Главная / Издания / Слово ректора

Слово ректора

 
Слово  ректора

13 июня 2018     

Автор: Светлана Дементьева

Фото: Светлана Микулина

МК в Саратове №25 (1086) 13.06.2018

Народный артист Евгений Князев в Саратове вспомнил совет своего отца

В программке Собиновского фестиваля миссия приглашённого артиста именовалась предельно лаконично и точно: «Художественное cлово — Евгений Князев». Он читал пушкинскую «Метель» под музыку Свиридова, исполняемую симфоническим оркестром.  

Высокий, элегантный, с породистым профилем… 

— Евгений Владимирович, откуда в вас эта аристократическая внешность? Врождённая она или приобретённая?

— Приобретённая, наверное. Мой отец был шахтёром. Родители простые, далёкие от сцены люди. Очень добрые и хорошие. Скажите, а вы разве не обращали внимания, сколько благородства и породы встречается порой в самых простых людях? В людях отнюдь не образованных, не получивших никакого особенного воспитания подчас обнаруживаются глубины человеческого достоинства, нравственности, и всё это прописывается в чертах лица. Крестьяне, рабочие иногда обладают поражающей воображение наружностью, умением не «подавать себя», а именно вести себя.

— Все мы родом из детства. Что вынесли из своего нежного возраста лично вы?

— Счастлив, что моё детство прошло вдалеке от больших городов. Что мне довелось видеть природу, быть в ней, быть неотрывным от неё. Мои родные края совсем недалеко от толстовской Ясной Поляны. Там красиво, уединённо, несуетно и как-то по-настоящему. И ещё во времена детства в этих местах проживало очень много интереснейшего народа. Народа с горестными и тяжкими судьбами, народа интернированного, познавшего лагеря, потери, предательства, смерти… Мне выпало счастье с ним пересекаться, общаться.

— Был ли в вашей жизни учительский или, быть может, отцовский совет, применимый к самым разным жизненным ситуациям?

— Лучший совет, который я получил от отца, звучал так: когда топишь печку, внимательно следи за огнём и дровами.

— Не сомневаюсь — в вашей жизни наверняка разворачивались мистические ситуации, объяснить которые логически невозможно. 

— У меня был близкий друг Женя ДВОРЖЕЦКИЙ. Он умер, и я однажды увидел его во сне. Он пожаловался: холодно мне тут, так холодно. И я там же, во сне протянул ему свой свитер и сказал: на, Женька, согрейся, это свитер, который мне мама вязала, дороже его у меня ничего нет. Ты им согревайся и береги его.

И Женя взял мой бесценный подарок. А на следующий день уже в реальности, а не во сне умерла моя мама. И получается: какая-то часть моей души словно уже знала про эту утрату. Через вещь, связанную мамиными руками, я словно сам, лично проводил её в иной мир… А теперь скажите: разве можно такое объяснить?

— Поразительная история. До мурашек…

— А вы знаете, почему у нас с вами разговор об этом так легко завязался? Потому что сегодня Троицкая родительская суббота. И беседа сама по себе качнулась в сторону сокровенных воспоминаний. Я верю в подобные совпадения.

— Интересно, а в предписания и пророчества звёзд в виде гороскопов вы верите?

— Обязательно. Я по западному гороскопу Лев, что делает меня добрым, щедрым, великодушным. Люблю, когда меня хвалят, говорят комплименты и почти верю в это… А по гороскопу года я Коза, что наделяет меня капризностью и… трусоватостью. (Смеётся. — Ред.)

— Сегодняшний спектакль-концерт совершенно необычен. Каковы истоки такого опыта?

— Я благодарен своему коллеге и партнёру Василию Семёновичу ЛАНОВОМУ, что он открыл мне этот вид искусства. Читать прозу или стихи в сопровождении оркестра — ни с чем не сравнимо. Ты оказываешься наедине со зрителем даже в большей степени, чем во время драматического спектакля. Во время спектаклей, даже будучи исполнителем центральной роли, любой актёр окружён партнёрами, они тебя поддерживают, они тебе партнируют. А тут… Тут только ты и Музыка. Музыка и ты. И наслаждение, и ответственность колоссальнейшая.

— А каковы ваши предпочтения в музыке?

— Обожаю ВИВАЛЬДИ, МОЦАРТА. Люблю ЧАЙКОВСКОГО и ШОСТАКОВИЧА. Когда слушаешь Чайковского, из груди просто рвётся: это ведь больше, чем люди-боги! Как они смогли, как осилили создать такую сверкающую, невероятную красоту?!

— Евгений Владимирович, существует мнение: все театры, все спектакли из года в год посещают одни и те же люди, одна и та же театральная диаспора. А море пошлости и дурновкусия не мелеет от этих островков духовности. Вы разделяете такую точку зрения?

— Нет, и ещё раз нет. Хорошие спектакли собирают залы. И число посещающих театры, концертные залы год от года увеличивается — при обязательном условии, что спектакль достойный, что он прозвучал. Добрая слава всегда разносится. Красота порождает красоту, а добро — добро.

Я много езжу по театральной России — не только центральной, но и простирающейся далеко от столичных городов. Люди стремятся к духовности, к красоте. Людям это надо. Тюмень, Уфа, Челябинск — чтение под музыку симфонических оркестров собирает сотни, тысячи слушателей.

— Давайте поразмышляем на темы творчества и цензуры. Вы ощущаете себя свободным художником в сегодняшнем мире?

— По счастью — абсолютно. Я волен ставить спектакли, интересные моей душе. Хочется читать со сцены ЦВЕТАЕВУ — читаю Цветаеву, хочется ПУШКИНА — читаю Пушкина. Я не встречаюсь сейчас с запретами и рекомендациями ставить таких-то авторов, а таких — ни-ни…

— Что вы думаете о таком явлении, как самоцензура?

— В моём восприятии самоцензура — степень личной ответственности, существующая в душе художника. Если кому-то нравится раздеваться донага на сцене или говорить с неё на нецензурном языке, это  и есть отсутствие той самой драгоценной внутренней цензуры.

— Завершите, пожалуйста, фразу: свобода для меня — это…

— Свобода для меня — это сознательное ограничение своей личности. Это знание и понимание границ своего «я».

Если в человеке размыты или полностью отсутствуют такие границы, неизбежно начинается нечто недозволенное, а то и дикое.

Можно сколько угодно говорить о разнузданности сегодняшнего общества, о его пошлости и дурновкусии, но знаете, «ничто не ново под луной». Эксперименты с эпатажем, с едкими, злыми, непечатными стихами и прозой — это не изобретение XXI века. У России был не только солнечный гений Пушкин, были и язвительные братья ЖЕМЧУЖНИКОВЫ, и срамной, скандальный БАРКОВ.

Да что там говорить, и у солнца нашей поэзии имеются строчки, предназначенные отнюдь не для детей и гимназисток. И что с того? Остаётся и спасает-то высокое и прекрасное. 

— Раз уж речь зашла о высоком и прекрасном. Актёрская профессия изначально драматичная или всё-таки лишь одухотворённая и прекрасная?

— Лично я сторонник мысли, что это прекрасная и радостная профессия. Театр — это всегда ответ на почти мистический вопрос: а что будет, если…? Убеждён: актёрские перевоплощения не надо принимать… как бы это поточнее сформулировать?.. Слишком всерьёз. Актёрство — труд любви. И ещё игра, радостная даже в горести. Ролей сыграно море, и если начать воспринимать каждую роль, как судьбоносную, ту, что забирает энергетику и жизненные силы, меня, поверьте, уже не было бы на свете — скончался бы от пожатия каменной десницы в «Дон Жуане», сошёл с ума от ревности и раскаяния в «Маскараде», замкнулся в себе от уязвлённого самолюбия в «Анне Карениной».

— О, великолепно, вы сами упомянули об «Анне Карениной». Ваш родной вахтанговский театр поставил уникальный спектакль по толстовскому роману, прочтённому труппой без единого слова. И при этом у вас получился стопроцентно драматический, а не хореографический спектакль. Как родилось такое чудо?

— Вы абсолютно точно сформулировали: спектакль получился драматический. Ни у кого из наших актёров нет хореографического образования. Поэтому задача стояла более чем непростая — осмыслить эмоции и мысли ТОЛСТОГО, его философию и чувства исключительно посредством пластики…

Откровенно скажу: сначала от этой идеи хотел отказаться. Я не танцующий актёр и не видел себя в этой работе. Потом режиссёр-хореограф спектакля Анжелика ХОЛИНА не только рассказала, показала свою версию объяснения Анны с Карениным после скачек. И всё встало на свои места.  Мне открылось: для драмы, разверзшейся между этим мужчиной и этой женщиной, для обрисовывания их конфликта слова и впрямь не нужны. Слова предстояло перенести в жестикуляцию.

— Резюмирую: вахтанговская «Анна Каренина» — не балет, отважно освоенный драматическими актёрами. Это уникальный эмоциональный опыт одухотворения каждого жеста. Красноречие молчания. Но насколько я знаю, Толстого вы ведь читаете ещё в одном уникальном дуэтном спектакле — на два голоса с Людмилой ЧУРСИНОЙ?

— Да, ещё одно осмысление Толстого. Мы, кстати, должны были приехать к вам, в Саратов с этим спектаклем, но не прибыли не потому, что подвели или — не приведи, Господь, обманули, а потому что моя сценическая партнёрша заболела. Надеюсь, ещё обязательно сыграем спектакль с Людмилой Чурсиной перед вашим зрителем.

— Вы не только актёр, плотно и много занятый в репертуаре одного из знаменитейших театров России. Вы ещё и ректор славнейшего Театрального института им. Б. Щукина. Скажите, пожалуйста, удаются вам актёрские прогнозы об абитуриентах, удаётся увидеть дарование с первого взгляда?

— Наша профессия чрезвычайно сюрпризна. Прогнозировать в ней что-то — дело неблагодарное и даже странное. А студенты… Ну что сказать о них? Они  прекрасны, как прекрасна сама молодость.

Мне нравятся сегодняшние молодые. Мне интересны наши и абитуриенты, и студенты. Нравятся их дерзость, открытость, их непослушность тоже по душе. Нравится, что они на ты со всеми ухищрениями современной техники. Сейчас принято восклицать: 

айфоны, мол, отнимают душу. А я полагаю, это нормально и интересно, что они есть. Они расширили горизонты мысли и общения, все эти технические чудеса. Они ничего не отнимают — они обогащают — если не подменять ими жизнь, разумеется. А потом… Мир, если исключить из него техническую революцию, всё тот же. ГОМЕР, СОФОКЛ, ШЕКСПИР устрашающе, ошеломительно современны. В сфере чувств, в мире грехов и добродетелей человек всё тот же, что две тысячи лет назад… 

— Из чего построен ваш личный «дом из стихов»?

— Очень много имён… Самые-самые любимые? БЛОК, Цветаева, Пушкин. 

— Можете прочитать из Александра Сергеевича что-то очень любимое и созвучное собственной душе?

— Нет, весь я не умру —

Душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит.

На следующий день после концерта был Духов день. Моя подруга, замечательная художница Марина встретила Евгения Князева в одном из самых древних и именитых храмов города — в Троицком соборе. Актёр зажигал свечи пред иконой.

Художница поколебалась, но всё-таки решилась и подошла. Поблагодарила за концерт, за талант. Актёр душевно и тепло отозвался. Между актёром и художницей завязалась сердечная и добрая беседа.

«Какой подарок мне на Духов день, — с волнением сказала Марина. — Увидела в храме не только большого артиста, но и верующего человека. Вчера он мне подарок светский своим талантом преподнёс, а сегодня — духовный, долгие ему годы…»

оставить комментарий
 

Фото

  • 12 декабря

    Виктор Марков. От убеждений до комфорта

    «Восемнадцатилетний» депутат Саратовской городской думы получил «коммунальную» грамоту Виктор Константинович Марков — удивительный человек. Человек демократических взглядов и даже когда-то либерал, он всегда был или во власти, или рядом. При этом с удовольствием власть критиковал и все свои неудачи связывал именно с тем, что находится в оппозиции. Как б

  • 12 декабря

    Рейтинг скандалов

    Примаков обратился к Бастрыкину Евгений Примаков, который был избран в Госдуму от «Единой России» на довыборах в сентябре нынешнего года по Балашовскому одномандатному округу, обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой взять на контроль расследование уголовного дела по факту банкротства Саратовского авиационног

  • 12 декабря

    «Ровесник» - круглый год!

    Перешагнув свой тридцатилетний возрастной рубеж, неоднократно выдержав экзамен на зрелость, уверенно тесня конкурентов, «Ровесник» (учредитель ОАО «Саратовнефтегаз») по-прежнему молод, бодр и весел. И неизменно занимает первую строку в рейтинге лучших учреждений отдыха и оздоровления детей круглогодичного действия Саратовской области. Что и было в очередной раз подтвержд

  • 13 декабря

    Красное затишье в думе

     Как известно, главная и самая шумная медийная персона Саратовской области коммунист Николай Бондаренко находится в Китае. По этой, весьма уважительной причине на заседаниях комитетов Николай Николаевич отсутствовал. Возможно, именно поэтому комитетская неделя в Саратовской областной думе прошла мирно. Нет, коммунисты пытались высказываться по поводу и без, но в отсутствие Бондарен

  • 12 декабря

    Деньги делить всегда интересно

    Вчера состоялось внеочередное заседание Саратовской областной думы, на которой депутаты в последний раз в этом году голосовали за поправки в бюджет.   Деньги туда-сюда и обратно За 20 дней до нового года на Саратовскую область пролился дождь из федеральных денег. Нам наконец дали давно ожидаемую дотацию в 1,2 миллиарда рублей. А ещё выделили

  • 11 декабря

    Властям не под силу ограничить прокат зарубежных фильмов

    По данным ряда СМИ, число российских фильмов, окупившихся по итогам 2018 года, может стать рекордным за всю историю отечественного кинематографа. Однако этому напрямую противоречат тысячи интернет-комментариев граждан, которые не согласны ходить на сеансы нашего кино даже в том случае, если платить за это будут им самим. Подобный негатив непрерывным потоком льется в социальные сети еще

Система Orphus