Главная / Издания / А водочка - врозь

А водочка - врозь

А водочка - врозь
22 августа 2018

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№35 (1096) 22.08.2018

От саратовцев хотят спрятать спиртное

Не иссякают антиалкогольные идеи у народных избранников. Что ни месяц — очередное предложение, причём зачастую абсолютно бессмысленное. В этот раз на борьбу с «зелёным змием» вышел Комитет Госдумы РФ по охране здоровья, предложивший скрывать заманчивые бутылки от глаз покупателей специальными ширмами (по примеру табачных изделий) или вообще прятать в закрытые шкафы. Как в этом случае граждане смогут ознакомиться с ассортиментом спиртного, депутаты не поясняют. Зато кивают в сторону потребителей: мол, необходимо граждан защищать от алкогольного соблазна. Эксперты отнеслись к подобному нововведению скептически, предположив, что «игры с бутылочкой» не уменьшат алкоголизацию в стране. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Пьют — значит любят

Зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид ОГУЛЬ заявил, что в начале осенней сессии он намерен вернуться к ранее озвученной инициативе: убрать из продуктовых магазинов всю алкогольную продукцию. Депутат предлагает скрыть спиртное от глаз покупателей таким же образом, как в своё время убрали табачные изделия: либо в отдельный зал, либо в закрытые шкафы. «А если не хотят — пусть торгуют в алкомаркетах», — сообщил Огуль одному из федеральных СМИ.

По мнению депутата, доступность спиртного в магазинах не только губительна для взрослых, но и показывает негативный пример детям.

«В России от употребления спиртного ежегодно умирают сотни тысяч человек. И одна из причин такого положения — доступность алкоголя. Вот вы заходите со своим маленьким ребёнком в магазин купить ему, скажем, шоколадку. Видите холодильник с пивом и в дополнение к шоколаду для малыша покупаете пиво для себя. Мало того что себе вред наносите, так ещё и ребёнку пример показываете. Маленький человек видит эту покупку — и она сразу откладывается в его сознании в разряд «в порядке вещей», — пояснил свою позицию парламентарий. Правда, забыл маленькую деталь: граждане умирают в основном от употребления алкогольных суррогатов, а не магазинной продукции. 

В целом же подобный метод борьбы с алкоголизмом выглядит надуманным: далеко не каждый покупатель, зайдя в магазин за булкой хлеба или шоколадкой, прихватывает пиво на закуску. И в этом можно убедиться самостоятельно, если взять за правило хотя бы изредка разглядывать содержимое продуктовых корзин у своих соседей по кассе.

Но, видимо, депутат Огуль искренне считает всех россиян тихими алкоголиками, которые мимо бутылок спокойно не пройдут. А может быть, дудит в одну дуду с Минздравом РФ, который ещё в прошлом году выходил с похожим законопроектом.

Напомним: осенью 2017 г. вышеуказанное ведомство разработало документ, внёсший поправки в ст. 16 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Минздрав РФ предложил выделять в магазинах специальные места для продажи алкоголя, которые будут недоступны «прямому обозрению покупателями из тех мест торгового объекта, в которых продаются другие продукты и товары». Должен быть оборудован отдельный вход в эти помещения, однако отведённые для алкоголя места запрещено снабжать информационными указателями, щитами и вывесками. Как в этом случае потребителям искать спиртное (по запаху?) — чиновники в белых халатах не потрудились объяснить.

Впрочем, законопроект не прошёл, как и другие антиалкогольные фантазии ведомства: к примеру, запрет на продажу спиртного лицам, находящимся в состоянии опьянения.

 

На трезвую голову

Саратовские эксперты антиалкогольную инициативу не поддерживают.

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— Меня всегда удивляет, когда подобные предложения высказывают люди, крайне далёкие от системы торговли, никогда в ней не работавшие и даже понятия не имеющие, что торговля собой представляет. Конечно, можно закрыть алкоголь ширмами — как говорится, с глаз долой. Но в этом случае нужно прятать от покупателей удешевлённые продукты с ГМО или те, в которых молочные жиры заменяют не слишком полезными растительными добавками. Ведь они тоже представляют определённую опасность для здоровья. Поэтому мне не совсем понятно, с чем связана эта не совсем разумная, на мой взгляд, инициатива. Уж если мы хотим бороться с алкоголизмом, то можно пойти дальше, вспомнить опыт советских времён: выдавать гражданам талоны на спиртное, и пусть им дают по две бутылки в руки. Но это же глупость, поскольку будет создана масса неудобств для покупателей и работников торговли. Кроме того, возрастёт количество опасного «левого» спиртного, которое граждане всегда найдут где приобрести.

По мнению Татьяны Разборовой, можно предпринять иные меры для того, чтобы алкоголь не находился рядом с продуктами.

— Например, сделать в супермаркетах или гипермаркетах отдельный вход для отделов, торгующих спиртным, — говорит Татьяна Михайловна. — И тогда ни подростки, ни дети не увидят витрины с бутылками. Но такое решение вопроса повлечёт дополнительные расходы для предпринимателей и вряд ли станет действенным в борьбе с алкоголизмом, поскольку если человек планирует купить бутылку — он её купит. И неважно где: в торговом зале супермаркета, в алкомаркете или в специализированном отделе магазина, имеющем отдельный вход. На мой взгляд, такие предложения годятся лишь для отчётности: мол, мы боремся с алкоголизмом, разрабатываем законы. Правда, многие законы у нас зачастую не работают, поскольку не прописан механизм их исполнения.

Как говорит Александр СТЕПАНОВ, экс-министр экономики и инвестиционной политики области, ни в одной цивилизованной стране мира нет такой массовой продажи алкоголя, которая наблюдается в России.

— Я неоднократно бывал в зарубежных странах и видел, как торговля спиртным организована в Европе, — рассказывает Александр Алексеевич. — Если взять США, то несколько лет назад мне довелось жить в Нью-Йорке, на Манхэттене. Самое удивительное, что я нашёл в этом районе всего лишь один магазин, торгующий спиртным!

Тем не менее к антиалкогольному новшеству экс-министр относится скептически.

Комментарий эксперта

Александр Степанов, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:

— Закрытие специальными ширмами алкогольных полок в магазинах похоже на позицию страуса, прячущего голову в песок. Мы сделаем вид, что алкоголя в открытом доступе у нас якобы нет, бутылки не выставят на витринах, но тем не менее все покупатели будут знать: спиртное есть, но за ширмами или в шкафах. То же сейчас происходит с табаком: он закрыт от посторонних глаз, но курильщиков от этого меньше не стало. И каждый знает, какую марку сигарет ему нужно купить, вне зависимости, видит он её на прилавке или нет. Конечно, у нас перебор с местами, где можно приобрести алкоголь. По большому счёту спиртное, особенно крепкое, необходимо переводить в специализированные магазины, хотя и их количество нужно ограничивать. К примеру, вокруг моего дома на расстоянии 100-150 м расположено три алкомаркета — разве это нормально? У нас сегодня, как в 90-х годах — спиртное продаётся в каждой торговой точке. Такое изобилие нужно пресекать. Но просто закрыть витрины с бутылками от глаз покупателей — не выход из положения.

 

Шкалик зашкалит

Если верить Минздраву РФ, в стране существенно уменьшилось потребление алкоголя. Министр Вероника СКВОРЦОВА сообщила: за последние 5-7 лет потребление спиртного на душу населения в России снизилось аж на 80%. Однако такая статистика привела в недоумение участников алкогольного рынка.

Как рассказал федеральному информ­агентству редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил СМИРНОВ, цифра, которую привела министр здравоохранения, не имеет никакого отношения к реальности, поскольку подсчитывается статистика продаж в магазинах, в то время как половина населения перешла на подпольное потребление алкоголя, и особенно потребители дешёвой водки. Такого же мнения придерживается член Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан ХАМЗАЕВ, который указывает, что цифры, приведённые Вероникой Скворцовой, не учитывают нелегальный рынок алкогольной продукции, значительно выросший за последние годы. Хамзаев объясняет: за пять лет произошёл крен на контрафактную часть алкогольного рынка, теневая часть составляет около 70%.

К слову, руководитель Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим ДРОБИЗ неоднократно говорил, что запрет продажи алкоголя в ночное время привёл к росту нелегального рынка спиртного. Правда, данные ЦИФРРы по суррогатам несколько иные: объём нелегальной суррогатной продукции в нелегальной рознице — 800 млн литров в год, что составляет примерно 20-30% рынка крепких алкогольных напитков. Сюда входят самогон, аптечные настойки, содержащие алкоголь пищевые жидкости, нелегальная водка и другая кустарная продукция.

Но общественники, радеющие за трезвую жизнь граждан, постоянно выступают с новыми ограничительными мерами. Так, известная саратовская общественница Наталья КОРОЛЬКОВА который год бьётся за то, чтобы запретить торговлю спиртным по выходным дням (федеральный Минздрав тоже пытался протащить эту идею в Госдуму). Если же такой запрет рано или поздно одобрят парламентарии, страшно представить, насколько увеличится рынок алкогольного суррогата.

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— На мой взгляд, это предложение исключительно популистское. Никакие скрытые витрины и ширмы не помогут в борьбе с алкоголизмом. Да и в целом, если верить статистике, у нас падает потребление крепкого алкоголя, так с чего вдруг такие новшества? Кроме того, маленькие розничные магазины просто вымрут окончательно, если у них забрать алкоголь или вынудить закрывать бутылки ширмами, убирать их в закрытые витрины и проч., поскольку 25% ассортимента в таких магазинах — спиртное. Не нужно забывать, что в сельских районах зачастую имеется один такой магазинчик на всё большое село, и если он закроется, никому от этого лучше не станет. Я против подобных инициатив, так как любые запретительные меры на алкогольном рынке приводят к возврату «палёного» спиртного. Мы вроде только-только начинаем его побеждать, и вдруг снова появляются предложения, новшества, законопроекты, которые ни к чему хорошему в реальности не приведут.

Нужно отметить, что власти и без депутатских инициатив успешно борются с легальным алкоголем и его почитателями при помощи роста акцизов, увеличения минимальных цен на спиртное. Так, недавно Минфин РФ установил единые минимальные цены на водку крепостью от 37 до 40% включительно. С 20 августа единая минимальная цена бутылки такой водки для производителей составит 173 руб., для оптового звена 178 руб., для розницы 205 руб. (сейчас 201 руб.). Вроде мелочь, но по карману бьёт.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий