Вклад в Великую Победу

 
Вклад в Великую Победу

14 мая 2018     

Автор: Надежда Барсукова

МК в Саратове №20 (1081) 09.05.2018

Когда началась война, машинисту Ртищевской узловой станции Ивану Кудасову было 27 лет. В первый же день войны он отправился в военкомат, чтобы уйти добровольцем на фронт. Но тогда на всех машинистов распространялась бронь, предстояло активизировать работу железной дороги, по которой день и ночь шли эшелоны в сторону фронта.

Когда фронт приблизился к берегам Волги и разгорелись жаркие бои под Сталинградом, Ртищевский железнодорожный узел стал одним из важнейших опорных пунктов, через который шли воинские эшелоны. Десятки машинистов доставляли их к линии фронта, а многие работали непосредственно на фронтовой магистрали. Среди них — машинист Иван Фёдорович КУДАСОВ, чьё имя сегодня навечно вписано в историю Ртищевской железной дороги как пример большой работоспособности, умения и храбрости. Все военные годы он доставлял 

вооружение, снаряжение и войска к линии фронта. А в тыл — санитарные поезда с ранеными.

Тогда, летом 1942-го под Сталинград стягивались одновременно силы Красной армии и немецких элитных частей для битвы, которая должна была стать решающей в Великой Отечественной войне. Увеличился поток эшелонов и через Ртищевский железнодорожный узел. Чаще всего Иван Кудасов водил поезда по направлению к станции Арчеда, что под Сталинградом. Как-то для танковых частей срочно потребовалось горючее. Эшелон с цистернами быстро был сформирован, и Кудасов со своими напарниками отправился в путь. Только выехали на перегон, как большая группа немецких самолётов набросилась на состав. Взрывной волной был убит кочегар ФОМАНЕНКО, сам Иван Фёдорович ранен, а тендер паровоза изрешечён пулями. Быстро заткнув пробоины деревянными пробками, Кудасов с помощником повели эшелон к фронту.

Поезда обычно водили ночью, без прожекторов, не зная, что ожидает впереди. Над топкой устанавливали брезентовый зонт во время забрасывания угля, чтобы не дать обнаружить себя вспышками пламени. Тогда все работали с большим напряжением, главной целью было как можно быстрее доставить груз к линии фронта.

Один из фронтовых корреспондентов писал в те дни лета 1942 г.: «Вчера 17 вражеских самолётов «хейнкель-111» в течение 40 минут бомбили Фролово. Сброшено до 100 авиабомб. Разрушены железнодорожное депо, электростанция и водопровод, сгорел пожарный поезд, убиты 50 и ранены 150 человек. Бомбардировки железнодорожного узла с каждым днём учащаются. Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Но под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов — железнодорожники были на боевом посту».

Вот одно из сообщений ТАСС: «С 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения железной дороги вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб».

Самое страшное — гибли люди, но это была война. Понимал это и Иван Кудасов, но вновь и вновь вёл свои составы к линии фронта, стараясь приблизить долгожданную Победу.

Несколько позже, в момент окружения фашистской группировки под Сталинградом, советское военное командование потребовало от Ртищевского отделения дороги в течение десяти часов решить вопрос о повышении скорости движения поездов и увеличении пропускной способности не менее чем в два раза на участках Ртищево — Балашов — Петров Вал. Требование военного командования было выполнено. На участке Балашов — Петров Вал поезда к Сталинграду пошли при помощи «живой» блокировки, то есть цепочки сигналистов, выставленных с правой стороны по ходу поезда через километр друг от друга. Больше половины поездов шли тяжеловесными, сдвоенными, литерными. Всё это позволило отправлять поезда и днём «караванами» с интервалом в 10-15 мин.

Ещё при жизни Иван Фёдорович вспоминал, что когда взяли в плен фашистского фельдмаршала ПАУЛЮСА, ему довелось везти его в Москву на своём поезде. Проходя мимо вагона, где находился Паулюс, Кудасов увидел в окне пленённого «доверенного человека ГИТЛЕРА». Их взгляды встретились. Победителя-машиниста и побеждённого фельдмаршала.

Самоотверженный труд ртищевских железнодорожников в годы войны был высоко отмечен партией и правительством страны. Коллективу депо вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, многие железнодорожники награждены орденами и медалями.

Машинист Иван Фёдорович Кудасов за годы войны был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и тремя боевыми медалями, одна из них — «За оборону Сталинграда».

После разгрома фашистов под Сталинградом советская армия начала активное наступление и работы у ртищевских железнодорожников не стало меньше. О трудовом подвиге коммуниста Ивана Кудасова и его товарищей часто писала районная газета «Путь Ленина», рассказывая об инициативах бригады Ивана Кудасова. Именно он стал первым машинистом, который в годы войны стал водить сотни тяжеловесных поездов, тем самым экономя десятки тонн дизельного топлива, перевыполняя нормы технической скорости на несколько километров.

В 1986 г. Ивана Фёдоровича Кудасова не стало. Ему было 72 года. Он прожил славную трудовую жизнь, заслужил уважение земляков и воспитал себе достойную смену.

— Для меня мой отец всегда был примером во всём, — вспоминая Ивана Фёдоровича, говорит его сын, руководитель ртищевского дорожного предприятия ООО «А-Скорпио» Александр КУДАСОВ. — Для нас, детей послевоенного поколения, которые помнят тех, кто не вернулся с той страшной войны, тех, кто трудился, не щадя своего здоровья в тылу, важно, чтобы память о войне оставалась в наших сердцах. Ещё долго праздник Великой Победы будет не только великой всенародной радостью, но и праздником со слезами на глазах.

 

 

Александр КУДАСОВ, генеральный директор ООО «А-Скорпио»:

Для всех россиян День Победы — это действительно праздник со слезами на глазах. Слёзы радости и гордости смешиваются в этот день со слезами горечи и потерь, особенно сегодня, когда всё меньше остаётся в живых свидетелей и участников Великой Отечественной войны, редеют ряды тружеников тыла, которые не жалея сил и здоровья работали, чтобы помочь фронту, чтобы приблизить Победу.

В каждой семье сохраняется память об этой страшной войне: старые фотографии, письма, документы военных лет. И слова реквиема «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» передаются из поколения в поколение.

Низкий поклон вам, дорогие ветераны! Желаю всем крепкого здоровья и пожить подольше на радость близким. А всем землякам, жителям нашей области хочу пожелать главного: пусть над нашей страной всегда будет мирное небо! Счастья, добра и благополучия!

 

 

оставить комментарий
 

Им нужна ваша помощь

Рожков Ваня

ДЦП, синдром Веста

Необходимо 89 780 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Касимов Эмиль

ДЦП, задережка психо-речевого развития

Необходимо 74 185 руб.

 

Сумма
руб.*

* Вы можете выбрать любую сумму для пожертвования

Подробнее о ребенке

Фото

МК в Саратове

  • 16 августа

    Время истины на хлебной ниве

    В вольском хозяйстве «Элита-С» относятся к сельскому хозяйству по-философски Плохой погоды не бывает, но человек не должен сидеть сложа руки. Земля не может пустовать, она должна родить хлеб. Тогда есть смысл в работе людей. «Элита-С» относится к тем предприятиям АПК, где работа строится с пониманием необратимых перемен в аграрной отрасл

  • 16 августа

    Железобетонная слава ЖБК-3

    В знаменитой строительной компании в честь праздника наградили лучших работников   Группа компаний ЖБК-3 из года в год занимает первые строчки в списке лидеров строительной отрасли Саратовской области. К Дню строителя предприятие подошло с новыми успехами и победами. В этот день здесь чествовали лучших по профессии, воздавали должное мастерству и трудолюбию. Ув

  • 16 августа

    Непростое золото хлеба

    Ещё одна уборочная страда пришла в жизнь коллектива фермерского хозяйства Валерия Медведева из Духовницкого района. Опыт, профессионализм, упорство помогли этим людям, несмотря на сложные погодные условия нынешнего года, вновь вырастить неплохой урожай. Про человека сельского труда, про хлеборобов, которые, как правило, очень не-многословны, хочется всегда рассказывать. Чтобы все знал

Saratovnews

  • 19 августа

    Летом о «Лете»: кино про «Кино»

    Посмотрел-таки «Лето» сидящего под домашним арестом Кирилла Серебренникова. Придраться не к чему. Настроенческое кино. И рассчитанное на определенную возрастную категорию. Один прослезится, а другой и смотреть не станет. Понравились идея и средства, которые Серебренников использовал для ее воплощения. Прекрасный музыкальный ряд.  «Лето», 2018, режиссер Кирилл

  • 19 августа

    Обзор СМИ: человек труда, ненужные дети, «тихий» министр Соколов

    Когда завершился конкурс на получение правительственных грантов для СМИ, я пообещал, что буду следить за тем, как мои коллеги станут освещать тему человека труда. Как это будет выглядеть? Современно ли? Потом подумалось, что, в сущности, и арест крупного чиновника – в каком-то смысле текст в тему. Тут же все потрудились – и главный герой, и те, кто за ним пришел... «Сар

  • 13 августа

    Саратовская епархия призывает помочь нуждающимся собрать детей в школу

    В Саратовской епархии проходят благотворительные акции по сбору в школу детей малоимущих, многодетных и одиноких родителей. Так, детский развивающий центр «Колосок» при храме святой равноапостольной Марии Магдалины приглашает принять участие в благотворительной акции «Добрый портфель»: пожертвовать для школьников из нуждающихся семей ученические принадлежности, материалы

Система Orphus