Главная / Издания / Высоцкий и Саратов: мифы и факты

Высоцкий и Саратов: мифы и факты

 
Высоцкий и Саратов: мифы и факты

31 января 2018     

Автор: Станислав Орленко

фото photochronograph.ru

МК в Саратове №06 (1067) 31.01.2018

В судьбе великого барда наш город сыграл коварную роль

Владимиру Высоцкому — 80 лет. Людей его возраста среди нас немало, но великий бард прожил чуть больше половины этого срока. К дате вновь зазвучали в памяти строки его песен, гитарные аккорды, непохожий ни на что хриплый голос (ценители вокального искусства недоумевали: «Как с таким голосом вообще можно петь и играть на сцене?»). И вновь вспыхнули споры: каким он был на самом деле, каким бы стал в «новой России» и в сегодняшней, какой была в действительности его биография. Один из вопросов, на которые нет ответа, — приезжал ли Высоцкий в Саратов? Его друзья здесь, конечно, были, их оказалось великое множество по стране и по миру, особенно после смерти поэта. Впрочем, встречались и недруги — как раз в этом году исполняется ровно полвека со дня, когда в газете «Советская Россия» появилась статья «О чём поёт Высоцкий», которую потом сочли сигналом к началу травли барда. И раздался этот сигнал именно из Саратова. Попробуем проследить, на чём же завязаны саратовские сюжеты в биографии человека, занявшего в списке кумиров ХХ в. второе место после Юрия Гагарина.

 

Профессорская легенда

Тему «ВЫСОЦКИЙ и Саратов» надо начинать с конца 1960-х гг. Окончательный закат эпохи «шестидесятников», стартовавшей во время «оттепели», с бардовскими вечерами в Политехническом музее, с фильмами ТАРКОВСКОГО, стихами ВОЗНЕСЕНСКОГО, ЕВТУШЕНКО и АХМАДУЛИНОЙ. И с песнями Высоцкого, магнитофонные записи которого как раз к этому времени покоряют страну, порождая легенды об их создателе (которого на тот момент ещё мало кто знает в лицо, хотя он снялся больше чем в десятке фильмов). Фантазия советских фанатов «златоустого блатаря» (как определил его Андрей Вознесенский) рисует образ сверхбывалого человека, прошедшего фронты Великой Отечественной, колымские лагеря, арктические льды, океанские штормы и ещё бог весть какие испытания и дальние дороги. О его возрасте мало задумываются, а барду как раз тогда исполняется тридцать лет. 

Вот именно к этому «времени чудес» и относится саратовская легенда о том, как Высоцкий без огласки приезжал в клуб СГУ и выступал там с концертами перед профессурой и студентами. Вроде бы и свидетели есть, но никто из них открыто в прессе себя не обозначал. 

Есть сведения, что как раз в это время в Театре на Таганке работала в амплуа травести Изольда ФРОЛОВА, начинавшая свой путь на саратовской сцене. Мне рассказал об этом Валерий ГАНСКИЙ, в тот период игравший в спектаклях народных театров, каковых в Саратове было много. По его словам, Изольда при всём восхищении волшебным даром Владимира Семёновича сетовала на то, что работать с ним было сплошным мучением: постоянные гастроли, поездки по стране с концертами выбивали его из театрального графика, и режиссёр Юрий ЛЮБИМОВ, ценивший артиста, часто переносил в связи с этим репетиции и даже спектакли. Издержки гениальности. 

В 1968 г. судьба сводит Высоцкого с саратовцем Олегом ЯНКОВСКИМ на съёмках фильма «Служили два товарища». По сюжету они пересекаются лишь раз, и их встреча становится роковой развязкой кинокартины. Белогвардейский поручик Брусенцов-Высоцкий, прячась в крымских горах, безо всякой необходимости смертельно ранит из снайперской винтовки красноармейца Некрасова-Янковского, самородка-кинооператора, со словами: «Хоть одного убью напоследок...» 

 

Штрафники и гвардейцы: между клеветой и критикой

Ну и 9 июня 1968 г. появляется печально знаменитая статья в «Советской России» — «О чём поёт Высоцкий», авторами которой стали собкор газеты в Саратове Андрей БОНДАРЮК и преподаватель Галина МУШТА, которую в нашем городе хорошо знают как активистку движения ветеранов Великой Отечественной войны. 

Об этой статье сказано очень много. Есть мнение, что с неё начался сложный период в жизни Высоцкого. 

Если говорить точнее, то статья-то была не единственной, вернее, единственной, но в центральной прессе. А в провинциальной о Высоцком сначала высказались негативно во владивостокской газете «Ленинец» — в ранее напечатанной статье «Толпа послушна звонким фразам», где говорилось об «убийственно однообразном» содержании и «внутреннем наполнении» песен барда. Буквально через пять дней после публикации в «Советской России» эстафету подхватили в… тюменских газетах, напечатав серию критических выступлений об артисте, находившемся на пике славы — неофициальной. 

Статью вряд ли многие читали, хотя в интернете она есть. Кроме обвинений Высоцкого в клевете на советскую действительность и «уродовании русского языка» жаргонизмами и блатными словечками там содержались откровенные неточности. Например, ему  приписывались песни КУКИНА «Я старый сказочник» и ВИЗБОРА «Зато мы делаем ракеты». Вызвавшую особое возмущение авторов песню «о русском духе из бутылки» сам Высоцкий на концертах называл «песней о джинне из бутылки» (о русском духе в её тексте нет ни слова). 

Ну и конечно, чрезвычайно странно звучит упрёк в том, что у Высоцкого «не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину» и что «герои Отечественной войны, судя по одной из песен Высоцкого, — это бывшие преступники, которые «не кричали «ура!».  

Спустя сорок с лишним лет после появления статьи Галина Мушта сказала мне, что ни о каком «идеологическом заказе» она и не думала, просто её раздражало, что сын с утра до вечера слушает эти разухабистые песни. Вот она своё раздражение на страницы печати и выплеснула. Впоследствии, кстати, ей, по собственному признанию, пришлось поменять номер домашнего телефона.

— Его цифры были написаны на стенах всех телефонных будок. Поклонники Высоцкого звонили мне днём и ночью, они считали, что Мушта — это мужчина, и крыли меня отборной руганью, не стесняясь в выражениях. Через двадцать лет, в период перестройки, когда начались теледискуссии о значении Высоцкого, я видела, что экземпляры моей статьи лежат на всех столах — она стала символом травли гения. 

Говоря о своём нынешнем отношении к барду, Галина Петровна отметила, что по-прежнему не считает его образцом для подражания: 

— Свой талант великого артиста он губил алкоголем и наркотиками, не был идеальным семьянином. Мне он представляется фигурой трагической, так же как и Марина ВЛАДИ, пожертвовавшая ему значительную часть своей жизни. 

Ну и самое главное, что сказала активистка ветеранского движения:

— Я, наверное, не написала бы того, что вышло в «Советской России», если бы тогда услышала весь цикл его фронтовых песен: «На братских могилах», «Сыновья уходят в бой», «Он не вернулся из боя». Хотя и сейчас я считаю, что войну выиграли не штрафные батальоны, а гвардейские части. 

Справедливости ради надо заметить, что песня «На братских могилах» к тому времени уже прозвучала из уст Высоцкого в фильме «Я родом из детства», а «Баллада об альпийских стрелках» в «Вертикали». 

 

13 несбывшихся концертов

Второй раз Высоцкий то ли был, то ли не был в Саратове в конце 1970-х, когда начался кризис советской системы. Уже упомянутый Валерий Ганский говорил мне, что его знакомый — саратовский актёр Владимир БОРИСОВ, перебравшийся в Москву, уверял, будто привозил сюда Высоцкого и тот останавливался в квартире его родителей на улице Московской (в то время проспект Ленина), недалеко от вокзала. Правда, никаких выступлений не было, визит носил развлекательно-ознакомительный характер. Эта история тоже на совести рассказчика. 

Зато я хорошо помню возмущение «прогрессивной молодёжи» того времени: «Слышали? Высоцкого не пустили в Саратов!» Речь шла о несостоявшихся гастролях барда в нашем городе летом 1979 г.: тогда в филармонии даже афишу подготовили, она теперь хранится в краеведческом музее. Вроде бы планировалось 13 концертов, но до Саратова Владимир Семёнович не доехал. Самая популярная версия — в последний момент пришёл запрет из Управления КГБ. 

Вячеслав ДЬЯКОНОВ, в то время занимавший пост заместителя начальника управления культуры облисполкома, рассказал мне, что он знает об этом. Однако он ссылался на слова покойного ныне директора филармонии в конце 1970-х Александра СКОРЛУПКИНА:

— Александр Николаевич вспоминал, что в отделе культуры обкома КПСС решили перестраховаться и позвонили на всякий случай в УКГБ. Там сказали: «Не рекомендуем». После этого «антирекомендацию» передали в филармонию. 

Но мало кто знает, что в следующем, 1980-м — олимпийском и последнем году жизни Высоцкого он, как минимум, дважды мог спеть для саратовцев. Теперь планировались концерты в узком кругу, и их организацией занимался Яков ЭСТЕРМАН, впоследствии известный как владелец клуба «Лимкор». Поэт и певец собирался к нам сначала после гастролей в Перми, затем в Свердловске. Но каждый раз возникали непредвиденные обстоятельства. При этом господин Эстерман во время нашего разговора, происходившего несколько лет назад, категорически заявил:

— Мне никто ничего не запрещал! Причина была в личных проблемах Владимира Высоцкого. 

Действительно, странно выглядит ссылка на запреты, в то время как Высоцкий побывал с гастролями в большинстве городов СССР, включая наших соседей — Волгоград, Куйбышев, Горький. 

Тогда же, в 1979-м снимается культовый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Высоцкий играет в паре с саратовцем Владимиром КОНКИНЫМ. Любопытно, что Жеглов-Высоцкий и Шарапов-Конкин, с одной стороны, друзья, а с другой — антиподы, хотя их противостояние и не достигает такого накала, как в литературном варианте — повести «Эра милосердия», завершавшейся словами Шарапова: «Больше с Жегловым работать не буду!»

И ещё один штрих к «саратовскому» портрету Высоцкого. Ровно десять лет назад, к семидесятилетию, в музее Константина Федина организовали уникальную выставку вещей барда и его фотографий из музея на Таганке. Тоже, кстати, показатель — выставку решили провести именно в Саратове, потому что на Таганке верили, что в этом городе Высоцкого любят как нигде. 

Тогда произошёл курьёзный эпизод. Заместитель директора фединского музея Ирина КАБАНОВА рассказывала о выставке по телефону одному из местных журналистов, тот всё внимательно выслушал, записал, а в конце разговора поинтересовался: «А сам автор-то будет?» Имелся в виду не автор снимков или декораций, а автор песен... Десять лет назад в Саратове ещё были люди, которые не поняли, что Высоцкий умер…

Хотя, с другой стороны, разве плохо, что поэта считают вечно живым?

оставить комментарий
 

Фото

  • 12 декабря

    Виктор Марков. От убеждений до комфорта

    «Восемнадцатилетний» депутат Саратовской городской думы получил «коммунальную» грамоту Виктор Константинович Марков — удивительный человек. Человек демократических взглядов и даже когда-то либерал, он всегда был или во власти, или рядом. При этом с удовольствием власть критиковал и все свои неудачи связывал именно с тем, что находится в оппозиции. Как б

  • 12 декабря

    Рейтинг скандалов

    Примаков обратился к Бастрыкину Евгений Примаков, который был избран в Госдуму от «Единой России» на довыборах в сентябре нынешнего года по Балашовскому одномандатному округу, обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой взять на контроль расследование уголовного дела по факту банкротства Саратовского авиационног

  • 12 декабря

    «Ровесник» - круглый год!

    Перешагнув свой тридцатилетний возрастной рубеж, неоднократно выдержав экзамен на зрелость, уверенно тесня конкурентов, «Ровесник» (учредитель ОАО «Саратовнефтегаз») по-прежнему молод, бодр и весел. И неизменно занимает первую строку в рейтинге лучших учреждений отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия Саратовской области. Что и было в очередной раз подтвержд

  • 12 декабря

    Деньги делить всегда интересно

    Вчера состоялось внеочередное заседание Саратовской областной думы, на которой депутаты в последний раз в этом году голосовали за поправки в бюджет.   Деньги туда-сюда и обратно За 20 дней до нового года на Саратовскую область пролился дождь из федеральных денег. Нам наконец дали давно ожидаемую дотацию в 1,2 миллиарда рублей. А ещё выделили

  • 11 декабря

    Властям не под силу ограничить прокат зарубежных фильмов

    По данным ряда СМИ, число российских фильмов, окупившихся по итогам 2018 года, может стать рекордным за всю историю отечественного кинематографа. Однако этому напрямую противоречат тысячи интернет-комментариев граждан, которые не согласны ходить на сеансы нашего кино даже в том случае, если платить за это будут им самим. Подобный негатив непрерывным потоком льется в социальные сети еще

  • 09 декабря

    Куда пойти пенсионеру, на велосипеде по Волге, экономьте и ешьте меньше!

    Не говорите, что мне нужно делать, и я не скажу, куда вам нужно идти. Есть такая шутка. На самом деле советы – вполне самостоятельный раздел в печатных и электронных СМИ. Не знает, человек куда податься в конкретной ситуации, а тут ему целую инструкцию выдают. Поди, мол, туда, не знаю куда… «Провинциальный телеграф» напоминает

Система Orphus