Главная / Издания / Вы не АУЕ ли?

Вы не АУЕ ли?

Вы не АУЕ ли?
18 июля 2018

Автор: Станислав Орленко

фото pixabay.com

МК в Саратове

№30 (1091) 18.07.2018

Лозунги «арестантского единства» заменили детям пионерию

Увлечение детей псевдоблатной «романтикой»  стало настоящей страшилкой для взрослых. Сборы с малолеток средств в «тюремный общак», «смотрящие» в школах, жестокие расправы с нарушителями «пацановских понятий» — такие сообщения разносятся по соцсетям и забивают медиапространство. Всё это покрывается магическим сочетанием трёх букв — АУЕ. Расшифровка звучит пугающе: «Арестантский Уклад Един» или того хлеще — «Арестантское Уркаганское  Единство».  Саратов, как ему и подобает, выбился в первую шеренгу: полтора месяца назад Всемирную сеть взорвало известие, что в нашем городе «подростки-убийцы из банды АУЕ крышуют целый торговый центр». Наш корреспондент попытался найти следы сторонников знаменитой тайной организации, которую иногда для красоты слога величают субкультурой. 

 

«Истошным воплем идиота»

Сразу скажу, что ни одного настоящего ауешника мне обнаружить так и не удалось. Хотя стены вокруг школ и профессиональных лицеев тут и там украшают граффити с этими буквами. «АУЕ — это сейчас очень круто!» — поясняли мне подростки, к которым я обращался. При этом лишь немногие могли расшифровать аббревиатуру. Но и они не были способны выразить словами суть «арестантского» уклада и единства. Самые продвинутые (или, наоборот, задвинутые?) бормотали что-то о необходимости жить по «братковским понятиям», о которых тоже имели весьма смутное представление. 

Что касается инцидента в ТЦ «Победа Плаза» 3 июня, после чего и начались вопли о «крышевании» бывшего кинотеатра в центре Саратова страшными малолетками из АУЕ, он, как вскоре выяснилось, был сильно приукрашен фантазиями медийщиков. По крайней мере, пострадавший от агрессивных детишек блогер Василий ПАШКИН (Бумеранг) сказал мне, что не заметил, будто на него напали члены какой-то тайной организации. Происходящее скорее напоминало бунт в приюте для олигофренов:

— Они совсем не понимают того, что кричат. После всех событий мы снимали у «Победы» телесюжет для одного из саратовских каналов, и к нам подбежал мальчишка лет 10-11 и стал настойчиво кричать в камеру: «АУЕ! АУЕ!» Мы спросили, какой смысл он вкладывает в свой лозунг? Парнишка пояснил, что раньше знал, как это переводится на человеческий язык (ему рассказывали старшие ребята), но теперь забыл. 

Блогер добавил, что, по его мнению, мальчишки могли бы с тем же азартом выкрикивать: «МВД!», «ЛГБТ!» или, например, «Хайль Гитлер!»… Им, похоже, всё равно. 

Действительно, на съёмке видно: главная цель пацанов, выбивавших из рук Пашкина видеокамеру, — именно попасть в кадр. И обязательно в маске и с воплем «АУЕ!» Оказаться услышанными и увиденными — вот чего хотят больше всего мнимые сторонники якобы криминальной субкультуры. 

И «пахан» у них соответствующий: за свои двадцать с небольшим лет успел заработать целых четыре судимости (теперь ему светит пятая — за дебош в торговом центре). Правда, все его криминальные «подвиги» выражались в кражах из магазинов.  Мелкий воришка (и, возможно, клептоман) корчит из себя «авторитета» и знатока тюремных «понятий» перед беснующимися малолетками. 

Как тут не вспомнить популярную в 1980-е гг. песню Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА:      

Я покоряю города

Истошным воплем идиота.

Мне нравится моя работа.

Гори, гори, моя звезда!

 

«В зоне лучше, чем дома»

Своей цели сопливые будущие зеки всё-таки добились. О них заговорили серьёзные взрослые дяди и тёти, стараясь разглядеть в моде на блатной жаргон угрозу завтрашнему дню России. «Банда АУЕ», «подростки-убийцы», да ещё и «крышующие торговый центр», — сколько сразу комплиментов для «трудновоспитуемых» (когда-то их правильно определяли как «дефективных»), от безделья ошивающихся в местах большого скопления людей. 

Правда, иногда в хоре ужасающихся и тем самым рекламирующих пресловутое движение АУЕ можно услышать здравые голоса. Лидер саратовского  молодёжного движения «Любимый город» Ника МАЙРАМУКОВ считает, что тема распространения АУЕ среди молодёжи в значительной степени преувеличена, правильнее следовало бы говорить о невоспитанности и неуправляемости:

— Если мы подойдём к любому учащемуся общеобразовательного учреждения и спросим напрямую хотя бы насчёт некоего сбора «общака», школьного «крышевания», подросток посмотрит на нас в лучшем случае как на ненормальных. Да, существуют конфликты между подростками. Но они порождаются тем, что парень или девушка не так одевается, общается с представителями непопулярных субкультур, слушает не ту музыку, слишком хорошо учится, физически неразвит и т. д.

Фиктивное следование неписаным нормам воровского мира — всего лишь способ привлечь к себе внимание и заполнить внутреннюю пустоту. Подросткам важно стать частью какого-то движения, пусть и криминального.

Рецепт, предлагаемый активистом, традиционен: ребят надо убедить, что во взрослом мире есть куда более интересные вещи, чем жизнь по тюремному расписанию с колючей проволокой по периметру. С этим не поспоришь, только решать такие задачи под силу лишь государству, которое чувствует острую потребность в воспитании молодёжи для  достижения конкретных целей. Пионеры и комсомольцы в СССР 1930-1960-х гг. готовились строить коммунизм, члены гитлерюгенда в Третьем рейхе верили в торжество идей о чистоте расы, хунвэйбины и цзаофани в маоистском Китае готовы были убить каждого, кто не чтит заветы «великого кормчего». А наша нынешняя молодёжь что готовится строить, во что верит, с кем хочет воевать? Кто навязывает ей моду на тюремную субкультуру позавчерашнего дня, о которой в тюрьмах и зонах давно не вспоминают?

К слову, один из депутатов Саратовской областной думы, где обещали создать  специальную рабочую группу по проблемам АУЕ, предложил организовать для подростков экскурсию в исправительную колонию: он считает, что после неё налёт блатной романтики уйдёт из юношеских голов. 

Увы, предложение не ново, такие экскурсии практиковались в пору лихих 90-х, в том числе и в нашем регионе. И результаты были противоположными. Подростки из проблемных семей, которых дома ждали пьяные родители, грязь и голодный стол, приходили в восторг от исправительного учреждения и дружно выражали желание поскорее туда попасть. Влекла их вовсе не романтика, а бытовая устроенность: регулярное питание, чистая постель и крыша над головой гарантированы, можно заниматься в спортивных секциях и кружках по интересам, да и компания подходящая — все свои пацаны. Правда, если бы вместо однодневной экскурсии их направили в колонию на летние каникулы и предложили побыть в шкуре зека, первое благостное впечатление могло бы улетучиться. 

 

Интернет заменил подворотню

Мой следующий собеседник — доцент кафедры общей и социальной психологии СГУ Наталья РОМАНОВА считает, что АУЕ придаёт уродливую форму естественному стремлению подростков к самовыражению и самоутверждению:

— В этом возрасте мальчишки стремятся ощутить себя взрослыми, что выражается в желании создать для себя некий новый мир, снять ограничения, которые на них раньше налагались, «перетряхнуть» ценности, которые, как им кажется, навязывают взрослые.  Поэтому нравоучения для них бесполезны и даже вредны. 

Те же причины порождали в разные времена движения хиппи, панков, рокеров, позже — готов, эмо, скинхедов. Теперь всех вытеснило АУЕ, и это тревожно. Подростки раньше играли в бунтарей, сейчас играют в «братков». Они пытаются найти в придуманном устройстве криминального мира некие начала справедливости, которых, к сожалению, не видят в окружающей их повседневной жизни. И для них важно заявить о себе всему миру, привлечь внимание, прославиться, пусть даже слава будет самой что ни на есть дурной. 

Наталия Михайловна также отметила, что если раньше мальчишки приобщались к блатным понятиям в подворотнях, то теперь получают информацию о «прелестях» криминального мира из интернета, что делает пропаганду асоциального образа жизни куда эффективнее и доходчивее. Например, на одном из сайтов появился «Манифест педофилов», в котором утверждалось: вступление в половые контакты со взрослыми служит развитию маленьких детей, излагались техники знакомства с малышами, способы завоевать их доверие. И магазинные воры, теперь гордо именующие себя шоплифтерами, заявляют: они вовсе не воруют, а совершают дело «освобождения товара», способствуют справедливому распределению материальных благ. 

Смысл в этом один: в детские головы внедряется мысль, что преступность не аномалия, а проявление естественных человеческих склонностей. И «мотающие срок», «топчущие зону», «шконку давящие» — пострадавшие в борьбе за правду. Кому-то очень нужно  разделить сегодняшнюю молодёжь колючей проволокой, направить одних к вершинам, а других на дно жизни. 

 

Мастью не вышли

Напоследок стоит сказать тем, кто намерен и дальше вопить на всех углах «АУЕ!» и расписывать тремя буквами стены и заборы. Если ваши мечты сбудутся и вы окажетесь в зоне, не вздумайте там козырять своей принадлежностью к «арестантскому единству».  По старым воровским понятиям, ныне большей частью забытым, право называться арестантом и приветствовать себе подобных в «малявах» (письмах) буквами АУЕ имели только «авторитетные» сидельцы. С любого другого, кто не принадлежит к данной категории зеков, но поминает всуе АУЕ, могут спросить и очень строго.  

Что же касается моды на всё блатное, нелишне вспомнить, как на рубеже 1970-1980-х гг. в восхваляемом теперь Советском Союзе зафиксировали небывалый рост подростковой преступности, затмивший даже ситуацию послевоенных годов с их голодом и разрухой, безотцовщиной и беспризорщиной. 

Причины эксперты-криминалисты называли разные, сейчас всё больше аналитиков склоняются к тому, что в данный период, во-первых, чётче, чем раньше, обозначилось социальное и имущественное расслоение советского общества.  Среди подростков образовалась категория «мажоров», которых «путёвые пацаны» нещадно избивали и грабили, отбирая заграничные шмотки, фирменные магнитофоны, диски и прочие вещи, служившие признаком благополучия. Во-вторых, в начале последнего десятилетия существования СССР особо остро стало ощущаться расхождение пионерско-комсомольско-партийных лозунгов, не менявшихся десятилетиями, с повседневной реальностью, в которой побеждали «вещизм» и «блат». Подростки, как известно, реагируют на любую ложь гораздо активнее взрослых. Не имеющие «блата» в верхах обратились к блатной романтике. 

Не хотелось бы говорить о возвращении разрушительных тенденций, но ассоциации сами напрашиваются…

 

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий