Главная / Издания / Парад взяток

Парад взяток

Парад взяток
06 июня 2018

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№24 (1085) 06.06.2018

Главный антикоррупционный полицейский области посажен в СИЗО

Такого «звездопада» высших чинов полиции никогда не знали саратовские края. Магическое слово «взятка» делает возможным задержание самых главных «неприкасаемых» — тех, кто по долгу службы возглавляет борьбу именно со взяточничеством. Атака на антикоррупционеров идёт по всей России, и наш регион уверенно выходит в число лидеров по громким уголовным делам против людей с большими звёздами на погонах. 

 

Не прошло и полугода…

Новогодние праздники 2018 г. саратовцы встречали с ошеломляющим известием о задержании с поличным при получении взятки  начальника оперативно-розыскной части службы собственной безопасности (ОРЧ ССБ) ГУ МВД по области полковника полиции Сергея КАШЕВА. Того самого, в чьи обязанности входило очищать полицейские ряды от взяточников, двурушников и всякого рода «крышевателей». Причём речь шла, напоминаем, о кругленькой сумме в шесть миллионов рублей, которую борец за чистоту рядов, по версии следствия, получал в течение трёх с лишним лет, начиная с лета 2014 г. 

Не прошло и полугода, как майские праздники принесли ещё одну очень похожую и столь же потрясающую новость. 7 мая было возбуждено уголовное дело в отношении самого главного борца с коррупцией в регионе — начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Саратовской области подполковника полиции Дмитрия ЕЛИЗАРОВА. И заподозрили его… в коррупционном преступлении! Опять взятка и опять исчисляемая миллионами рублей. 

Правда, в отличие от предновогодней истории с полковником Кашевым, задержанным в своём служебном кабинете 27 декабря, на этот раз никого за руку не хватали. Да и вообще всё было обставлено весьма загадочно. Информация о возбуждении уголовного дела со столь значительной персоной в качестве подозреваемого появилась в СМИ, но при этом не получила никакого официального подтверждения ни со стороны регионального Управления ФСБ, сотрудники которого занимались разработкой начальника УЭБиПК, ни со стороны областного Следственного управления СК России, где расследуются подобные дела, ни, разумеется, со стороны местного ГУ МВД. Во всех силовых структурах в ответ на многочисленные обращения заинтересовавшихся «горячей» новостью журналистов   дружно отвечали, что никакой информацией по данному поводу не обладают, иногда уточняя: «имеются указания» не давать никаких комментариев по этой ситуации. 

Более того, появились интригующие сведения о том, что подполковник Елизаров исчез неизвестно куда, на службе не появляется, на совещаниях присутствуют его заместители и вообще всё это напоминает внезапное бегство подследственного. 

Наконец 1 июня, в Международный день защиты детей, Волжский районный суд рассмотрел вопрос об избрании меры пресечения для подозреваемого, которого накануне, 31 мая, нашли в его родном посёлке Луховка Ленинского района Республики Мордовия (Дмитрий Елизаров — земляк бывшего начальника ГУ МВД России по Саратовской области генерал-лейтенанта Сергея АРЕНИНА), где он гостил у родителей. Следствие ходатайствовало о заключении подполковника полиции под стражу. Суд с этим согласился и решил, что до 1 августа главный борец с коррупцией Саратовской области будет находиться в СИЗО. 

 

Дали погулять — потом закрыли

История с исчезновением и последующим задержанием с заключением в СИЗО подозреваемого по делу о получении взятки в особо крупном размере (пока речь идёт о пяти миллионах рублей, к тому же представитель следствия заявил в суде, что господин Елизаров сейчас проверяется на причастность к другим коррупционным преступлениям) вызвала недоумение у многих, кто знаком с практикой расследования противоправных деяний высокопоставленных сотрудников силовых структур, да и просто чиновников, облечённых значительными полномочиями. За прошедшие после решения Волжского суда несколько дней мне пришлось услышать мнения целого ряда людей, утверждавших, что никогда о таком не слышали. 

Прежде всего в момент, когда было возбуждено уголовное дело, начальник УЭБиПК, как выяснилось, находился в отпуске, который, по имеющимся в ГУ МВД сведениям, проводил в Санкт-Петербурге. Задержали его в последний день отпуска в месте, весьма удалённом от северной столицы, к тому времени он уже три с половиной недели пребывал в положении подследственного. 

Всё это дало основания адвокату Дмитрия Елизарова Николаю БРЫКОВУ утверждать, что его подзащитный вовсе не имел намерения скрываться от кого-либо, а, наоборот, обещал сразу после окончания отпуска принять участие в следственных действиях. В суд он, кстати, пришёл сам, не под конвоем. 

Все билеты в Санкт-Петербург, Москву и затем в столицу Мордовии Саранск подозреваемый приобретал официально, на своё имя и своего местонахождения скрывать не пытался. В суде он также сообщил, что скрыться не имеет возможности по нескольким причинам. Во-первых, это болезнь жены, во-вторых, наличие  у него двух несовершеннолетних детей (младшему из которых четыре года).  Поэтому домашний арест в качестве меры пресечения был бы для него в самый раз. 

Следователь регионального СУ СКР Станислав БЕЛОЗЕРЦЕВ в суде отметил: Елизарову и так уже пошли навстречу и дали возможность во время отпуска пообщаться с больной супругой. Однако оставлять его на свободе сейчас нецелесообразно, поскольку он, используя своё служебное положение, может повлиять на свидетелей, среди которых есть его непосредственные подчинённые, и уничтожить доказательства. Суд, как было сказано, с такими доводами согласился. 

В связи с этим у ряда компетентных людей возник вопрос: не мог ли подозреваемый, находясь после возбуждения уголовного дела почти месяц вне досягаемости следствия, предпринять какие-либо действия в свою пользу? Вполне возможно, что он не даром провёл это время. Впрочем, на сегодняшний день всё это остаётся на уровне домыслов и версий. Теперь вина или невиновность подполковника полиции будет устанавливаться в ходе расследования, а окончательную точку в деле может поставить только суд, если он в итоге состоится. 

 

Убийственные воспоминания

Наконец, главный вопрос: когда и от кого начальник УЭБиПК получил злосчастные пять миллионов? Согласно предварительной версии следствия это произошло в июне 2016 г., то есть почти два года назад, в селе Генеральском. В качестве взяткодателя выступил, по его собственному признанию, теперь уже получивший скандальную известность крупный бизнесмен, владелец группы компаний «НБА» Армен ДЖУЛИКЯН. Целью противозаконной сделки, опять же по предварительной версии, было облегчение участи знакомого Джуликяна, некоего Сергея БУЛАТОВА, у которого в ходе осмотра места происшествия изъяли компьютеры, системные блоки, серверы и документы. Взятка должна была поспособствовать возвращению всего этого добра.  

Имя Джуликяна прогремело в конце января нынешнего года в связи с делом экс-главы Энгельсского района Дмитрия ЛОБАНОВА, задержанного по обвинению в получении взяток (опять взятки!) и в причастности к земельным махинациям. Джуликян, по ряду сведений из неофициальных источников, считался держателем активов Лобанова и задержан вместе с ним по подозрению в совершении мошенничества. 

В СМИ тогда появились предсказания: возможно, указанный предприниматель может быть причастен  к ряду других серьёзных дел, в частности, к событиям, связанным с ремонтом бетонных сооружений Энгельс­ского военного аэродрома, где вроде бы имела место подмена стройматериала. 

Это всё из области предположений. Известно доподлинно лишь то, что Армен Джуликян, проведя два месяца в СИЗО, отпущен под домашний арест. Злые языки в прессе тут же не преминули заподозрить, что это может быть связано с проснувшейся у него памятью, в которой всплыл целый ряд эпизодов разных лет с участием весьма высокопоставленных лиц. Одним из них мог быть и Дмитрий Елизаров, задержанный после очередного признания бизнесмена. 

Последнее обстоятельство, кстати, в суде вызвало возмущение защитника Николая Брыкова: что же это за воспоминания после двухлетнего молчания? И насколько можно верить подследственному по делу о мошенничестве, который, называя имена других людей, возможно, стремится облегчить собственную участь?

Справедливости ради надо отметить: имя подполковника Елизарова уже упоминалось в связи с событиями вокруг уголовного дела Дмитрия Лобанова. Начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Саратовской области сам рассказывал журналистам в марте нынешнего года, что приобрёл по весьма низкой цене (как он выразился, «чуть ли не за коробку конфет досталось») участок в лесу в районе Тинь-Зиня. А ведь Лобанова подозревают, в том числе, и в «распиле» тиньзиньского леса. При этом Елизаров добавил, что знает немало интересного про все эти лесные участки, да и про их владельцев тоже — что ж, ему это знать положено по роду служебной деятельности. 

 

В масштабах всей страны

Напомним, борцами с коррупцией сотрудники ФСБ сейчас активно интересуются по всей России. Так, совсем недавно появилось сообщение, что компетентные лица очень интересуются тем, откуда у начальника отдела по борьбе с преступлениями в сферах игорного бизнеса Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан Игоря ВОРОБЬЁВА взялись дорогие машины, особняки и квартиры — всё вместе на сумму, исчисляемую многими десятками миллионов рублей — при его скромном служебном окладе?

Одновременно с Воробьёвым за решёткой оказался один из его коллег по борьбе с коррупцией Ильнур ЮСУПОВ — в башкирской прокуратуре заинтересовались, откуда у него роскошные апартаменты в Уфе стоимостью в 10 млн руб., таунхаус в пригороде стоимостью почти 3 млн руб. и особняк в деревне на 3 с половиной миллиона рублей. Всё это, кстати, уже конфисковано в пользу государства. 

В Свердловской же области начальник отделения по выявлению преступлений в сфере строительства, рейдерства и банкротства ОЭБиПК Владимир НЕЧАЕВ после длительной борьбы с сотрудниками УФСБ поспешил подать в отставку и скрыться за границей — несколько его подчинённых сейчас готовятся отвечать за свои дела (и за участие в делах начальника тоже) в суде. 

Список можно продолжать довольно долго. Налицо обострение борьбы с коррупцией в органах, призванных эту самую коррупцию искоренять. Аналитики отмечают тенденцию, что сообщения о задержании за взятки тех, кто должен задерживать за то же самое других, абсолютно никого не шокируют. В чём другом, а во взяточничестве можно обвинить любого, кто облечён хоть какими-то властными полномочиями.  Наверняка это является незаменимым козырем в межклановой и межведомственной борьбе — не в том ли заключается одна из причин неискоренимости коррупции в России?

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий