Главная / Издания / Три цвета: зелёный

Три цвета: зелёный

Три цвета: зелёный
23 мая 2018

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове

№22 (1083) 23.05.2018

Совсем скоро саратовцы увидят  в магазинах продуктовый «светофор»

Как бы ни съели, бедолаги, жирного, пересолённого или, не дай бог, сладкого с добавкой. А то потом лечи их от ожирения, диабета и гипертонии. 

Дабы предупредить покупателей о превышении в составе продуктов вредных компонентов, федеральный Роспотребнадзор разработал маркировку по типу «светофор»: зелёная отметка будет нанесена на сбалансированные, полезные и диетические продукты, жёлтая укажет на умеренное содержание тех или иных ингредиентов, а красная предупредит об избыточном содержании соли, сахара или жиров. Прямо пособие по вкусной и здоровой пище, иначе не скажешь! Насколько станет полезной подобная инициатива, выяснял «МК» в Саратове».

 

Не всё полезно, что в рот полезло

Проект маркировки продуктов «Светофор» Роспотребнадзор РФ начал разрабатывать ещё в 2016 г. Но всё время натыкался на противодействие других ведомств: то Минсельхоз выступает против, то Общественная палата сомневается, а тут ещё и Минздрав готовит свои собственные предложения, задвигая идею «Светофора» в тень. Но в конце апреля глава санитарного ведомства Анна ПОПОВА решительно заявила, что реализация проекта по трёхцветной маркировке продуктов питания, которая будет делить их на три группы по полезным свойствам, начнётся в России в начале лета 2018 г. То есть совсем скоро.

Цель проекта проста: предоставить потребителю полную и достоверную информацию о содержании в продукте таких компонентов, как, например, соль, сахар, насыщенные трансжиры. Дабы сам покупатель мог сделать грамотный выбор при покупке, придерживаясь принципа здорового питания. На стадии пилотного проекта специальные обозначения станут наноситься производителями на добровольной основе, да и вообще, как утверждали разработчики, новая маркировка — дело исключительно добровольное.

Идея разноцветной маркировки была взята у европейских стран и США. Одной из первых стала Финляндия, где благодаря программе по борьбе с сердечно-сосудистыми недугами уже более двух десятилетий красным цветом обозначают продукты с повышенным содержанием соли. Результат действия программы оказался очень хорошим — потребление соли населением снизилось, а следом уменьшилось число инсультов и инфарктов.

Комментарий эксперта

Татьяна ИОНОВА, заместитель главного врача ГУЗ «Областной клинический кардиологический диспансер»:

— На мой взгляд, сначала нам нужно добиться такого же уровня жизни, как в Европе, чтобы наши граждане могли выбирать полезные и качественные продукты, ориентируясь на маркировку. К сожалению, сегодня средний и самый многочисленный слой населения не может себе позволить полезные продукты, поскольку они стоят дороже. Люди берут то, что им по карману. Конечно, идея, предложенная Роспотребнадзором, будет полезна для тех потребителей, которые давно следят за своим здоровьем и знают, что соль, к примеру, является одним из факторов риска развития повышенного артериального давления. Но для всех остальных маркировка может оказаться бессмысленной, вряд ли кто-то станет уделять особое внимание цвету упаковки. Да и опять же, где гарантия, что, купив продукт с пониженным содержанием соли, покупатель не досолит его дома?

Как напоминает врач, избыточные сахар, жиры, соль не делают нас здоровее, но одной маркировкой проблему не решить.

— Всё должно быть комплексно: работа с населением по коррекции факторов риска, профилактические осмотры, воспитание здорового образа жизни и правильного питания с детских садов и школ, — считает Татьяна Сергеевна. — Ну и конечно, социальная составляющая играет немаловажную роль: если покупатель приходит в магазин голодным, «полезные» маркировки интересуют его меньше всего.

 

Голодному Федоту и репка в охоту

Конечно, маркировка продуктов питания (пусть и не цветовая) существует и сегодня. На каждом продукте можно найти информацию о наличии белков, жиров и углеводов, но разобраться в ней простому обывателю довольно сложно, особенно учитывая тот факт, что наносится она мелким шрифтом. Единственное, что может легко прочитать и понять потребитель, — количество калорий в 100 г продукта. А информацию о содержании соли или сахара производители вообще не обязаны наносить на этикетку.

Комментарий эксперта

Ирина ОЗИНГИНА, главный вне­штатный диетолог министерства здравоохранения Саратовской области:

— С точки зрения диетологии, предложение по маркировке очень уместное. Это отлично, если человек сможет прочитать на упаковке продукта количество соли, жиров, сахара. Но возникает вопрос: захочет ли сам производитель маркировать свой товар? Ведь нужно будет сделать не только зелёную маркировку продукта, которая подскажет, что он отвечает всем принципам здорового питания, но также жёлтую и красную. А красный цвет — фактически предупреждение: не покупайте, здесь завышено содержание жира или соли. К тому же, купив продукт с зелёной маркировкой, как можно проверить — действительно ли он безопасен и полезен? Или маркировка наклеена лишь для привлечения внимания покупателей? Получается, всё возлагается на добросовестность производителя.

И ещё один момент, на который указывает диетолог.

— Возьмём, к примеру, соль. Выходит, что малосольная сельдь должна обозначаться красным и предупреждать покупателя: подумай, прежде чем есть. Но, с другой стороны, сельдь полезная, всё зависит от того, сколько её съесть, — говорит Ирина Озингина.

В инициативе о разноцветной маркировке Татьяна РАЗБОРОВА, председатель профсоюзной организации «Торговое единство» заметила опасные тенденции по расслоению потребителей на богатых и бедных.

— Поставьте себя на место покупателя: вы пришли в магазин, но ваши средства позволяют купить лишь продукты с жёлтой или красной маркировкой, то есть не самые полезные, — говорит Татьяна Михайловна. — А в соседних корзинках вы видите товары с зелёной наклейкой — получается, налицо расслоение общества, которое у нас и так заметно. Поэтому как отнесутся к идее разноцветной маркировки потребители — большой вопрос.

Что же касается самой идеи маркировать провиант, то профсоюзный лидер выступает «за».

Комментарий эксперта

Татьяна Разборова, председатель Саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— Если продукт будет произведён строго по ГОСТу или ТУ, отвечать всем вкусовым и потребительским качествам, в этом случае маркировка окажется полезной. Производитель должен гарантировать качество товара, а не лепить разноцветные наклейки, заботясь лишь о том, чтобы его выгоднее продать. Хотя и здесь имеется нюанс: даже самый качественный и полезный продукт может потерять свои свойства при неправильном хранении на складе и в магазине. Что же касается добровольности, то, на мой взгляд, выбор пусть останется за предпринимателем — захочет он маркировать свои товары или нет. То есть маркировка должна быть добровольной и не очень затратной, дабы «светофор» не отразился на ценах промаркированных продуктов.

 

Отдать на съедение

По мнению Елены РЕЗЕПОВОЙ, председателя Саратовской областной проф­союзной общественной организации работников среднего и малого бизнеса, вовсе не факт, что покупатели быстро разберутся в разноцветной маркировке и поймут, почему одна упаковка промаркирована красным, а другая зелёным.

— Потребителей, в основном, интересуют только цена и качество, а не количество соли или жиров в продукте, — считает Елена Борисовна. — Конечно, должно пройти какое-то время, чтобы люди изучили маркировку и поняли, для чего она нужна. Но смущает один момент: порой добровольные инициативы постепенно превращаются в добровольно-принудительные. Не хотелось бы, чтобы это произошло с маркировкой и на предпринимателей возложили бы дополнительные затраты. Но добровольно проект можно начать реализовывать: так сказать, «обкатать», посмотреть, как он работает, промониторить.

Но опасные звоночки уже прозвучали. На прошлой неделе соразработчик проекта «Светофор», независимый эксперт мясного рынка Мушег МАМИКОНЯН сообщил одному из федеральных информ­агентств, что участие производителей в проекте маркировки продуктов должно быть обязательным. Кроме того, он заявил, что для потребителя обозначать вредные продукты можно лишь одним цветом — красным и этого достаточно, чтобы предупредить об опасности.

Как считает Михаил ПЕТРИЧЕНКО, бизнес-омбудсмен Саратовской области, маркировать продукты можно, другой вопрос — заложена ли какая-либо ответственность для тех предпринимателей, которые станут проводить маркировку?

Комментарий эксперта

Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области:

— Если нет ответственности, то производители будут ставить на своих продуктах только зелёные значки, выставляя продукцию, как полезную и здоровую. Опять-таки должны быть нормативы по жирам, соли, сахару, дабы правильно маркировать. И, по большому счёту, любое нововведение, касающееся состава, должно подразумевать жёсткий контроль, чтобы не было обмана со стороны производителей. На первом этапе контроль возможен со стороны потребителей. Но и тут ситуация двоякая: может «вылезти» потребительский экстремизм, нечестная конкуренция, когда какие-нибудь «Рога и копыта» под маркой известного производителя будут поставлять на рынок фальсификат с маркировкой… То есть, получается, простая идея о продвижении здорового питания имеет множество подводных камней, которые могут привести к тому, что «светофор» станет гореть только зелёным или только красным. Конечно, каждый раз чиновникам хочется, чтобы было как лучше, но, увы, получается как всегда.

Самое удивительное, что, выдвигая новые инициативы, Роспотребнадзор не может добиться от предпринимателей чёткого соблюдения ныне действующих технических регламентов. Продуктовая вакханалия, во время которой производители провианта пытаются удешевить свой товар, добавляя в него пальмовое масло и соевые заменители, с каждым годом всё более усугубляется. Конечно, виновно в этом не федеральное ведомство-исполнитель, а запреты «перестать кошмарить бизнес», исходящие от власти, и прочие послабления для предпринимателей, которыми последние с радостью пользуются. Так, может быть, если прекратить вольницу для производителей пищевых продуктов одним росчерком пера, тогда и никакой цветовой маркировки не потребуется?

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий