Главная / Издания / Инвестпортрет региона

Инвестпортрет региона

Инвестпортрет региона
08 августа 2018

Подготовил Станислав Скворцов

фото saratov.gov.ru

МК в Саратове

№33 (1094) 08.08.2018

Юлия Швакова: «Хорошую политику» невозможно сделать в одиночку»

Практически на каждом более-менее важном совещании, посвящённом экономике, звучат слова, что инвестиции — основа экономического роста региона, а задача власти — обеспечить их приток. Нельзя сказать, что эти слова не соответствуют действительности, и с их справедливостью никто не спорит. Однако узнать, какие за этими словами стоят реальные дела и планы, неискушённому человеку довольно непросто. Поговорить просто о сложном корреспондент нашего издания решил с министром экономического развития Саратовской области Юлией Шваковой.

— Юлия Александровна, буквально пару месяцев назад было принято решение о передаче инвестиционного блока в ваше ведомство. Надо напомнить нашим читателям, что это, на самом деле, не передача новых функций, а возврат их в порт постоянной приписки. На моей памяти это уже далеко не первое такое слияние. Скажите, чем оно обусловлено?

— Объективной реальностью сегодняшнего дня, не более. Решения по инвестиционному блоку принимались в каждый момент исходя из стратегических целей, стоящих перед правительством области. И на сегодняшний день, с учётом создания по инициативе губернатора Корпорации развития региона, наиболее уместно включение инвестиционной политики в круг вопросов нашего министерства. 

Министерство экономики орган над­отраслевой или межотраслевой — как угодно. К нам стекается информация по всем направлениям работы правительства, и с нашей точки видны все успехи, недоработки, «узкие места», лучшие практики. Поэтому мы можем координировать работу по привлечению инвестиций гораздо эффективнее. 

Что же касается Корпорации развития, она будет, если можно так сказать, «центром управления полётами» — взаимодействовать абсолютно со всеми органами власти и местного самоуправления нашего региона, федеральными ведомствами, институтами развития, естественными монополиями и, конечно, с инвесторами.

Отмечу, что система, которую мы строим сегодня, успешно зарекомендовала себя в других регионах, и мы взяли за основу лучшие практики Башкирии, Ульяновской и Калужской областей. Но надо понимать, что в тот момент, когда какое-то решение конкретного органа власти становится «лучшей практикой», оно начинает активно тиражироваться по всей стране. 

Поэтому работу Корпорации мы организуем с учётом региональной специфики и стараемся закладывать в неё качественно новый инструментарий, чтобы побеждать в конкуренции за инвестора. 

— Что изменится в сфере инвестиций в нашем регионе? 

— Когда меня спрашивают, что нужно для привлечения инвестиций, я всякий раз вспоминаю очень точные слова министра финансов Франции родом из XIX века: «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы». Инвесторы думают примерно так же, как тот француз: «Дайте нам хорошую политику, и мы дадим вам хорошие инвестиции». Вот эту самую «хорошую политику» невозможно сделать в одиночку. Занимается этим министерство экономики, министерство инвестиций или отдельный чиновник в ранге вице-губернатора — это тот случай, когда один в поле не воин.

Потому что в случае инвестиций разделение на экономику и социальную сферу не работает. Мы все делаем одно дело. Инвестор, особенно крупный, смотрит на все аспекты: кадровый потенциал, возможности образования и культуры, транспорт и логистику, уровень медобслуживания, безопасность и экологию. Сразу особое внимание работе отраслевых министерств, с которыми придётся тесно работать после реализации инвестпроекта и ввода предприятия в эксплуатацию. В итоге роль министерства экономики и Корпорации развития — в определении стратегических целей и разработке системы максимально эффективного взаимодействия всех ведомств в создании условий для притока инвестиций. Валерий Васильевич (В. В. РАДАЕВ, губернатор Саратовской области. — Прим. ред.) ориентирует нас на принцип: что хорошо для инвесторов, хорошо для области. Потому что в конечном счёте любые инструменты привлечения и поддержки новых предприятий и проектов позволяют наращивать потенциал областной экономики, а значит социальной сферы и инфраструктуры.

— Стратегический посыл понятен. Теперь давайте расскажем читателям о конкретных механизмах работы с инвесторами.

— Начнём с того, что специалисты Корпорации обладают исчерпывающей информацией по широкому кругу вопросов, которые потенциально могут возникнуть у инвесторов. А в качестве инструментов станут активно использоваться абсолютно все уже имеющиеся на сегодняшний день возможности. 

Первое — налоговые льготы и преференции сроком на пять лет с начала реализации проекта. Для инвесторов в 10 районах налог на прибыль снижен до 13,5% — для этого нужно вложить 20 миллионов рублей — самое низкое требование в стране. Налог на имущество тоже составит символические 0,1%, а транспортный налог обнулён. При этом из всех субъектов Федерации мы установили по всем видам налоговых льгот самый широкий перечень видов деятельности.

Второе — предоставление земли под масштабные инвестпроекты в аренду без торгов.

Третье — специальный инвестконтракт, устанавливающий пониженные ставки налогов: 0,1% — на имущество, 13,5% на региональном уровне и 5% на федеральном — на прибыль. Налоговые условия не меняются весь срок действия контракта.

Четвёртое — активное привлечение новых резидентов для созданной в прошлом году территории опережающего социально-экономического развития в Петровске, где условия для инвесторов беспрецедентно льготные. На первые пять лет резидентам устанавливается по федеральной составляющей налога на прибыль ставка 0%, по региональной — 5%, по налогу на имущество — 0%, по земельному налогу — 0%, а по взносам во внебюджетные фонды суммарная ставка 7,6 вместо 30%.

Пятое — Фонд развития промышленности, предоставляющий займы промышленным предприятиям на внедрение наилучших доступных технологий для импортозамещающих и экспортоориентированных производств. Поддержку могут получить проекты в машиностроении, металлургии, химической промышленности, производстве электро­оборудования, в сфере развития биотехнологий и пр. Средства предоставляются на срок до 5 лет с процентной ставкой от 1 до 5% годовых.

Шестое — вся инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Часто, говоря об инвестициях, забывают сказать, что важен любой реальный инвестпроект, вне зависимости от масштаба вложений. Причём малое и среднее предпринимательство сегодня — до миллиарда рублей выручки и до 250 работников. И в реализации малых проектов оказывают помощь профильные фонды (микрокредитования, венчурный, гарантийный), два бизнес-инкубатора, центры (развития экспорта, поддержки предпринимательства, инжиниринга), бизнес-зоны в МФЦ. Всё это работает по принципу одного окна.

Кроме того, активно планируется развивать индустриальные парки. Малым и средним предприятиям важно приходить на подготовленные площадки уже сегодня, а не ждать годами согласований по отдельно взятому участку и коммуникациям — это сокращает временные и материальные издержки, даёт возможность эффективно развиваться сразу. 

И на будущее мы планируем непосредственное инвестирование в различные проекты на принципах государственно-частного партнёрства. В их числе создание системы переработки и утилизации ТБО на территории левобережных районов, Вольска, Хвалынска и Саратова. Здесь же строительство нового аэропорта и планы по созданию саратовского участка трассы Шанхай — Гамбург. Этот перечень не исчерпывающий, практически в каждом районе есть проекты, предлагаемые для реализации в рамках ГЧП.

— Бизнесмены часто говорят об административных барьерах, особенно в том, что касается получения разрешительной документации и подключения к сетям. Что предпринимается в этом направлении?

— Только за 2017 год правительство области вместе с муниципалитетами и бизнес-сообществом провело работу по внедрению так называемых «целевых моделей». На практике это выглядит так: сокращены сроки выдачи разрешения на строительство с 10 до 5 дней, выдачи градостроительного плана участка с 30 до 15 дней, подключения к электросети со 144 до 92 дней, регистрации права собственности на землю и недвижимость с 7 до 5 дней, утверждения схемы расположения  земельного участка на кадастровом плане с 21 до 14 дней и так далее. Помимо этого удалось увеличить долю услуг, предоставляемых через МФЦ, а также освободить инвесторов от необходимости сбора ряда справок и документов, которые теперь запрашиваются самими органами власти. 

На ближайшие годы мы ставим перед собой задачу продолжить данную работу и свести к минимуму временные издержки для бизнеса при оформлении документов и разрешений. В идеале абсолютно все государственные и муниципальные услуги должны оказываться либо в электронном виде, либо через сеть МФЦ. К этому мы стаем стремиться.

— Что ж, планы конкретные и понятные, к тому же масштабные…

— У кого-то из архитекторов над камином была написана фраза: «Не строй маленьких планов». Абсолютно с ней согласна, потому что большой план всегда можно сократить, а расширить маленький нельзя.

Действия, которые мы предпринимаем, уже дают определённые плоды. Например, по итогам июня журнал «Инвест-Форсайт» опубликовал рейтинг инвестиционной активности регионов, в котором Саратовская область занимает 8-е место из 49 субъектов страны, а ещё в апреле мы были одиннадцатыми. И я уверена, что это только начало истории успеха нашего региона. 

— И в заключение несколько слов о том, как обстоит ситуация с инвестициями сегодня.

— За последние 6 лет объём инвестиций увеличился более чем на 40%, с 101,4 миллиарда рублей в 2011 году до 145,5 миллиарда рублей по итогам 2017-го. Только в прошлом году завершена реализация 55 инвестпроектов с общим объёмом инвестиций 48,5 миллиарда рублей и создано свыше тысячи высокопроизводительных рабочих мест. На сегодняшний день в инвестиционном портфеле региона 140 проектов на общую сумму порядка 360 миллиардов рублей. В результате их реализации планируется создание свыше 6 тысяч новых рабочих мест. 

Наиболее крупные проекты: масштабная модернизация Балаковской АЭС, создание производства гидротурбинного оборудования ООО «ВолгаГидро», производства полиакриламида ООО «СНФ — Флопам», строительство солнечных электростанций на территории региона компанией «Хевел», реконструкция и модернизация завода по производству цемента ООО «Холсим (Рус)».

Подготовил Станислав Скворцов

Оставить комментарий