алкоголиков-дебоширов в лицо и чётко отслеживать, сколько раз они нарушили административное законодательство. Однако учитывая тот факт, что реформа МВД идёт уже несколько лет и сокращение штата полиции продолжается, сделать это будет не так-то просто. И опять же алкоголизм — болезнь, а у нас почему-то поступают предложения лечить лишь её симптомы, а добираться до причины ни у кого нет желания. Проще повесить клеймо, отправить на принудительное лечение. А дальше что? На мой взгляд, без системных мер это путь в никуда.

По мнению экс-министра экономики области, кандидата экономических наук, а ныне члена Общественной палаты региона Александра СТЕПАНОВА, для граждан, неоднократно нарушавших общественный порядок, будучи в нетрезвом состоянии, подобные меры воздействия будут уместны.

— Есть контингент, постоянно провоцирующий пьяные драки и дебоши, люди, которые не дают спокойно жить семье или соседям, — говорит Александр Алексеевич. — Пусть сработает хотя бы фактор страха: всё-таки изоляция и принудительное лечение мало кому покажутся радужной перспективой. Если же говорить о серьёзном лечении алкоголизма, то насколько оно будет эффективным в этом случае — большой вопрос. Но в любом случае, на мой взгляд, эта инициатива вполне толковая и жизнеспособная.

 

Совсем сбрендили?

Ещё одну антиалкогольную идею можно назвать жизнеспособной лишь с большой натяжкой. Да и здравой тоже. Федеральный проект «Трезвая Россия» (да, есть и такой!) предложил маркировать бутылки с алкоголем «страшными» этикетками по примеру табачной продукции. В частности, это могут быть фотографии с поражёнными алкоголем органами, как это сейчас делается на сигаретных пачках. «Граждане имеют право знать, к чему может привести употребление такой продукции, как это может отразиться на их мозге, сердце, печени и других органах, — считает руководитель проекта Султан ХАМЗАЕВ. — Такие картинки заставят людей, как минимум, задуматься перед тем, как купить спиртное». Видимо, господин Хамзаев ни разу не наблюдал, как покупатели в магазинах выбирают спиртное. Особенно те, кто употребляют его часто и помногу. Таким хоть гроб с открытой крышкой на этикетке нарисуй — потребительские аппетиты не уменьшатся.

Как считают представители бизнеса, непродуманные новшества могут ударить по карману не только активных потребителей спиртного: смена этикеток или наклейка дополнительных картинок будет возложена на плечи производителей, а они в свою очередь «отобьют» траты путём повышения цен на алкоголь.

Комментарий эксперта

Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

— На мой взгляд, это очередная бредовая идея, озвученная людьми, абсолютно далёкими от бизнеса. Если на этикетках бутылок будут размещаться устрашающие иллюстрации, каким образом тогда будет проходить брендирование продукции — названия станут размещаться мелким шрифтом над картинкой? Но это же абсолютная чушь. И главное — борьба с ветряными мельницами. Кто курил — тот курит невзирая на внешний вид сигаретной пачки, кто пьёт — того не испугаешь картинками на этикетках. А вот бизнес в очередной раз «пощиплют», хотя алкогольный рынок у нас и так уже полностью обложен, настолько зарегулирован, что от него нет такой отдачи, какая была раньше. Особенно это касается пивной продукции. Опять же, следуя логике общественников, устрашающие картинки нужно размещать на всех продуктах, которые содержат ГМО или растительные жиры — пальмовое, кокосовое масло. Давайте на твороге или сливочном масле вместо бурёнок изобразим человеческие органы, изъеденные болезнью, ведь растительные добавки тоже не очень полезны для здоровья.

К подобным предложениям с иронией отнеслись даже врачи. Главный внештатный нарколог Минздрава Евгений БРЮН заявил одному из федеральных СМИ, что «все эти страшилки ничего кроме смеха у нашего народа не вызывают». И пояснил: человека, привыкшего пьянствовать и курить, ничто не испугает. Нарколог заметил, что сложно оценить, какой эффект оказала подобная мера в случае с сигаретами, поскольку нет подобной статистики, и отметил, что единственное, что сработало, — это ограничение мест курения, а алкоголя стали пить меньше потому, что были введены временные ограничения продаж.

— На мой взгляд, если человек давно злоупотребляет алкоголем, то вряд ли устрашающие иллюстрации на этикетках отобьют у него желание купить бутылку, — считает саратовский врач и общественник Евгений Ковалёв. — О вреде алкоголя пишут на этикетке мелким шрифтом, но, видимо, «Трезвая Россия» хочет наглядно показать опасность злоупотребления. Опять же, если на этикетках алкоголя появятся устрашающие картинки, тогда уж и статьи Уголовного кодекса РФ там нужно прописывать. А что? Это повлияет на умы даже лучше, чем иллюстрации. Но я всегда говорю: давайте не будем ставить опыты над людьми, выберем один пилотный регион, на нём обкатаем инициативу, оценим результаты, проанализируем и тогда уже будем предлагать решения. В любом случае, должен быть комплекс мер по борьбе с алкоголизацией населения и особенно молодёжи. И одними наклейками на бутылки здесь, увы, не справиться.

Интересно, понимают ли это сами разработчики антиалкогольных идей? Или главная цель подобных предложений — в очередной раз взбаламутить общественность и отвлечь внимание граждан от более насущных социальных проблем?

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий