Главная / Издания / Никому не говори. Как уберечься от сглаза и порчи

Никому не говори. Как уберечься от сглаза и порчи

Никому не говори. Как уберечься от сглаза и порчи
27 августа 2018

Василий Кубриков

Saratovnews

Есть масса проверенных средств, как не стать жертвой дурного глаза и тяжелых мыслей на свой счет. В народе об этом хорошо знают. Нужно постоянно прибедняться, ругать обстоятельства, жаловаться на опротивевшую жизнь, грубых детей, выживших из ума родителей. Главное – чтобы у собеседника сложилось впечатление, что вы живете гораздо хуже, чем он, тогда его черные думы не перебьют ваши светлые.

В Петровске родственница с возмущением попросила не фотографировать ее детей. Сначала даже не поверил. Почему? На память же.

– Без моего разрешения нельзя, – сказала она. Потом мне пояснили – это от сглаза. Дескать, сфоткаешь, увезешь изображение ребенка с собой. А оно, чадо, заболеет. Ну, может заболеть. И если это случится, то виной тому – та самая фотография, сделанная без позволения родителей.

Что-то в этой связи вспомнилось из общения белых людей с аборигенами диких племен. В детских книжках писали. Приезжали первооткрыватели экзотических мест, доставали зеркальца, и аборигены в ужасе разбегались, потому что думали: посмотришь в зеркало – душу потеряешь.

Незнакомый прохожий склоняется над младенцем в коляске, ути-пути, какая милота… Гнать его прочь! Сглазит. Почему-то считается более правильным сказать, что ребенок замечательный, но прибавить – тьфу на него. Потому что нельзя хвалить и восхищаться. Поскольку это непременно приведет к большим бедам. Вот как скажет незнакомая тетя, что младенец прекрасен, так с этого момента дите станет чахнуть. Ну сказки же все читали. Про злых старух-колдуний.

Теща у меня большой эксперт в этой сфере. Ну, тещи вообще все одинаковые. У них мышление – апокалиптическое. Палец прищемил? Ноги промочил? Без кепки вышел? На любой случай найдется достоверная история о том, как один человек оказался в точно такой же ситуации и скончался в страшных судорогах. Тещи знают: все плохое непременно произойдет. Если не беречься.

– Куда вы собрались? На море? Никому не говорите об этом, – уверяет теща. – Позавидует кто-то, и обязательно случится что-то нехорошее. Ребенок заболеет, или ты сам. Сколько раз такое было…

Кстати, действительно было.

Считается, что нельзя говорить о том, сколько зарабатываешь. Даже если немного. Кто-то услышит, плохо подумает – не станет и этого. Как будто этот кто-то мечтает занять твое место охранника в сетевом магазине.

Ни в коем случае нельзя делиться своими планами. Некоторые наши знакомые следуют этим советам буквально. Видишься с ними, общаешься каждый день. И вдруг:

– Ой, а я в Испании!

– В смысле?

– А я разве не говорила? Да вот, давно собирались…

Почему не сказать? А вот как раз поэтому. Растрезвонишь всем, и точно ничего не получится! Вот прям с трапа самолета снимут и скажут – нельзя вам в Испанию, Петровы узнали и попросили вас не пускать.

Соседка по деревне постоянно находится в боевом состоянии. Даже в агрессивном. Все плохо. Воды нет, свет отключают. Корову держать не выгодно, свиней – не выгодно, курей воруют лисы и гастарбайтеры, живущие у местного фермера. Работы в деревне нет, пруд захватили москвичи и запустили туда карпов, так что теперь на рыбалку – за 35 километров.

Но смотришь потом – дом утеплили, индюки и куры по двору бегают, пять поросят в загончике, телята пасутся рядом. Дай им бог здоровья всем. Но на людях хороший тон – хаять обстоятельства, цены на зерно и лекарства. Ничего хорошего в том действительно нет, но акцентировать внимание собеседника только на ужасном – состоянии дорог, качестве медицинского обслуживания и пр. – это защитная реакция. Пусть все знают, что жизнь у Ивановых-Сидоровых – не сахар. У нас таких жалеют.

Я уж и сам стал замечать, что в разговоре убавляю свою зарплату. Хотя было время, наоборот – накидывали. Довлатов, например, шутил на эту тему.

Спросят: «Как дела?», отвечаю – да так как-то, с детьми – из одной больницы в другую, жена может скоро без работы остаться, соседи залили, выпивать стал часто. И собеседник сокрушенно кивает головой. А кивки эти – еще и как одобрение. Правильно, мол, отвечаешь, так и надо. У всех одно и то же, посему и ты не должен отрываться от коллектива. Больные почки, разбитая машина, рушащийся дом, неблагодарное потомство – за это все простят, назовут приятным человеком, позовут в гости, поставят другим в пример. Мол, столько на него всего свалилось, а он ничего – держится.

И вот тут у меня возникает когнитивный диссонанс. Ну как при таком менталитете, когда рассказать о чем-то приятном из своей жизни считается дурным тоном и просто опасным хвастовством, наши федеральные телеканалы захлебываются от восторгов. Всё у нас распрекрасно, власть – талантливая и прозорливая, экономика от западных санкций только здоровеет, демократия наша – самая демократическая, депутаты хоть и получают бешеные деньги, но столько всего хорошего делают для повышения качества нашей жизни, что мы уже просто обязаны это почувствовать.

Почему здесь-то сглаза не боятся? Почему с экрана нам постоянно говорят о мощи нашей армии и мудрости политиков? А как же ути-пути, и «мужик, отойди от коляски, глаз у тебя нехороший!»?

Почему считается, что пропаганда наших вымышленных успехов на ТВ эффективна, а в жизни даже озвученная правда приводит лишь к неприятностям? Почему в обычной среде нужно врать, что все плохо, а, когда вещаешь на всю страну, лгать, что все хорошо?

В принципе, есть одно средство от всего этого. Надо позвонить лучшему другу и сказать, как прекрасно у вас работает телевизор. Тут и закончится промывание мозгов. И вы вернетесь к разговору с соседом по лестничной клетке. О том, что у него на почте украли посылку. Ну и вы расскажете что-нибудь в ответ. Печальное. Психотерапевтическое.

 

Василий Кубриков

Василий Кубриков

Оставить комментарий