Главная / Издания / Стремление к космическим высотам

Стремление к космическим высотам

Стремление  к космическим высотам
22 марта 2018

Автор: Надежда Барсукова

фото автора

МК в Саратове

№13 (1074) 21.03.2018

Судьба хорошо известного в Саратове лицея № 15 неразрывно связана с именем его директора Галины Карпенко, которая на днях отмечает юбилей.

Когда речь заходит о лицее № 15 как об одном из самых перспективно развивающихся образовательных учреждений области, то в первую очередь эти перемены связывают с именем его директора, талантливого педагога и руководителя Галины Михайловны КАРПЕНКО. Это именно тот подарок судьбы, когда жизни школы и человека тесно переплелись.

 

Судьба настоящего учителя

Ещё в школе Галина Карпенко мечтала о том, чтобы получить образование в МГУ и, став дипломированным химиком, заняться наукой, прежде всего в космонавтике. Настала эпоха полётов в космос. Но после неожиданной смерти отца она вынуждена была уехать из Москвы, поближе к семье, где была старшей. Так что пришлось после первого курса МГУ перевестись в Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, где Галина Михайловна успешно окончила химический факультет. Одновременно с учёбой работала секретарём комсомольской организации Саратовского технического училища № 35, после получения диплома — в обкоме комсомола. И всё же хотелось вернуться в профессию, и с 1973 г. она стала преподавать любимый предмет в Саратовском политехническом техникуме, где способный педагог, руководитель отделения учреждения за десять лет выпустила немало специалистов, которые и сегодня успешно трудятся в газонефтяной промышленности.

Но жизнь порой преподносит немало испытаний. В 1983 г. мужа Галины Михайловны направляют на работу в Калмыкию, но и здесь знания, приобретённый педагогический опыт помогают ей в деле подготовки кадров для нефтегазовой отрасли.

В 1990-м семья Галины Михайловны возвращается в Саратов. Местом её работы становится средняя школа № 15 в Заводском районе города, где Галина Михайловна начинает преподавать детям химию. И всё чаще она вспоминает своего учителя математики, который когда-то предрекал ей большую судьбу учителя, ещё тогда сумев разглядеть в ней педагогический талант. Сегодня работа в школе — её главный выбор, о котором она никогда не пожалела. До сих пор её ученики, многие уже состоявшиеся в жизни люди, с большим удовольствием вспоминают уроки своего учителя химии, потому что проходили они на одном дыхании несмотря на сложность школьного предмета.

В 1992 г. руководство городского комитета образования предлагает Галине Карпенко возглавить школу № 15, где по сей день она работает директором и, по мнению всех, кто её знает, является руководителем с большой буквы. В этом человеке соединились талант педагога и опыт управленца. Казалось бы, простая биография, но она наполнена огромным смыслом, событиями разных эпох и, главное, результатами большого труда.

Для Галины Карпенко, как все отмечают, главное в жизни, в её работе — человек: ученики лицея и их родители, коллеги и друзья, среди которых много выпускников школы. Школы, с которой она единое целое вот уже много лет.

Учитель химии высшей квалификационной категории Галина Карпенко имеет звания «Отличник народного просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ», является почётным гражданином города Саратова и членом Общественной палаты города, награждена многочисленными почётными грамотами федерального и регионального уровней. Но о своих званиях и регалиях она никогда не говорит, на торжествах не надевает наград, считая, что главные её награды — любовь и память учеников, уважение коллег и доброе слово родителей её воспитанников.

 

Школа — система, школа — новатор

Про лицей № 15 говорят, что это не просто школа. В этом образовательном учреждении есть своё лицо, здесь особенная жизнь, строгий порядок и стиль. Коллективу лицея, его ученикам удаётся не только сохранять традиции школы, но и приумножать их. В прошлом году лицей отмечал 85-летие, на которое прибыли его выпускники со всей страны. Среди гостей были представители органов образования области и Саратова, депутаты городской и областной дум, представители высших учебных заведений, коллеги, ветераны педагогического труда.

Много слов признательности прозвучало прежде всего в адрес Галины Карпенко — идейного вдохновителя коллектива, который вместе с ней за 25 лет её руководства создали школу — систему, школу — новатора.

— Вы бывали в этой школе? Побывайте обязательно, здесь особая атмосфера. Позитив во всём. Даже, например, в картинах на стенах, написанных учениками школы. Кстати, знаю, что для развития этого направления Галина Михайловна специально пригласила педагога, специалиста из политехнического университета, который ведёт студию «Палитра». Этот лицей — источник инициатив, опыта, педагогических побед, которые помогают и другим школам найти себя в современной системе образования, — говорит депутат городской думы по избирательному округу № 4 Сергей АГАПОВ. — В лицее № 15 успешно сочетаются традиции и инновации. Коллектив педагогов стремится создать комфортную образовательную среду, позволяющую проявлять творчество, талант и раскрыть способности каждого ребёнка. А ведь в лицее учится почти 1,5 тысячи учеников и занятия организованы в одну смену. Мы же понимаем, что это прежде всего хорошая организация всех процессов управления школой. В лицее высокопрофессиональный, творчески и стабильно работающий коллектив, и каждого коллегу Галины Михайловны отличают преданность профессии, любовь к детям. И лидером во всей этой сложной, трудоёмкой работе является наша Галина Михайловна. Как депутат я часто бываю в лицее, какие-то вопросы мы решаем вместе с директором. И я не перестаю удивляться жизненной энергии этой женщины.

Школа, ныне лицей, была открыта в далёком 1932 г. и за все эти годы воспитала немало настоящих граждан страны. Но основные вехи в её современном развитии отмечены именно при директоре учреждения Галине Карпенко. В 1995 г. школе был присвоен статус «Школа — система с лицейскими классами», в 2004-м она стала муниципальным общеобразовательным учреждением — лицеем № 15 Заводского района 

г. Саратова. Изменились в школе структура, подход к образованию. Учебное учреждение лицей № 15 стало настоящей площадкой для внедрения современной системы образования.

 

Вот уже почти двадцать лет лицей 

№ 15 сотрудничает с вузами города Саратова: СГАУ, СГТУ, СГУ, СГЮА, ССЭИ РЭУ им. 

Г. В. Плеханова, ПИУ РАНХиГС. Направления разные: работа с одарёнными детьми, робототехника, ученические суды, НПО «Эврика», дискуссионный клуб «Остров надежды», скаутинг, волонтёрское движение, профильный отряд «Созвездие». И всё это работает, объединяя учителей, родителей детей и самих ребят.

— С лицеем № 15 мы давно поддерживаем тесный контакт. А в прошлом году он стал базовой школой Саратовского социально-экономического института. Сегодня эта работа переросла в целую систему подготовки детей к выбору и освоению будущей профессии, — подчеркнула в разговоре доцент кафедры менеджмента РЭУ им. 

Г. В. Плеханова Елена НАЦЫПАЕВА. — Что даёт такая взаимосвязь школы и вуза в первую очередь для детей? Опыт показывает, что многое. При встречах с ребятами в лицее мы объясняем суть профессий, проводим мастер-классы и на практических примерах рассказываем, в чём заключается работа экономиста, менеджера, бухгалтера… Видим, что им это интересно. Ребята могут задать любой вопрос, попросить разъяснений по любой теме. Порог неопределённости значительно снижается, дети начинают ориентироваться в многообразии профессий. Уровень подготовки детей в этом лицее очень высок, что подтверждает и статистика. Это одна из школ Саратова, где самый высокий балл ЕГЭ, и надо отдать должное директору лицея Галине Михайловне Карпенко — именно она со своим коллективом смогла создать условия для получения качественного образования в школе. Это очень умный, талантливый человек. Выпускники лицея, поступающие в наш вуз, всегда показывают хорошие знания, эрудицию, умение работать в команде.

 

Сочетание традиций и инноваций

О лицее № 15, коллективе образовательного учреждения и его директоре Галине Карпенко можно рассказывать и рассказывать. В своей деятельности педагогический коллектив лицея ориентирован на создание «Школы успешных детей», основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве. Как передовые разработки в области образования здесь внедряются программы «Школа здоровья», «В здоровом теле здоровый дух», «Надежда России», программа гражданско-правового воспитания, «Одарённые дети» и другие, развивается система дополнительного образования. В работу школы внедрены автоматическая система управления, приложение «Электронный журнал», элемент которого — приложение «Электронный дневник». Осваиваются дистанционные формы работы с учащимися: создан сайт интерактивного тестирования. Надо отметить, что сайт лицея — лауреат городского конкурса сайтов общеобразовательных учреждений.

И что самое ценное, работа педагогического коллектива строится по трём направлениям: здоровье — развитие — образование. На базе лицея ведётся работа по развитию научно-технического мышления школьников средствами соревновательной робототехники.

— Первое наше знакомство с лицеем № 15 и его директором Галиной Михайловной Карпенко произошло во время визита в лицей губернатора области Валерия Васильевича РАДАЕВА, во время которого лицеисты продемонстрировали свои проекты, — рассказывает доцент кафедры «Системотехника» СГТУ им. Гагарина Ю. А. Александр ЖУРАВЛЁВ. — Галина Михайловна предложила сотрудничество, и вот уже несколько лет я с удовольствием веду кружок по робототехнике в лицее № 15. Мы уже реализовали несколько проектов, дети принимали участие в различных соревнованиях. В прошлом году набрали группу ребят из младших классов и наша команда «Атом» стала победителем на фестивале «Робофест — Саратов-2018» в номинации «Чертёжник», получив право участвовать во всероссийском робототехническом фестивале «Робофест-2018». Но что особенно важно: в этом лицее не только учат детей школьным наукам, но и развивают их внутренний мир, выявляют способности и предлагают для занятий различные кружки, секции, проводят соревнования, фестивали, конкурсы. А тон в этой большой работе задаёт именно директор лицея. Галина Михайловна прирождённый организатор и новатор в системе школьного образования. Стоит отметить, что выпускники лицея, которые поступают в наш университет, показывают высокий уровень знаний.

Вот уже несколько лет лицей № 15 работает как региональная инновационная площадка «Образовательно-событийная среда как средство развития личности обучающихся» и т. д. С 2008 г. лицей № 15 включён в эксперимент по организации и проведению мониторинга исследования качества образования в Саратовской области. Он является пилотным общеобразовательным учреждением по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях Саратовской области.

Здесь не только дают детям знания по школьной программе, здесь создаётся научно обоснованная система современного школьного образования.

В 2009 г. лицей № 15 стал лучшей школой Саратовской области, в 2015 и 2017 гг. — победителем регионального этапа Первого всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, развивающих ученическое самоуправление. В 2015-м лицей награждён почётной грамотой Саратовской областной думы за достижение высоких показателей в воспитании и образовании. В 2014 г. директору Галине Карпенко вручён сертификат доверия работодателю и лицей № 15 внесён в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников в рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателя».

В 2016, 2017 гг. лицей внесён в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В 2016-м в рамках проекта депутата Государственной думы 

Вячеслава ВОЛОДИНА один из классов лицея получил награду как «Лучший ученический класс». Учащиеся неоднократно становятся лауреатами международной интернет-олимпиады «Эрудиты планеты», победителями городского турнира по игре «Что? Где? Когда?» и призёрами всероссийской предметной олимпиады «Шаг в будущее», победителями районных соревнований «День призывника».

Все эти достижения — результат работы конкретных людей, которые объединены целями и задачами, способны работать как одна команда.

 

Особый дар

Коллеги говорят о Галине Карпенко, как об уникальном человеке. Руководитель она мудрый, талантливый, предвидящий наперёд, умеющий скорректировать любую ситуацию таким образом, что это будет только на пользу лицею, детям, всем… Особым даром обладает Галина Михайловна и как учитель. Предмет химия для многих её учеников стал определяющим в будущем при выборе профессии.

— Галина Михайловна очень любит свою работу, она живёт ею. И на первом месте у неё человек, — с теплотой говорит о коллеге заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе, заслуженный учитель РФ Татьяна ХОДИКОВА. — Как только Галина Михайловна заходит в школу, всё начинает вокруг неё крутиться в правильном ритме. У нас нет какого-то недопонимания, что делать. Так управлять сложнейшим механизмом школы может только способный организатор, понимающий суть всех процессов. Не бывает такого, чтобы она не знала ответа на заданный вопрос. С ней легко работать, но одновременно чувствуешь всю полноту ответственности за свою работу, свои поступки. Галина Михайловна умеет находить рациональное звено, может извлечь из любого совещания или любой информации ту крупицу, применение и развитие которой может дать нашему лицею большой результат.

Коллеги вспоминали: когда в стране только начинали обсуждать идею индивидуального обучения детей в школе, именно в лицее № 15 по инициативе директора начали разрабатывать и внедрять систему обучения детей по индивидуальному учебному плану. Нормативной базы практически не было, но были желание, интуиция, что такая система обучения нужна. Галина Михайловна, работая на уроке химии с детьми, знала, что одному ребёнку, например, надо дать ещё время на изучение таблицы Менделеева, а другой уже может решать задачу посложнее. Но в итоге каждый в классе был занят делом и успешно осваивал программу по предмету.

В педагогическом коллективе много выпускников родной школы. По их мнению, Галина Михайловна является образцом в профессии. И они мечтают достичь в своём деле тех высот, которых достигла их наставница. А Галина Михайловна стремится помочь каждому из коллег, направляя по карьерной лестнице, каждого мотивирует расти профессионально и повышать квалификацию, понять свою состоятельность в профессии.

— Когда в прошлом году объявили конкурс «Учитель года», Галина Михайловна вызвала меня и сказала: ты сможешь, иди и готовься, — рассказывала учитель начальных классов высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Учитель года в номинации «Вдохновение и артистизм» Оксана САФОНОВА. — И потом всё время была рядом. Даже вечером звонила и спрашивала, поужинала ли я. Заботилась, как родной человек. Когда я попала в финал и победила, то поняла, что её не подвела. Я чувствовала колоссальную ответственность — представлять свой лицей на таком престижном конкурсе. Когда мне бывает трудно, я всегда думаю: а как бы Галина Михайловна поступила в данной ситуации, и решение проблемы приходит само собой. Можно говорить о Галине Михайловне как о прекрасном наставнике, о важном для всех нас примере отношения к профессии, о замечательном руководителе, и каждое слово будет абсолютной правдой. Но её присутствие рядом, какое-то слово поддержки, мудрый и очень важный совет — это необыкновенное чувство близости по духу. С первых дней моей работы в лицее Галина Михайловна смогла мне помочь понять своё место в педагогике, вселила веру, что я многое смогу, и сегодня я не мыслю себя без детей, школы, без коллег, тоже не мыслящих себя вне этой профессии. И всё это благодаря Галине Михайловне, которую мы очень любим.

Про Галину Карпенко говорят, что она вне возраста. Всё так же энергична, организованна, в курсе всех современных технологий в педагогике, легко общается с учениками на любые темы, быстра на принятие единственно правильных решений. А она считает, что силы ей придают школа, ученики, что она заражается энергией от коллег, дружбой и совместной работой с которыми очень дорожит.

— Конечно, я помню о своей детской мечте — познать химию и посвятить себя науке, но жизнь сложилась именно так. Но знаете, я счастлива, что работаю в школе. Каждый ребёнок — это открытие. Дети разные, и они по-своему особенные. И если ты поможешь ребёнку раскрыть заложенные в нём природой способности, таланты, обрести знания, которые помогут ему быть полезным для общества, получить выбранную профессию, это и есть большая удача в жизни, в нашей профессии, — говорит Галина Михайловна. — Сегодняшняя система образования, я в этом уверена, позволяет ребёнку быстрее раскрыться, попробовать силы, понять свои возможности. А мы, учителя, призваны развивать эти качества, вселять уверенность, чтобы ребёнок стремился попробовать эти силы, реализовать эти возможности. Каждый год лицей выпускает во взрослую жизнь более ста мальчишек и девчонок. И если каждый из них состоится в жизни, значит, мы не зря работаем в школе.

 

Ирина ЗАХАРОВА, ассистент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарный экономический лицей», выпускница лицея № 15 2002 г.:

— Лицей дал мне все необходимые знания для поступления в вуз. Мне не потребовалась помощь репетиторов и дополнительные занятия. Я благодарна всему педагогическому коллективу за хорошие знания. А Галина Михайловна для меня всегда останется Учителем. История такова, что учителя химии в нашем классе постоянно менялись. И тут приходит на урок Галина Михайловна — мы даже немного испугались, ведь это директор. Но с первого же урока она нас организовала, настроила на работу, и вскоре сложная химия стала одним из самых любимых предметов. Сейчас, уже работая преподавателем, я понимаю: это был высший пилотаж педагогики. Галина Михайловна умеет организовать учеников, сплотить их для достижения цели. Мы как один стали стремиться к получению знаний и саморазвитию. И сегодня Галина Михайловна остаётся для меня примером высокого профессионализма и умения общения, с ребёнком ли или со взрослым человеком.

 

Анатолий БАРСУКОВ, директор Саратовского ТЮЗа, выпускник лицея № 15 1996 г.:

— Я был уже в 9-м классе, когда пришёл в лицей № 15 из другой школы. Галина Михайловна после небольшой беседы как-то разглядела мои возможности и включила меня в физико-математический класс, который считался самым сильным среди девятых. Я помню, как она меня спросила: «Справишься?» Помню и сейчас взгляд её умных внимательных глаз. Было ощущение, что тебе по-взрослому доверяют, и я ответил: «Да». Ну а потом уже не мог подвести её и других учителей. Словом, окончил школу с медалью, а сейчас с удовольствием бываю в лицее, встречаюсь с Галиной Михайловной, которая в то время не только была директором, но и преподавала в нашем классе химию. Это были классные уроки. Помню, как Галина Михайловна направляла меня от лицея на олимпиады именно по химии. Конечно, старался не подвести. Ещё помню, как она по-взрослому обсуждала с нами вопросы проведения выпускного вечера, ей было важно наше мнение. Конечно, мы не были тихонями, но она уважала нашу свободу. Сегодня спустя годы я понимаю, что она всегда была особенным директором, уникальным учителем. Галина Михайловна очень человечный человек.

 

Николай КУЗЮТКИН, исполнительный директор Саратовского полиграфического комбината, выпускник лицея № 15 1994 г.:

— Во-первых, эту школу в своё время заканчивал мой отец и осознанно привёл меня в первый класс именно в лицей № 15. Здесь училась и моя сестра. Сегодня здесь учится уже мой сын. Так что в нашей семье это добрая традиция. Кстати, все мои одноклассники, которые и сейчас живут в Заводском районе, тоже приводят своих детей учиться в эту школу. К Галине Михайловне у меня самые добрые чувства. Она была нашим классным руководителем, и мы уже тогда понимали: очень повезло, что в начале жизненного пути мы встретили столь удивительного человека. Уже будучи директором, она немало сделала для развития школы. И сегодня я вижу, что наш лицей стал на порядок выше в развитии школьного образования, испытываю искреннюю гордость за свой лицей, за Галину Михайловну и всех учителей. Для меня важно, что сыну нравится учиться. Он любит школу. Талант Галины Михайловны в том, что она объединяет вокруг себя учителей и весь этот коллектив работает как команда, ставя перед собой цель — дать детям на высоком уровне знания, развить их способности, сделать школьное детство увлекательным и счастливым. Спасибо ей за этот талант!

 

 

Роман ГИМАЕВ, начальник отделения уголовного розыска УМВД России по г. Саратову, выпускник лицея № 15 2001 г.:

— После окончания лицея я поступил в школу милиции и успешно окончил её. Сейчас работаю в правоохранительных органах. Знаете, школа — это особая пора жизни, и учёба в лицее, школьная жизнь вспоминаются с теплотой. Мы всегда были чем-то заняты, увлечены, и сегодня понимаешь, что в этом и был заключён профессионализм учителей. У нас очень интересно проходят встречи выпускников, и мы рады общению с учителями, с классным руководителем Татьяной Францевной Ходиковой, с директором Галиной Михайловной Карпенко. Это настоящие педагоги, психологи, знатоки детских душ. И вы знаете, все мои одноклассники и я лично, испытываем гордость, что учились в этой школе. Сейчас в лицее учится моя дочка, и можно сказать, все новости школьной жизни мы знаем. Может, и наши внуки будут учиться в этом замечательном лицее…

Автор: Надежда Барсукова

Оставить комментарий