Главная / Издания / Взносы на вынос

Взносы на вынос

Взносы  на вынос
04 июля 2018

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№28 (1089) 04.07.2018

Капремонт осваивают саратовские мошенники

Уже четыре года минуло с тех пор, как в нашу жизнь вошло понятие «оплата капитального ремонта многоквартирных домов», но не иссякает поток вопросов от граждан: что это за взносы и зачем? Разъяснений было дано великое множество, но… судя по последним событиям и высказываниям компетентных лиц, картина яснее не стала. Собственно говоря, все вопросы, поступающие по данному поводу от наших читателей, можно легко разделить на две группы. Их волнуют две проблемы: «ЧТО я получу, если заплачу» и «ЧТО мне будет, если платить не буду». Причём не в теоретическом, а в практическом смысле — на конкретных примерах. А примеры, как мы смогли убедиться, привести непросто. 

 

Запоздалая расплата

Не далее как на прошлой неделе прокуратура Волжского района Саратова внесла представление в некоммерческую организацию Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области. Смысл прокурорского документа заключается в требовании «устранения нарушений действующего законодательства при начислении платы за капитальный ремонт многоквартирных домов». 

А поводом для реагирования надзорного органа стало обращение к прокурору области жительницы посёлка «Совхоз Комбайн». Она назвалась Анной Николаевной и сообщила: ей и её соседям в начале июня пришли какие-то странные квитанции из Фонда капремонта. Из них следовало, что все, кто живёт на территории посёлка, являются злостными неплательщиками, за минувшие с октября 2014 г. 44 месяца задолженность каждого из них составила от 9 до 15 тыс. руб. 

У должников возникли закономерные вопросы. Во-первых, кто должен отвечать за то, что документ опоздал на 44 месяца и теперь надо выкладывать солидную сумму? Во-вторых — и это главное: за что платить-то? За последние, как минимум, пять лет никакого ремонта — ни капитального, ни косметического, ни текущего в домах «Комбайна» не проводилось. Несколько раз меняли всякие мелочи, вышедшие из строя, типа заглушек, кранов, лампочек. Но и этой мелочёвкой занимался вовсе не Фонд капремонта, требующий теперь денег, а местная управляющая компания. Как же понимать подобную претензию?

Надо сказать, многим физическим и юридическим лицам в нашем регионе начиная с 2017 г. приходят подобные квитанции, где выставлен счёт за прошлые годы. 

Представление прокуратуры сейчас находится в фонде на рассмотрении, и о реакции на него мы вскоре узнаем. Но принципиально важно, что надзорное ведомство усмотрело в этом нарушение действующего законодательства, которое подлежит устранению. 

 

Куда денежки с крыш текут?

А вот по поводу того, как расходуются собираемые деньги, говорят другие меры прокурорского реагирования, о которых саратовцы узнают с завидной регулярностью.

В конце прошлой недели в Кировском районе Саратова возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах при проведении капитального ремонта в жилых многоквартирных домах на улице Челюскинцев. Строители чинили там кровлю и решили сэкономить: использовали материалы, которые гораздо дешевле указанных в проектно-сметной документации. Да к тому же и не все виды работ выполнили из тех, что указаны в акте приёмки. Сумма ущерба, понесённая при этом Фондом капремонта, составила по предварительным данным почти 800 тыс. руб.

Можно было бы назвать это сенсацией, если бы месяц назад точно такое же дело не было возбуждено по материалам проверки, проведённой прокуратурой другого района Саратова — Ленинского. 

Сходство фабулы поразительное — тоже капремонт, тоже кровли домов, только на улице Спартака. И те же самые нарушения: использовались совсем не те стройматериалы, что были указаны в договоре, да и вовсе не обеспечивающие прочность. 

О сумме ущерба в этом случае пока ничего официально не сообщалось, она уточняется, но из неофициальных источников мне удалось узнать: в любом случае счёт идёт на сотни тысяч рублей. 

Ну а ещё одно абсолютно идентичное уголовное дело было возбуждено ровно год назад в Волжском районе. Тогда с крыши многоквартирного дома по улице Лермонтова при проведении ремонта «утекло» более ста тысяч рублей, принадлежащих Фонду капремонта. 

Похоже, уже появились основания говорить о некоей обкатанной схеме присвоения денег, которые люди платят в виде взносов за капремонт. При этом большинство плательщиков если и дождутся его проведения в своих домах, то, видимо, очень нескоро. А там, где дожидаются, нередко выясняется, что ремонт доверяют делать мошенникам. И опять возникает проклятый вопрос: так стоит ли в таком случае платить?

 

Несобранный миллиард

Вопрос этот мы решили адресовать непосредственно сотрудникам Фонда капитального ремонта. Надо сказать, это оказалось не совсем простым делом. Сложности возникали с самого начала общения: чтобы поговорить с сотрудником фонда, которого нам в приёмной генерального директора назвали способным пояснить, что и как, нужно было позвонить оператору, который должен соединить по внутреннему телефону. Но телефон оператора постоянно занят — я ради интереса набирал его в течение нескольких часов! На следующий день результат остался таким же: в трубке играла музыка, а человеческого голоса не было слышно. 

В приёмной мне сказали: ничего удивительного в этом нет — оператор один на всю область, а желающих дозвониться ежедневно порядка 400-500 человек! Немудрено, что приходится ждать  соединения сутками. Это к сведению тех, кто вздумает обращаться в Фонд капремонта со всякими своими проблемами. 

В конце концов всё же удалось получить официальный ответ, подписанный самим генеральным директором фонда Андреем СЕМЁНОВЫМ. Текст ответа обширен, с многочисленными ссылками на действующее законодательство. Правда, надо заметить, конкретной информации в нём оказалось не так чтобы очень много.

Прежде всего, нам сообщили, что у «Фонда капитального ремонта отсутствуют сведения о возбуждённых уголовных делах в отношении подрядных организаций Фонда». По этому поводу рекомендовали обратиться в правоохранительные органы. Но при этом признали, что «Фонд капитального ремонта осуществляет контроль за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством». Из сказанного можно сделать вывод: определённую долю ответственности за несвоевременное распознание мошенников фонд всё же несёт. 

Самым интересным фрагментом ответа назовём следующий: «Сумма неуплаченных взносов на капитальный ремонт по годам составила: в 2014 году — 204280061,16 рублей, в 2015 году — 529723829,82 рубля, в 2017 году — 151636411,23 рубля. На сегодняшний день сумма неуплаченных взносов на капитальный ремонт составляет по региону свыше 1 миллиарда 143 миллионов 400 тысяч рублей. 

В целях повышения уровня сборов взносов на капитальный ремонт Фонд капитального ремонта ведёт активную информационную и претензионную работу.

На сегодняшний день в целях взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт с собственников помещений в многоквартирных домах Фондом подано 142000 заявлений о выдаче судебных приказов в судебные инстанции и направлено 15 тысяч досудебных претензий. В июне 2018 года планируется подать ещё 47 тысяч исков». 

То есть недобрано более миллиарда рублей — при этом ничего не сказано, какие же меры конкретно приняты к неплательщикам. Из других источников известно, что в ряде районов области судами уже рассмотрено несколько тысяч из поданных исков и решения приняты в пользу фонда. Но как поплатились за это игнорирующие взносы саратовцы и жители региона, пока остаётся загадкой. Выселили ли кого-нибудь из квартиры? Сняли ли деньги с пенсионной карточки, как бывало с должниками за ЖКУ? Пока неизвестно. 

Один из наших читателей высказал предположение, что переживаемый нами момент не слишком удобен для принятия жёстких мер. И то сказать, что только не свалилось на россиян в последнее время — и повышение пенсионного возраста, и рост НДС, и скачок цен на бензин (а значит, и на всё остальное). Если ещё за долги по капремонту из квартир выгонять начнут...

 

Директорская чехарда

Для полноты картины напомним, что нынешний директор Фонда капитального ремонта Саратовской области уже пятый по счёту. Причём за последние два года трое руководителей этой некоммерческой организации покинули своё место при весьма скандальных обстоятельствах, а двое из них в настоящее время проходят фигурантами по уголовным делам. 

Первым стал Дмитрий ЛЮБУШКИН, возглавлявший фонд с мая 2016-го по февраль 2017 г. Вскоре после его ухода — в апреле прошлого года — в отношении экс-руководителя возбудили уголовное дело по статье УК «Превышение должностных полномочий».  

В официальном сообщении об этом говорилось: «Сотрудниками УФСБ России по Саратовской области совместно с УЭБ и ПК ГУ МВД России по Саратовской области собрана необходимая доказательная база, послужившая основанием для возбуждения уголовного дела. 

Было установлено, что Дмитрий Любушкин в 2016 году подписал акты выполненных работ по ремонту МКД с нарушением Градостроительного кодекса РФ. Согласно ГК строительный контроль за проведением ремонтных работ должен осуществляться специализированной организацией, у которой есть допуск СРО. Однако экс-глава Фонда капремонта дал указания осуществлять строительный контроль своим сотрудникам, не имеющим допуска СРО и необходимой квалификации. Впоследствии, в отсутствие проведённого строительного контроля, он подписал акты выполненных работ по 45 объектам капремонта. На основании данных актов подрядным организациям, выполнявшим работы по капремонту, были выплачены денежные средства.

Максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ, — лишение свободы на срок до четырёх лет». 

Затем настал черёд Андрея БЛОХИНА, выигравшего конкурс на право возглавить фонд 31 августа 2017 г. И уже через три недели, 21 сентября того же года областная прокуратура сообщила о возбуждении в отношении него уголовного дела по ст. 160 УК РФ «Присвоение с использованием служебного положения». 

Выяснилось, что ранее, в 2014 г., будучи директором МУП «Саратовское  городское капитальное строительство и комплектация», он сам себе выписал премию в размере 28 тыс. 400 руб., причём у проводивших проверку возникло подозрение, что он делал это неоднократно. 

Кстати, именно Блохин за недолгий период своего руководства фондом пообещал привлечь к ответственности всех неплательщиков и начал подавать иски в суд. Вот только имел ли он на это моральное право? О юридических аспектах пока умолчим. 

Вот такая у нас история с капитальным ремонтом, вернее, со взносами на его проведение. Может быть, прежде чем применять жёсткие меры к тем, кто не платит, нужно принять меры для того, чтобы люди поверили, что выплаченные ими деньги не утекли куда-нибудь, например в карманы всякого рода мошенников?

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий