Акцент на транспортное строительство

 
Акцент на транспортное строительство

07 февраля 2018     

Автор: Александр Гуляев

фото автора

МК в Саратове №07 (1068) 07.02.2018

Научная школа института при Саратовском политехе пользуется всероссийской известностью

Институт энергетики и транспортных систем, созданный в ноябре 2016 г. на базе двух старейших факультетов СГТУ имени Гагарина Ю. А. — автомеханического и энергетического, стал надёжным партнером многих ведущих предприятий отрасли транспортного строительства. Первоначальный этап его становления совпал по времени с присвоением техническому университету статуса опорного вуза Саратовской области. Это гарантирует названному учебно-научному подразделению политеха поступательное развитие: институт активно задействован в реализации важнейших проектов регионального и федерального уровней.

— Готовим специалистов по целому ряду направлений, — подчёркивает директор ИнЭТС СГТУ имени Гагарина Ю. А., доктор технических наук, заведующая кафедрой «Транспортное строительство» Наталия КОКОДЕЕВА. — Можно сказать, наш институт обеспечивает основные потребности в кадрах инженерного профиля на рынке труда в регионе и за его пределами. Отзываясь на требования, которые диктует современный мир, соответственно развиваем новые научно-образовательные направления и, в частности, их лабораторную базу. Ищем способы интеграции научных исследований и реального производства. Такое объединение — самый верный путь к успеху. И в этом смысле нами уже многое достигнуто.

 

Производственная практика с третьего курса

Учебный процесс в этом структурном подразделении Саратовского технического университета всё время обогащается прикладной тематикой. Вместе с тем кроме освоения специальных дисциплин студенты здесь получают глубокие знания по фундаментальным наукам: физике, математике, механике, другим предметам. Существенный багаж в области научных исследований позволяет выпускникам Института энергетики и транспортных систем быстро подниматься по ступеням карьерной лестницы в науке и на производстве — поступать в аспирантуру, работать в проектных организациях, НИИ, конструкторских бюро, на промышленных предприятиях, заниматься научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью в вузах.

По выбранной специальности устраиваются фактически все выпускники ИнЭТС. Предложения трудоустройства поступают им из многих российских регионов. Этому способствуют контакты института, имеющего договоры об организации производственной практики студентов с дочерней компанией «Росавтодора» ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» (Воронеж), ОАО «Мостострой-11» (Тюмень), ООО «Мостоотряд-47» (Москва), МИП «МАДИ — Дорожные технологии», другими предприятиями. Многообразие вариантов, чтобы практически применять полученные в вузе знания, помогает его воспитанникам сделать к моменту распределения грамотный выбор. Тем более что представители профильных организаций, нередко присутствуя на защите выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров института, заранее присматриваются к своим потенциальным кадрам. Молодые специалисты, подготовленные в этом учебном заведении, будучи ещё студентами 3-4-го курсов, нарабатывают профессиональный опыт, в том числе на строящихся уникальных объектах транспорта.

— Наши выпускники трудятся на строительстве моста через Керченский пролив, — подтверждает директор ИнЭТС. — Один из генподрядчиков на этом объекте — московская фирма ООО «Рокада», где сотрудники и аспиранты нашего института проводят сертификацию лаборатории дорожно-строительных материалов, проверяют инструменты и аппаратуру, используемые в лабораторном сопровождении строительства Крымского моста. Ими также подготовлен ряд экспертных заключений по выполненным на данном объекте работам.

 

Формула риска на дорогах

Кафедре «Транспортное строительство» принадлежит особая, ключевая роль в Институте энергетики и транспортных систем. Объединённая общими темами научных исследований и образовательных программ с другими кафедрами ИнЭТС, такими как «Промышленная теплотехника», «Электротехника и электроника», «Электроснабжение и электротехнология», «Тепловая и атомная энергетика», «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей», она олицетворяет собой школу, считающуюся своего рода лидером в Российской Федерации.

— При кафедре разрабатываются научные основы, например, по новым законодательным актам РФ в проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, — поясняет Наталия Кокодеева. — Её специалистами созданы целый перечень межгосударственных стандартов Таможенного союза и почти два десятка отраслевых документов по техническому регулированию объектов дорожной инфраструктуры, ремонту и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений. Сотрудники кафедры — авторы стандартов технического нормирования для «лежачих полицейских», дорожных водопропускных сооружений, акустических экранов, ныне массово применяемых в Российской Федерации. Это научное направление возглавляет профессор СГТУ, доктор технических наук Виктор СТОЛЯРОВ.

Сама Наталия Кокодеева является автором двух патентов по применению полиуретановых вяжущих на конусах мостов и откосах автодорог. По технологии, разработанной директором ИнЭТС и признанной лучшей в этой отрасли инновацией за 

2016 г., в Москве и Центральном федеральном округе укреплено уже порядка 15 мостов.

Каждая из кафедр института развивается как самостоятельное структурное под-разделение, продолжая традиции, основы которых здесь были заложены в 50-х годах прошлого века. Такая преемственность позволяет не только эффективно пользоваться накопленным научным и творческим багажом, но и обогащать его. В продолжение исследований, итогом которых стала разработка проекта ГОСТа Российской Федерации об использовании оценки риска на всех этапах жизненного цикла автодороги, издан первый том двухтомной монографии под общей редакцией Виктора Столярова в соавторстве с ученицей, доцентом кафедры «Транспортное строительство» Натальей Щёголевой, а также профессорами Наталией Кокодеевой и Андреем КОЧЕТКОВЫМ. Готовится к изданию второй том.

— Базовый документ, где впервые нашли отражение не формальные, а обоснованные оценки показателей дорожного риска, необходим, чтобы применять инновационные решения в проектировании, реконструкции, ремонте, содержании автодорог и мостовых сооружений, — говорит Наталья Щёголева. — Перед нами была поставлена цель — отобразить математическое, техническое и экономическое содержание этих степеней риска, используя такую разработку научной группы Виктора Столярова, как допуски на отклонения. В опубликованном первом томе монографии отражены формулы для определения тех отклонений от нормативных параметров, которые не влекут катастрофических последствий на дорогах. Вторая её часть в основном посвящена теме эксплуатации автодорог на основе теории риска, возрастающего в зимнее время, и с учётом различных факторов — видимости, скоростного режима, тормозного пути и так далее.

 

Создан научно-производственный кластер

В декабре 2017 г. губернатор Саратовской области Валерий РАДАЕВ получил награду за победу в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги». В рамках проекта активно участвует лаборатория дорожных исследований, входящая в состав технического университета и выполняющая экспертизу работ на улично-дорожной сети Саратова.

Задействованный в проекте «Безопасные и качественные дороги» научный потенциал СГТУ во многом обусловлен Институтом энергетики и транспортных систем, с которым указанная лаборатория имеет непосредственную связь. Модератор программы «Безопасные и качественные дороги» в Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Оренбургской областях — профессор кафедры «Транспортное строительство» Андрей Кочетков.

Этот учёный стал одним из инициаторов другого стратегически важного проекта ИнЭТС, авторство которого принадлежит также и Наталии Кокодеевой. При институте создана рабочая группа (с участием президента СГТУ Дмитрия АЯЦКОВА) научно-инновационного производственного кластера «Мобильный электротранспорт и электрозарядная инфраструктура». Под руководством проректора по научной работе университета Игоря ОСТРОУМОВА в сентябре прошлого года встретились учёные вуза и руководители  предприятий; в их числе руководители АО «Электроисточник», ЗАО «Тролза», ЗАО «Спецавто». Участники совещания выразили готовность заключить договор о научно-техническом сотрудничестве и создать научно-испытательный центр по электрозарядке, лабораторию исследований автономных источников тока, центр стандартизации и сертификации объектов мобильного электротранспорта и электрозарядной инфраструктуры. Данное направление совместной работы, по словам директора ИнЭТС, может быть интегрировано со стратегическим проектом «Социально-экономическое развитие Саратовской агломерации как ключевой структурно-функциональный фактор реализации потенциала Саратовской области». Институт энергетики и транспортных систем — один из главных участников этой долгосрочной программы.

 

Всё для электробусов

Следующим шагом научно-производственной поддержки экологически чистых видов транспорта стало соглашение о сотрудничестве между СГТУ, ПАО «Федеральный испытательный центр» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Тролза». В январе текущего года начались тестовые испытания высоковольтного режима подзарядки электробусов, выпускаемых троллейбусным заводом в Энгельсе. Чуть раньше на IX Саратовском салоне изобретений, инноваций и инвестиций, прошедшем на площадке технического университета, была представлена разработанная учёными ИнЭТС электрозарядная станция «ЭЛЗА». В эти же ноябрьские дни в политехе проведена международная научно-практическая конференция по теме повышения надёжности и безопасности транспортных сооружений и коммуникаций. Мероприятие посетили делегаты из разных городов и, в частности, из Санкт-Петербурга. Представители северной столицы заинтересовались разработкой гагаринцев: её потенциальный заказчик — транспортный комитет администрации города на Неве.

— Научно-инновационный производственный кластер «Мобильный электротранспорт и электрозарядная инфраструктура» — один из проектов цифровой экономики России, — отметил Андрей Кочетков. — Участие в этих проектах — важнейшее направление работы нашего института. Цифровая экономика — стремительно развивающаяся отрасль. По прогнозам аналитиков ООН и ЮНЕСКО, в ближайшие 10 лет мир кардинально изменят новые виды транспорта и энергетики. Городская среда станет удобной, комфортной и безопасной на основе современных схем регулирования подвижного состава и интенсивности движения. На первоначальном этапе реализации этого глобального проекта мы поставили себе задачу создать нормативную базу по техническим условиям размещения средств электрозарядки на улично-дорожной сети населённых пунктов, включая автостоянки, парки, торговые центры, набережные, площади. В этом отношении Россия пока серьёзно отстаёт. У нас на всю страну приходится около тысячи электрозарядных станций, тогда как, допустим, на Украине их 20 тыс. В Санкт-Петербурге власти всерьёз озаботились проблемой сохранения окружающей среды, на его улицах ожидается массовое появление энгельсских электробусов «тролза» с динамической и статической подзарядкой, частных электромобилей. Предприятие ЗАО «Спецавто» в Энгельсе осваивает выпуск лабораторий диагностики, машин ремонта и сервиса для электромобилей. Надо создавать систему добровольной сертификации электрозарядной инфраструктуры, вводить сертификационное лабораторное и нормативное сопровождение этих работ. Отрадно, что наш институт в авангарде перспективного процесса реорганизации общественного транспорта и его замены более экономичными и безопасными машинами.

16-17 мая 2018 г. на базе СГТУ имени Гагарина Ю. А. стартует первая Всероссийская научно-практическая конференция «Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018)», посвящённая проблемам внедрения проектно-ориентированного инженерного образования в высшей школе с учётом запросов муниципальных органов власти, промышленности и бизнеса. Среди приглашённых официальных лиц — представители различных министерств Саратовской области и предприятий топливно-энергетического комплекса, в их числе:  «Саратовский филиал ПАО 

«Т Плюс», филиал АО Концерн Росэнергоатом «Балаковская АЭС», ООО «Газпром трансгаз Саратов».

оставить комментарий
 

Им нужна ваша помощь

Свиридов Виктор

ДЦП (спастическая диплегия)

Необходимо 35 420 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Рожков Ваня

Синдром Веста

Необходимо 95 555 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Чернышов Евгений

ДЦП

Необходимо 110 300 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 20 июня

    Кто даст пас пенсионеру?

    Обращение к Фёдору Смолову, игроку сборной России по футболу При сочинении прошения или челобитной очень важно не промахнуться с адресатом. Бессмысленно писать главврачу райбольницы о плохом состоянии дорожной сети. Глупо жаловаться главе управления культуры на срыв посевной. И потому есть логика в том, что в редакцию «МК» в Саратове» пришло открытое письмо наше

  • 20 июня

    Кадровые чистки и земля шарлатанам

    Радаев отправил в отставку ещё одного министра Как и в случае с отставленным главой областного минфина Александром Выскребенцевым, министр — председатель комитета по управлению имуществом региона Олег Галкин уволен по собственному желанию. По-другому у нас не уходят. Возможно, желание покинуть Московскую, 72 у ГАЛКИНА созрело сразу после того, как в конце мая

  • 20 июня

    Старики и разбойники

    Саратовцы оставляют пенсию в наследство Российскую общественность не просто трясёт — лихорадит. Всё началось с предложения российского государственного деятеля Дмитрия Медведева повысить пенсионный возраст — мужчин до 65 лет и женщин до 63, а закончилось возмущением профсоюзов и миллионным количеством подписей под петицией против новой антисоциальной реформы. Дале

Saratovnews

  • 24 июня

    Футбол на взлетной полосе

    Обзор СМИ     Я все равно не могу привыкнуть к тому, что роль печатного слова сегодня сводится лишь к тому, чтобы обозначить ту или иную проблему, назвать все мерзости своими именами, ужаснуться, обвинить, заклеймить. И совершенно ничего не изменить в этом мире. То есть читатель взбодрен, и слава богу. Отреагировал, прочел, возмутился или

  • 23 июня

    Carmageddon: водители автобусов калечат саратовцев в погоне за наживой

    Саратовцы каждый день теряют здоровье из-за общественного транспорта, функционирующего на бензине. Вчерашний случай с автобусом 11 маршрута, который безответственный шоферюга отпустил восвояси на одной из самых оживленных улиц города, заставил нас рассмотреть проблему под микроскопом.

  • 21 июня

    На «Розу ветров» в Саратове попадут только избранные выпускники

    Вместо привычных «Алых парусов» балаковские выпускники 25 июня получат флеш-моб на центральной площади, где будут вынуждены вальсировать в надоевшей школьной форме. По многочисленным сообщениям в соцсетях, деньги на организацию «праздника» незаконно собирают с родителей. На «Розу ветров» в Саратов из города атомщиков смогут поехать только 52 человека: местная

Система Orphus