Главная / Издания / Чёрным по беленькой

Чёрным по беленькой

Чёрным по беленькой
05 сентября 2018

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com

МК в Саратове

№37 (1098) 05.09.2018

Саратовцев отучат от пьянства «антиалкогольными» этикетками

Наступление осени можно заметить не только по желтеющим листьям, но и по совершенно безумным инициативам, которые с серьёзным видом выдвигают солидные ведомства. На этот раз отличился российский Минздрав, предложив наносить на этикетки алкогольных напитков картинки о вреде спиртного, подобные тем, какие сегодня изображают на пачках сигарет. Предложение можно было принять за шутку, однако чиновники в белых халатах оказались настроены по-деловому и сообщили, что идею о «страшных» картинках можно включить в Стратегию по формированию здорового образа жизни. Ожидают ли потребителей бутылки с изображением разлагающихся от пьянства органов, выяснял «МК» в Саратове».

 

Пугающий градус

Можно предположить, что идею с картинками-демотиваторами Минздрав РФ позаимствовал у проекта «Трезвая Россия». В 2014 г. руководство проекта в лице Султана ХАМЗАЕВА высказало предложение: вся алкогольная продукция, продающаяся на территории страны, должна реализовываться в таре с устрашающими картинками на этикетках. По замыслу господина Хамзаева, россияне, глядя на эти самые картинки, должны задуматься о вреде чрезмерного употребления спиртного. «Когда граждане будут рассматривать мозг алкоголика в разрезе, нарисованный на бутылке, из которой они только что наливали, вероятно, у них станет формироваться более трезвый взгляд на алкоголь», — сообщил Султан Хамзаев.

Помимо страшных фотографий креативщики из «Трезвой России» предложили размещать на этикетках цитаты из Уголовного кодекса РФ. Например, из 151-й статьи («Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртного»).

Назвать вышеуказанные предложения здравыми (особенно цитаты из УК) не поворачивается язык. Но понять «Трезвую Россию» можно: отрабатывать проект каким-то образом нужно и имитировать бурную антиалкогольную работу тоже, иначе можно и финансирования лишиться. Однако что заставило Минздрав взять на вооружение столь необычную инициативу, можно только гадать. Тем более что антиалкогольные предложения «Трезвой России» ранее не были одобрены.

Но в этот раз ситуация развивалась в ином русле. Инициативу Минздрава поддержали в Госдуме. Как сообщает одно из федеральных СМИ, заместитель главы комитета Госдумы по охране здоровья Николай ГОВОРИН пояснил: Надо не просто печатать рожи алкоголиков, а ставить предупреждающие знаки, уделяя особое внимание водке и иному крепкому алкоголю. Как считает депутат, таким образом можно снизить спрос на спиртное.

Саратовские врачи тоже положительно относятся к предложенной инициативе, но указывают: одними этикетками побороть «зелёного змия» не удастся.

 

Комментарий эксперта

Евгений КОВАЛЁВ, главный врач ГУЗ «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн»:

— Сегодня на бутылках с алкогольной продукцией размещена информация о вреде чрезмерного употребления, но она печатается очень мелким шрифтом. Как мне кажется, потребители должны не только читать, но и наглядно видеть, как злоупотребление спиртным может отразиться на их здоровье. Безусловно, это выбор каждого, но думаю, многих людей подобные иллюстрации на этикетке заставят задуматься. Данная мера, конечно же, не решит проблему в корне, она является лишь средством профилактики борьбы с алкоголизмом. К примеру, предупредительные изображения на пачках сигарет хорошо себя зарекомендовали. А потреб-ление алкоголя создаёт больше социальных проблем, чем потребление табака, поэтому предупреждения должны быть разнообразнее, одних устрашающих картинок недостаточно, подход должен быть комплексным. Необходимо также увеличение количества социальной рекламы о вреде алкоголя. Этот вопрос поднимался и ранее, но, к сожалению, не был доведён до логического завершения.

 

Пьют, значит любят

Позиция бизнеса в отношении этикеток-демотиваторов оказалась несколько иной. Как считает предприниматель Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области, предложение об устрашающих этикетках — борьба с ветряными мельницами.

— Сейчас устрашающие иллюстрации печатают на сигаретных пачках, и что толку? Люди как курили, так и курят, — высказывает своё мнение Михаил Николаевич. — Опять же, если размещать картинки на этикетках, как в данном случае станет проходить брендирование продукции? Получается, название алкогольного напитка нужно размещать мелким шрифтом над картинкой? На мой взгляд, необходимо делать акцент на здоровом образе жизни, приучать людей к нему, а не придумывать инициативы, далёкие от жизни.

Эксперты указывают: следуя логике Минздрава, на пачках с солью стоит изображать поражённые атеросклерозом сосуды, поскольку избыток соли в рационе способствует возникновению сердечно-сосудистых недугов. А на продуктах, содержащих опасные трансжиры, рисовать оплывшего толстяка, ибо трансжиры снижают выработку инсулина и усвоение глюкозы, ведут к нарушению обмена веществ, что чревато ожирением. Список можно продолжать до бесконечности, изобретая «страшные» картинки для каждого второго продукта. 

Самое интересное, что когда идею о картинках-демотиваторах предложила «Трезвая Россия», её поднял на смех главный нарколог страны Валерий БРЮН. Врач рассказал федеральному изданию, что подобные «страшилки ничего кроме смеха у нашего народа не вызывают». И пояснил: человека, привыкшего пить и курить, ничто не испугает. Интересно, изменится ли мнение главного нарколога сейчас, когда предложение об устрашающих картинках исходит от Минздрава?

 

Вот и белочка пришла…

Эксперты говорят: алкоголя со «страшными» картинками нет ни в одной стране мира.

Комментарий эксперта

Михаил ВОЛКОВ, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области:

— Я регулярно бываю за рубежом, но никаких изображений-демотиваторов на этикетках алкоголя не встречал ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке. На мой взгляд, подобное новшество не будет принято, поскольку Россия всё-таки стремится жить в ногу с мировым сообществом. Пока же подобные инициативы идут вразрез с международной практикой. Конечно, проблема алкоголизации населения имеется, об этом все знают, но картинки о вреде спиртного её не решат. И вообще мне сложно представить, как красивую бутылку элитного вина можно заклеить какими-то устрашающими этикетками.

На самом деле, некоторые отечественные производители алкоголя и без «страшных» картинок успешно совместили дизайн этикеток с социальной антиалкогольной функцией. Несколько лет назад на прилавках российских магазинов появилась водка «Белочка: я пришла!». На бутылках была изображена жутковатого вида белка, которая как бы предупреждала потребителя: «Знай меру — и не придёт к тебе «белочка»! По крайней мере именно так объясняла необычный дизайн этикетки компания-производитель. Неизвестно, скольких выпивох напугала водочная белка, зато сам бренд несколько раз становился обладателем премии EFFIE «Бренд года» в категории «Алкогольные напитки».

Комментарий эксперта

Михаил ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области:

— Опыт размещения картинок-демотиваторов на табачных пачках мы скопировали со стран юго-восточной Азии. Но с алкоголем всё так просто не пройдёт, поскольку видоизменённые этикетки или наклейки на бутылки сильно усложнят работу всей алкогольной отрасли. К примеру, сейчас мы начинаем развивать виноделие. Закладываются виноградники, отрасли оказывается правительственная поддержка. Если планируем в дальнейшем заниматься экспортом, получится, что на экспорт будут печатать отдельные этикетки, а бутылки с устрашающими картинками останутся для внутреннего потребления? Например, возьмём кагор — единственный вид вина, которое производят на заказ для РПЦ. На него тоже предполагается наклеивать «страшные» картинки? И верующие будут ставить такой кагор на праздничный стол? Всё это очень неоднозначно, много вопросов, но ответов на них нет. 

Как считает бизнес-омбудсмен, бороться с алкоголизмом нужно иными методами, возрождая культуру потребления, а этикетками ситуацию не изменить. 

— Более того, данное новшество может повлечь затраты для предпринимателей, а они, в свою очередь, переложат их на плечи потребителей, как перекладывают все дополнительные нагрузки на бизнес: налоги, сборы, штрафы и проч., — говорит Михаил Петрович. — Единственный плюс — будет активнее развиваться полиграфия, но это тоже сомнительный эффект. Кроме того, не нужно забывать, что борьба с алкоголизмом всегда заканчивается в нашей стране очень печально и любые запреты ведут к увеличению объёма «левого» алкоголя и суррогатов.

О том, что идея размещать картинки-демотиваторы на бутылках алкоголя абсолютно бессмысленна, рассказал одному из телеканалов Вадим ДРОБИЗ, генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). Дробиз уверен: международного позитивного опыта по вопросу нет, хотя в России любят на него ссылаться. Например, в Австралии в 2003 г. ввели этикетки-демотиваторы на пачки сигарет, но спустя десять лет меру признали абсолютно неэффективной. То же в России: несколько лет назад на пачках с сигаретами появились фото с поражёнными болезнью органами, но это никого не отпугнуло. «С сигаретами получилось глупо, но со спиртным ещё глупее. Алкоголь — пищевая продукция, которую употребляют как в праздники, так и по грустным поводам. Представьте себе бутылку импортного вина тысяч за 10 с нарисованными черепами или с изъеденной печенью — просто бред! Это бренд, это определённый дизайн — кто из производителей согласится на подобную ерунду?» — высказал мнение эксперт, он полагает, предложение не пройдёт из-за его бессмысленности, и об этом прекрасно знают в Минздраве.

Впрочем, есть все основания подозревать, что скоро объёмы легально реализуемого алкоголя снизятся и без этикеток-демотиваторов. На днях стало известно: с января по июль 2018 г. стоимость водки, джина и абсента в России выросла на 6-8%, подорожали ром и коньяк (данные компании «Такском», собирающей их напрямую от онлайн-касс в стране). Хотя акцизы на спиртное в нынешнем году не повышались и были заморожены правительством до 2020 г.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий