Согласно информации «Известий», правительство РФ собирается вывести на чистую воду вторичный рынок по продаже автомобилей, на котором, как известно, заинтересованные лица взаимодействуют по схеме «из рук в руки». Инициатива предполагает создание так называемой аукционной платформы, где будут вынуждены регистрироваться все продавцы и покупатели. Естественно, конечной целью нововведений будет сбор налога со всех сделок по купле-продаже подержанных авто, совершаемых на территории РФ.
По данным источника издания, подготовкой так называемого проекта «автоаукционерной индустрии» в настоящее время занимается Министерство промышленности и торговли. В случае его успешной реализации государственная казна ежегодно сможет пополняться дополнительными двадцатью миллиардами рублей. Но есть и хорошие новости: видимо, чтобы сгладить потенциальную волну недовольства, взамен авторы предлагают внедрение на рынок загадочных «новых услуг».
После ознакомления с темой возникает сразу несколько вопросов: сможет ли правительство совладать с такой махиной, как вторичный рынок по продаже автомобилей? Насколько правомерны данные нововведения по отношения к автовладельцам? С учетом того, что в нынешних реалиях большинство россиян не могут себе позволить покупку «новья», не приведет ли уничтожение «серых» сделок к увеличению количества «черных»? И наконец, когда уже введут налог на воздух, а также платные тарифы на сердцебиение с принудительной установкой счетчиков?
«Инициатива эта выглядит довольно маразматически. Очень похоже, что кто-то из депутатов решил попиариться перед единым днем голосования 9 сентября, – рассказал SaratovNews координатор движения «Общество синих ведерок» Дмитрий Зворыкин. – На сегодняшний день все сделки по купле-продаже подержанных авто и так прекрасно просвечиваются в ФНС.
Конечно, можно попытаться избежать налогообложения, к примеру, если приобрести машину по договору о купле-продаже без ее дальнейшей регистрации. Но тогда платить и дальше придется старому владельцу, который наверняка явится в ведомство со своей копией договора и переведет налог на нового хозяина. Чтобы было понятно: людей, которые занимаются подобным бредом, осталось немного.
Есть еще один вариант. Человек владеет автомобилем менее трех лет, после чего продает его с выгодой, но не декларирует это, а просто вписывает нового владельца в доверенность и ОСАГО. Автомобиль катается до истечения этих трех лет, после чего уже происходит официальное переоформление без уплаты какого-либо налога. Но схема «один владеет, другой пользуется» требует нетривиального уровня доверия между людьми, поэтому она также встречается нечасто.
То есть, налоговое ведомство у нас работает, как швейцарские часы, и какой-либо новый автомобильный налог в настоящее время вообще невозможно правомерно интегрировать в российскую законодательную систему. Конечно, наш власти могут эту систему изменить, но, мне кажется, в данном случае ничего подобного не будет».
Координатор «Федерации автовладельцев России» Павел Стабров полагает, что автовладельцы воспримут создание аукционной платформы крайне негативно: «Вкупе со значительным повышением цен на бензин реализация данной инициативы властей может стать поводом для массовых протестов. Плюс к этому, огромное количество людей предпочтут уйти в тень, то есть продолжат совершать сделки по купле-продаже еще более «серыми» методами. Возникнет множество нелегальных схем, подобных той, что около 30% автовладельцев уже сейчас ездят без полюсов ОСАГО (и это только официальная статистика). По сути, уничтожение вторичного рынка автомобилей приведет к возникновению нового, еще более непрозрачного.
В целом, готовящаяся инициатива представляет из себя один из элементов целого комплекса мер, нацеленного на третирование россиян и усиления контроля за ними. Простыми словами, государство в очередной раз пытается вставить нам палку в колесо, чтобы жизнь медом не казалась, а заодно и недурственно обогатиться. Все-таки бюджет собираются пополнять дополнительными 20 миллиардами в год. Сумма серьезная, и остается только догадываться, каким процентом налогов будут облагать сделки по купле-продаже авто на так называемой аукционной платформе».
Член «Комитета по защите прав автомобилистов» Павел Николин уверен, что спорная инициатива будет обязательно доведена до законодательного утверждения в самое ближайшее время. «В последние годы различные инициативы по взиманию какого-либо оброка продвигаются в нашей стране «на ура». Создаваемая аукционная платформа будет представлять из себя наглого посредника, который будет стричь с автовладельцев деньги, ничего при этом не делая. В свое время подобным образом кормились нотариусы, благо стало возможным заключать сделки купли-продажи по схеме «из рук в руки». Видимо, всему хорошему у нас рано или поздно приходит конец, и в карманы россиян вновь собираются запустить лапу с целью пополнения бюджета.
Судя по тому, что с нового налогового сбора казну ежегодно собираются пополнять на 20 миллиардов, проценты с автовладельцев будут взимать немаленькие. В прибыльности этого занятия можно вообще не сомневаться: в прошлом году рынок подержанных авто в абсолютных цифрах превысил рынок новых.
По данным СМИ, в четырех субъектах РФ уже прошли митинги из-за повышения цен на бензин. И все же население страны, как по мне, в последнее время стало слишком терпеливым. Что касается в правомерности предлагаемой инициативы, то подобное понятие уже давно ушло в прошлое. Правомерным является то, что захотят видеть таковым наши власти. То есть, Конституционный суд в итоге вынесет решение, что ничьи права не нарушаются, и закон выйдет в таком виде, в каком он нужен», – рассказал Павел Николин SaratovNews.
Что имеем по факту: правительство пытается воплотить в жизнь инициативу не просто спорную – ее можно без тени сомнений назвать взрывоопасной, поскольку она ущемляет широчайший круг интересов. Негативный политический фон, повальное обнищание нации, которое тщательно пытаются замазать в официальной статистике, приправленные скачком цен на топливо и варварским налогообложением, могут привести к детонации настроений. Благо имеются люди (в том же «Фонде борьбы с коррупцией»), способные задать взрывной волне нужное направление. По мнению SaratovNews, в данном случае последствия для властей могут быть значительно серьезнее, чем митинги после введения системы «Платон». Ведь на улицы, как пел Марк Котляр, подтянуться не только камазисты, но и бульдозеристы, и трактористы, и даже джазисты с арфистами, ведь автомобиль сейчас имеется почти в каждой российской семье.
Павел Плотников