Акцент на транспортное строительство

 
Акцент на транспортное строительство

07 февраля 2018     

Автор: Александр Гуляев

фото автора

МК в Саратове №07 (1068) 07.02.2018

Научная школа института при Саратовском политехе пользуется всероссийской известностью

Институт энергетики и транспортных систем, созданный в ноябре 2016 г. на базе двух старейших факультетов СГТУ имени Гагарина Ю. А. — автомеханического и энергетического, стал надёжным партнером многих ведущих предприятий отрасли транспортного строительства. Первоначальный этап его становления совпал по времени с присвоением техническому университету статуса опорного вуза Саратовской области. Это гарантирует названному учебно-научному подразделению политеха поступательное развитие: институт активно задействован в реализации важнейших проектов регионального и федерального уровней.

— Готовим специалистов по целому ряду направлений, — подчёркивает директор ИнЭТС СГТУ имени Гагарина Ю. А., доктор технических наук, заведующая кафедрой «Транспортное строительство» Наталия КОКОДЕЕВА. — Можно сказать, наш институт обеспечивает основные потребности в кадрах инженерного профиля на рынке труда в регионе и за его пределами. Отзываясь на требования, которые диктует современный мир, соответственно развиваем новые научно-образовательные направления и, в частности, их лабораторную базу. Ищем способы интеграции научных исследований и реального производства. Такое объединение — самый верный путь к успеху. И в этом смысле нами уже многое достигнуто.

 

Производственная практика с третьего курса

Учебный процесс в этом структурном подразделении Саратовского технического университета всё время обогащается прикладной тематикой. Вместе с тем кроме освоения специальных дисциплин студенты здесь получают глубокие знания по фундаментальным наукам: физике, математике, механике, другим предметам. Существенный багаж в области научных исследований позволяет выпускникам Института энергетики и транспортных систем быстро подниматься по ступеням карьерной лестницы в науке и на производстве — поступать в аспирантуру, работать в проектных организациях, НИИ, конструкторских бюро, на промышленных предприятиях, заниматься научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью в вузах.

По выбранной специальности устраиваются фактически все выпускники ИнЭТС. Предложения трудоустройства поступают им из многих российских регионов. Этому способствуют контакты института, имеющего договоры об организации производственной практики студентов с дочерней компанией «Росавтодора» ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» (Воронеж), ОАО «Мостострой-11» (Тюмень), ООО «Мостоотряд-47» (Москва), МИП «МАДИ — Дорожные технологии», другими предприятиями. Многообразие вариантов, чтобы практически применять полученные в вузе знания, помогает его воспитанникам сделать к моменту распределения грамотный выбор. Тем более что представители профильных организаций, нередко присутствуя на защите выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров института, заранее присматриваются к своим потенциальным кадрам. Молодые специалисты, подготовленные в этом учебном заведении, будучи ещё студентами 3-4-го курсов, нарабатывают профессиональный опыт, в том числе на строящихся уникальных объектах транспорта.

— Наши выпускники трудятся на строительстве моста через Керченский пролив, — подтверждает директор ИнЭТС. — Один из генподрядчиков на этом объекте — московская фирма ООО «Рокада», где сотрудники и аспиранты нашего института проводят сертификацию лаборатории дорожно-строительных материалов, проверяют инструменты и аппаратуру, используемые в лабораторном сопровождении строительства Крымского моста. Ими также подготовлен ряд экспертных заключений по выполненным на данном объекте работам.

 

Формула риска на дорогах

Кафедре «Транспортное строительство» принадлежит особая, ключевая роль в Институте энергетики и транспортных систем. Объединённая общими темами научных исследований и образовательных программ с другими кафедрами ИнЭТС, такими как «Промышленная теплотехника», «Электротехника и электроника», «Электроснабжение и электротехнология», «Тепловая и атомная энергетика», «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей», она олицетворяет собой школу, считающуюся своего рода лидером в Российской Федерации.

— При кафедре разрабатываются научные основы, например, по новым законодательным актам РФ в проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, — поясняет Наталия Кокодеева. — Её специалистами созданы целый перечень межгосударственных стандартов Таможенного союза и почти два десятка отраслевых документов по техническому регулированию объектов дорожной инфраструктуры, ремонту и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений. Сотрудники кафедры — авторы стандартов технического нормирования для «лежачих полицейских», дорожных водопропускных сооружений, акустических экранов, ныне массово применяемых в Российской Федерации. Это научное направление возглавляет профессор СГТУ, доктор технических наук Виктор СТОЛЯРОВ.

Сама Наталия Кокодеева является автором двух патентов по применению полиуретановых вяжущих на конусах мостов и откосах автодорог. По технологии, разработанной директором ИнЭТС и признанной лучшей в этой отрасли инновацией за 

2016 г., в Москве и Центральном федеральном округе укреплено уже порядка 15 мостов.

Каждая из кафедр института развивается как самостоятельное структурное под-разделение, продолжая традиции, основы которых здесь были заложены в 50-х годах прошлого века. Такая преемственность позволяет не только эффективно пользоваться накопленным научным и творческим багажом, но и обогащать его. В продолжение исследований, итогом которых стала разработка проекта ГОСТа Российской Федерации об использовании оценки риска на всех этапах жизненного цикла автодороги, издан первый том двухтомной монографии под общей редакцией Виктора Столярова в соавторстве с ученицей, доцентом кафедры «Транспортное строительство» Натальей Щёголевой, а также профессорами Наталией Кокодеевой и Андреем КОЧЕТКОВЫМ. Готовится к изданию второй том.

— Базовый документ, где впервые нашли отражение не формальные, а обоснованные оценки показателей дорожного риска, необходим, чтобы применять инновационные решения в проектировании, реконструкции, ремонте, содержании автодорог и мостовых сооружений, — говорит Наталья Щёголева. — Перед нами была поставлена цель — отобразить математическое, техническое и экономическое содержание этих степеней риска, используя такую разработку научной группы Виктора Столярова, как допуски на отклонения. В опубликованном первом томе монографии отражены формулы для определения тех отклонений от нормативных параметров, которые не влекут катастрофических последствий на дорогах. Вторая её часть в основном посвящена теме эксплуатации автодорог на основе теории риска, возрастающего в зимнее время, и с учётом различных факторов — видимости, скоростного режима, тормозного пути и так далее.

 

Создан научно-производственный кластер

В декабре 2017 г. губернатор Саратовской области Валерий РАДАЕВ получил награду за победу в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги». В рамках проекта активно участвует лаборатория дорожных исследований, входящая в состав технического университета и выполняющая экспертизу работ на улично-дорожной сети Саратова.

Задействованный в проекте «Безопасные и качественные дороги» научный потенциал СГТУ во многом обусловлен Институтом энергетики и транспортных систем, с которым указанная лаборатория имеет непосредственную связь. Модератор программы «Безопасные и качественные дороги» в Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Оренбургской областях — профессор кафедры «Транспортное строительство» Андрей Кочетков.

Этот учёный стал одним из инициаторов другого стратегически важного проекта ИнЭТС, авторство которого принадлежит также и Наталии Кокодеевой. При институте создана рабочая группа (с участием президента СГТУ Дмитрия АЯЦКОВА) научно-инновационного производственного кластера «Мобильный электротранспорт и электрозарядная инфраструктура». Под руководством проректора по научной работе университета Игоря ОСТРОУМОВА в сентябре прошлого года встретились учёные вуза и руководители  предприятий; в их числе руководители АО «Электроисточник», ЗАО «Тролза», ЗАО «Спецавто». Участники совещания выразили готовность заключить договор о научно-техническом сотрудничестве и создать научно-испытательный центр по электрозарядке, лабораторию исследований автономных источников тока, центр стандартизации и сертификации объектов мобильного электротранспорта и электрозарядной инфраструктуры. Данное направление совместной работы, по словам директора ИнЭТС, может быть интегрировано со стратегическим проектом «Социально-экономическое развитие Саратовской агломерации как ключевой структурно-функциональный фактор реализации потенциала Саратовской области». Институт энергетики и транспортных систем — один из главных участников этой долгосрочной программы.

 

Всё для электробусов

Следующим шагом научно-производственной поддержки экологически чистых видов транспорта стало соглашение о сотрудничестве между СГТУ, ПАО «Федеральный испытательный центр» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Тролза». В январе текущего года начались тестовые испытания высоковольтного режима подзарядки электробусов, выпускаемых троллейбусным заводом в Энгельсе. Чуть раньше на IX Саратовском салоне изобретений, инноваций и инвестиций, прошедшем на площадке технического университета, была представлена разработанная учёными ИнЭТС электрозарядная станция «ЭЛЗА». В эти же ноябрьские дни в политехе проведена международная научно-практическая конференция по теме повышения надёжности и безопасности транспортных сооружений и коммуникаций. Мероприятие посетили делегаты из разных городов и, в частности, из Санкт-Петербурга. Представители северной столицы заинтересовались разработкой гагаринцев: её потенциальный заказчик — транспортный комитет администрации города на Неве.

— Научно-инновационный производственный кластер «Мобильный электротранспорт и электрозарядная инфраструктура» — один из проектов цифровой экономики России, — отметил Андрей Кочетков. — Участие в этих проектах — важнейшее направление работы нашего института. Цифровая экономика — стремительно развивающаяся отрасль. По прогнозам аналитиков ООН и ЮНЕСКО, в ближайшие 10 лет мир кардинально изменят новые виды транспорта и энергетики. Городская среда станет удобной, комфортной и безопасной на основе современных схем регулирования подвижного состава и интенсивности движения. На первоначальном этапе реализации этого глобального проекта мы поставили себе задачу создать нормативную базу по техническим условиям размещения средств электрозарядки на улично-дорожной сети населённых пунктов, включая автостоянки, парки, торговые центры, набережные, площади. В этом отношении Россия пока серьёзно отстаёт. У нас на всю страну приходится около тысячи электрозарядных станций, тогда как, допустим, на Украине их 20 тыс. В Санкт-Петербурге власти всерьёз озаботились проблемой сохранения окружающей среды, на его улицах ожидается массовое появление энгельсских электробусов «тролза» с динамической и статической подзарядкой, частных электромобилей. Предприятие ЗАО «Спецавто» в Энгельсе осваивает выпуск лабораторий диагностики, машин ремонта и сервиса для электромобилей. Надо создавать систему добровольной сертификации электрозарядной инфраструктуры, вводить сертификационное лабораторное и нормативное сопровождение этих работ. Отрадно, что наш институт в авангарде перспективного процесса реорганизации общественного транспорта и его замены более экономичными и безопасными машинами.

16-17 мая 2018 г. на базе СГТУ имени Гагарина Ю. А. стартует первая Всероссийская научно-практическая конференция «Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018)», посвящённая проблемам внедрения проектно-ориентированного инженерного образования в высшей школе с учётом запросов муниципальных органов власти, промышленности и бизнеса. Среди приглашённых официальных лиц — представители различных министерств Саратовской области и предприятий топливно-энергетического комплекса, в их числе:  «Саратовский филиал ПАО 

«Т Плюс», филиал АО Концерн Росэнергоатом «Балаковская АЭС», ООО «Газпром трансгаз Саратов».

оставить комментарий
 

Им нужна ваша помощь

Фото

МК в Саратове

  • 19 сентября

    Мелиорация - залог успеха

    Коллективом ФГБУ  «Управление «Саратовмелиоводхоз» сделан существенный шаг вперёд в мелиорации земель Саратовской области  Вопросы орошения всегда были актуальны для нашей области как зоны рискованного земледелия. В последние годы регион активизировал участие в федеральных целевых программах по развитию мелиорации, и главная роль в выполнении за

  • 19 сентября

    Стань творцом истории родного края

    На днях Аркадакский район торжественно отпраздновал своё 90-летие Когда-то эта территория входила в Балашовский уезд, в составе которого существовала Аркадакская волость. Она и стала основой Аркадакского района, который был сформирован в 1928 г. Сегодня Аркадакский район имеет свою историю, здесь сложились традиции, основанные на трудовых и семейных ценностях. Здесь кажд

  • 19 сентября

    Возрождённая судоверфь

    Столетний юбилей предприятия отмечен «прорывом в будущее»  Судостроительно-судоремонтный завод в Балакове опо-знаётся по ломаным линиям громадных подъёмных кранов на берегу, скоплению разно-образных судов на акватории и у причалов. Без такой картины не представить города, который по праву может называться портом пяти морей. Среди местных действующих предприят

Saratovnews

  • 18 сентября

    В борьбе за чистоту судейских рядов

    – Спасибо, что дали нам время высказаться, – так закончил заседание комитета по государственному строительству и местному самоуправлению депутат-коммунист Николай Бондаренко. И правда, заседание назначили не на среду, как все остальные комитеты, а на вторник, и работали депутаты не час, как уже принято, а два с лишним часа. Но главными были не коммунисты, а депутат Сергей

  • 18 сентября

    35 долларов за нефть и новые санкции развернут Россию в кризис

    Центральный банк России составил прогноз развития страны на 2019 год по двум сценариям. Один назвали базовым, а другой – рисковым. На самом деле именно рисковый имеет все шансы сбыться с большой вероятностью.   Всё в мире хорошо. Все экономики развиваются. Все всех любят и уважают Это основные сценарные услов

  • 14 сентября

    Возможно, россиянам готовят ещё одну «последнюю жертву»

    Слишком много непонятных заявлений на экономическую тему прозвучало в нынешнем сентябре. Впору начать думать о том, что нам в близком будущем грозит не только девальвация рубля, но и его деноминация, то есть денежная реформа.   Два намёка на инфляцию «Российскую экономику ждет еще один трудный период с ускорением инфляции и у

Система Orphus