Главная / Издания / Семья без школы

Семья без школы

Семья без школы
29 августа 2018

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№36 (1097) 29.08.2018

Десятки саратовцев выбирают для своих детей альтернативное образование

Мысль, что можно учиться, не посещая школу, ещё недавно казалась фантастической. А теперь понятие «семейное образование» всё увереннее входит в нашу жизнь. Оказывается, получить аттестат, сдав ЕГЭ, реально и без просиживания штанов за партой. Для этого требуется, в первую очередь, желание родителей. «Но ведь это трудно и дорого!» — скажут многие. «Да, нелегко, но достижимо и не столь уж затратно», — отвечают те, кто уже сделал выбор в пользу альтернативного обучения своих детей. 

С такими родителями пообщался корреспондент «МК» в Саратове». 

 

Социализация в замкнутом пространстве

Главный аргумент противников семейного образования: без пребывания в школьном коллективе ребёнок не получит навыков, как сейчас говорят, социализации, не на-учится жить в обществе. 

Сторонники альтернативного обучения резонно возражают: пригодятся ли в жизни навыки именно «школьной социализации»? Не помешают ли они стать успешным и самостоятельным человеком? В психологии укоренилось понятие «синдром отличника», выражающийся в патологической боязни совершить ошибку и в полной зависимости от чужих оценок. 

Автор книги «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» Джон ГАТТО так определял школьную социализацию: «Быть частью системы, заставляющей вас сидеть в заточении с людьми абсолютно того же возраста и социального происхождения, абсурдно и противоестественно. Эта система искусственно отрезает вас от огромного многообразия жизни, от синергии разно-образия; реально она отрезает вас от вашего прошлого и будущего». 

О том, что нынешняя общеобразовательная школа безмерно далека от жизненных реалий, в наше время не говорит только ленивый. Об этом пишут труды учёные и размышляют педагоги-практики.

 

Мнение эксперта

Ольга СИВАЧЕНКО — известный в Саратове театральный педагог, уже 28 лет возглавляющая театр «Несмотря ни на что», где играют дети:

— Моя внучка на следующий год должна пойти в первый класс, и, на мой взгляд, ближайшее будущее за семейным образованием. По крайней мере до тех пор, пока не изменится современная школа. Она настолько изжила себя, что это понимают даже такие бабушки, как я.

 

Чему сейчас учат в школе? Самое важное — не пропускать уроки, неукоснительно следовать школьному расписанию. Ребёнок привыкает, что расписание его жизни составляется чужими, неизвестными ему людьми.

Дисциплина? В школе требуют только внешней дисциплины: хорошим считается ученик, беспрекословно выполняющий указания учителя о том, что он должен делать: вставать или садиться, слушать или писать, говорить или молчать. Вопрос о самодисциплине даже не ставится. Личное время и личное пространство — вне школьной регламентации. 

Ребёнок усваивает, что оценка его успеваемости зависит от людей, кем-то назначенных. Его собственные усилия по освоению материала значения не имеют, главное — соответствовать стандарту. Превышение стандарта, углублённые познания в какой-либо области вовсе не приветствуются. 

Умению выбирать себе друзей никто не учит, формирование дружеского круга носит чисто случайный характер, а не является плодом работы по поиску наиболее качественного круга общения. Любая «непохожесть», нестандартное поведение могут привести к неприятным последствиям.  

И ещё одно: в течение 11 лет ребёнка приучают к тому, что стержень его жизни — вне семьи. Есть некий социальный институт, владеющий большей частью его времени, который нельзя покинуть по собственному желанию.

Хорошо ли это? И нужна ли современным детям такая социализация? 

 

Воспитание без подавления

В Саратове существуют проекты, альтернативные  общепринятым образовательным нормам. С авторами некоторых из них нам удалось побеседовать.  

Ирина ЕЛШАНСКАЯ, психолог, практикующий семейное образование:

— В Саратове семейное образование распространено гораздо меньше, чем во многих регионах России. Я работаю в школе и давно мечтала открыть свою, альтернативную школу на некоммерческой основе, но лишь несколько месяцев назад узнала, что право на получение семейного образования предусмотрено законодательством. 

Моему сыну 6 лет, он давно занимается английским, ментальной арифметикой. Сейчас мы открываем семейный класс, который представляет собой сообщество родителей, желающих дать своим деткам развитие, выходящее за рамки общепринятой школьной программы. 

Именно потому, что моя работа связана со школой, я стала искать вариант альтернативного образования — вижу слишком много проблем, которые школа решить не может. Даже если там хорошо налажен образовательный процесс, процесс воспитательный совсем отсутствует. Нельзя воспитывать детей на авторитарности учителей, которые всегда правы, а дети, соответственно, всегда неправы. Каждый ребёнок от рождения гениален, но в школе творческие начала подавляются, занижается самооценка, отсутствует мотивация. Дети не могут мотивировать себя сами, потому что в 6-7-летнем возрасте их жизненные ценности ещё не сформированы, это происходит гораздо позже. Талант учителя в том и заключается, чтобы найти в каждом ребёнке то, что необходимо развивать, значит, мотивировать. 

В нашем семейном классе дети станут получать не обезличивающие их оценки, а конкретные поощрения. Уверена, такая система мотивации принесёт положительные плоды. В нашем классе с 1 сентября начнут заниматься 10 детей. 

По словам Ирины Владимировны, получить разрешение на семейное обучение совсем нетрудно — надо просто прийти в районный отдел образования и написать соответствующее заявление. Затем ребёнок прикрепляется к школе по месту жительства и впоследствии сдаёт там ГИА и ЕГЭ, получает аттестат о среднем образовании. На время сдачи экзаменов семейно обучающиеся дети считаются зачисленными в школу. Правда, выясняется: не только родители, но и некоторые директора средних школ не имеют понятия о том, что в России существует альтернативное образование. Поэтому иногда возникают сложности, хотя случаев отказа Елшанская не знает. Проблема же родителей, на её взгляд, заключается в том, что, ругая школу, они всё же предпочитают сдать туда своих детей, будто в камеру хранения, снять с себя ответственность за их образование. 

Семейное образование подразумевает развитие родителей не в меньшей степени, чем их детей. Правда, при этом родителям вряд ли удастся уделять много времени работе и карьере. 

Вопрос с преподавателями в этом семейном классе решают родители — среди них есть учителя начальных классов, руководители кружков, секций и студий. Со временем, конечно, придётся приглашать предметников. 

Ну и о материальной стороне вопроса. Всем ли по карману семейное обучение? В классе Ирины Елшанской родители делают вступительный взнос в размере 20 тыс. руб. на приобретение учебников и прочих необходимых для обучения вещей. Затем расходы на каждого ребёнка, по замыслу авторов некоммерческого проекта, не должны превышать 10 тыс. руб. в месяц — разумеется, с учётом нынешних, а не будущих цен.

Дорого ли это, решать каждому. 

 

Не ждём каникул

Удалось найти и тех, кто уже не первый год обучает своих детей по-новому. 

Юлия ПОПОВА, руководитель центра семейного образования «Время приключений»: 

— Семейным образованием мы занимаемся с тех пор, как моя дочь пошла в первый класс, сейчас она идёт в четвёртый. В обычной школе проучились всего три месяца, потом заболели и весь декабрь провели дома. Стали заниматься, чтобы не отстать, и прошли программу месяца за одну неделю. Тогда я подумала: стоит ли тратить время на школу — и после зимних каникул написала заявление, что мы будем учиться самостоятельно. 

У меня педагогическое образование, но я считаю: для понимания нынешней школьной программы оно вовсе не обязательно. Каждый родитель при желании может объяснить ребёнку любую программу, надо только понимать, зачем это нужно. 

В конце второго класса мы ушли из школы совсем — надоело, что дочери снижают оценки за правильно решённые задачи, потому что они оформлены «не по-школьному». Тогда и возникла идея организовать центр семейного образования. Мы убедились: многие родители хотят уйти из школы, но не знают куда. 

Сейчас в нашем центре более 20 детей, мы аттестовываемся в частной школе в Москве. Обучение в первом классе стоит 9 тысяч 900 рублей в месяц. 

Среди отзывов о центре пришлось встретить и такой:

— В обычной школе мы проучились всего год. Однажды учительница высмеяла нас перед всем классом за какую-то незначительную ошибку, но этого хватило, чтобы посеять в дочери неуверенность в себе, своих способностях, боязнь ошибиться. Одной из многочисленных побед в ЦСО была появившаяся уверенность, что ошибаться — нормально! Дочь сильно изменилась за это время и выросла как личность, стала более свободной, уверенной в себе, транслирует те любовь и уважение, которые наставники вложили в неё за это время (это повлияло на её отношения со сверстниками, у неё появилось много друзей, она легко знакомится и общается даже со взрослыми).

В течение учебного года постоянно сталкивалась с измотанными (невероятным объёмом домашних заданий и всевозможными конфликтами в школе) родителями, с нетерпением ждущими каникул! У нас учебный год прошёл в абсолютном покое, радости и вдохновении! Во время весенних каникулах дочка просто не могла понять, зачем они нужны и от чего отдыхать? 

При этом Юлия Попова уверена: семейное обучение — далеко не панацея от всех проблем с обучением ребёнка.  Всё зависит от возможностей родителей, не столько материальных, сколько психологических. А большинство родителей не готовы освободить себя и детей от традиционной школы. 

 

Исключённые из массы

Сейчас в Саратове и Энгельсе на семейном обучении находится более ста детей школьного возраста. Года два назад в медиапространстве возник разговор об их проблемах. Говорили, что у этих детей нет возможности получить справку, что они являются обучающимися, соответственно, им недоступны льготные билеты на городской транспорт, скидка на проезд по железной дороге и тому подобное. У многодетных семей тоже возникают сложности: надо доказывать, что дети учатся, чтобы подтверждать свой статус. 

В некоторых регионах России данные вопросы решены, кое-где, например в Омской области, родителям даже выдают компенсацию на семейное обучение. Но на федеральном уровне это никак не закреплено, а у законодателей в нашей области руки не доходят до таких проблем. 

Если говорить о чиновниках от образования, то они в разное время высказывали мнение, что в итоге большинство родителей поймут бесперспективность альтернативного образования и вернутся в массовую школу, которая к тому же в будущем тоже должна перейти на индивидуальные образовательные программы. Вот только когда это станет реальностью? Детей надо учить сейчас.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий