Главная / Издания / Возможно, россиянам готовят ещё одну «последнюю жертву»

Возможно, россиянам готовят ещё одну «последнюю жертву»

Возможно, россиянам готовят ещё одну «последнюю жертву»
14 сентября 2018

Ольга Копшева

Saratovnews

Слишком много непонятных заявлений на экономическую тему прозвучало в нынешнем сентябре. Впору начать думать о том, что нам в близком будущем грозит не только девальвация рубля, но и его деноминация, то есть денежная реформа.

 

Два намёка на инфляцию

«Российскую экономику ждет еще один трудный период с ускорением инфляции и усугублением стагнации, после чего начнется резкое ускорение темпов роста», – этот сигнал №1 из министерства экономразвития нацеливал людей, у которых скопился излишек рублей на банковских счетах, срочно переводить их в более надёжную иностранную валюту.

Через несколько дней министр экономического развития РФ Максим Орешкин порекомендовал людям продавать доллары, убеждая их, что скоро-скоро курс американской валюты вернётся к 63 рублям. Эти сигналом №2 глава министерства, вместо того, чтобы успокоить народ, ещё больше его взбаламутил. Потому что у народа теперь мозги набекрень: если на финансовом рынке всё возвращается к тиши, глади и божьей благодати, то значит, про инфляцию можно забыть?

Но на неизбежное повышение цен тут же начали намекать из минфина, связывая инфляцию с увеличенным НДС (этот налог у нас в каждом чеке), и из Центробанка, где про инфляцию всё знают, потому что правдами и неправдами её сдерживают.

 

Как Центробанк и себя не обижал и иностранным спекулянтам помогал зарабатывать

Несколько лет подряд Центробанку удавалось делать невозможное. Умные головы, регулирующие денежную жизнь страны, пошли на рисковый способ привлечь в долг иностранные деньги керри-трейдеров. И он работал! Керри-трейдеры – это такие финансовые спекулянты, которые зарабатывают на разных курсах валют и на долговых бумагах государств. То тут снимут финансовые пенки, то там, но курочка по зёрнышку клюёт и бывает сыта. А наши государственные власти решили деньги керри-трейдеров привлечь всерьёз и надолго. Потому что после того, как президент Путин под ликование народа стал собирателем земель русских, окрысились на нашего чужие президенты, и начали один за другим отрезать от нас мировые финансовые потоки. И бюджет российский стал сводиться туже.

Взять в долг государство могло бы у частных банков. Но частных банков в России практически не осталось. Одни закрыл Центробанк, другие «удочерили» банки государственные. А у госбанков занимать можно, конечно, но если вдруг не получится отдать, то ведь само себя и разорит государство.

Ещё одним кредитором государства мог бы стать российский народ. Одно время на него уповали в российском правительстве, предлагая людям покупать государственные облигации. Но люди, хотя и кричали громко и вдохновенно, что «Крым наш!» и сирийский Асад – наш, но деньги в обмен на облигации родному минфину не понесли. А до закона, который сделает покупку облигаций для каждого российского гражданина ежемесячно обязательной, в спорой на такие дела Госдуме пока не додумались.

И только иностранные керри-трейдеры охотно приходили на аукцион минфина за нашими гособлигациями. Но чтобы купить их, они сначала покупали на свои доллары, евро и прочие тугрики наши российские рубли. Рублей Центробанк мог напечатать сколько хочет (и печатал – триллионами), процент по гособлигациям минфин мог поставить привлекательным. Фишка была в том, чтобы, когда керри-трейдеры получат свой рублёвый доход на облигациях, им было бы выгодно обменять эту прибыль на свою иностранную валюту. А для этого курс рубля по отношению к доллару требовалось искусственно держать стабильным, а иногда даже подукреплять рубль, чтобы ещё приятнее керри-трейдерам было. Купил такой иностранный спекулянт на свой миллион долларов 60 миллионов наших российских рублей, отдал их российскому минфину в долг. Потом подошёл срок погашения облигаций, и у него уже не 60 миллионов рублей, а 70 на руках. А парочка рубль-доллар не просто стоит как вкопанная в обнимку, а рубль даже как-то плечи расправил и укрепился, гордясь, что американец теперь не 60 рублей стоит, а всего 56. «Вот и славно, трам-пам-пам!», – мурлычат довольные керри-трейдеры и конвертируют свои теперь уже 70 миллионов рублей в теперь уже 1,25 млн долларов. И говорят спасибо российским денежным властям за прекрасную работу, увеличившую их капитал на четверть.

И вдруг всё летит к чертям собачьим!

 

Наказание для изменщиков керри-трейдеров

Наш российский любимец американский президент Дональд Трамп не смог поставить заслон совсем заигравшимся в демократию американским сенаторам. И они потребовали у нас допуска на все химические предприятия, чтобы посмотреть, сколько мы накопили всякого-разного химоружия типа «новичка», и не хватит ли нам его, чтобы потравить весь мир, а не только своих чекистских предателей. Гордый российский народ и гордая российская власть показали американцам кукиш. Самые невыдержанные сплюнули в сторону заокеанских воображал. И тогда американская власть решила поиграть в игру «Кто у нас настоящая сверхдержава?». Каждый день они капают всему миру на мозги, что в ноябре введут против России новые санкции. И главным пунктом в них пропишут запрет покупать керри-трейдерам российские гособлигации.

Лишать керри-трейдеров заработков американская власть, конечно, не будет. Откроет объятия и пригласит покупать свои гособлигации по прекрасной цене. «Всё хорошо у вас будет именно с американскими бумагами, ребята!», – уже подмигивает. И беспринципные керри-трейдеры начали уходить из России. Была их доля в российском госдолге более трети, а уже к четверти подбирается. Сдают они обратно российскому правительству его ценные бумаги, а за новыми не приходят. Два раза уже сорвали аукционы, не предъявляя на них спроса.

И что остаётся делать российским финансовым властям, чтобы заткнуть дырку в бюджете? Правильно – отпустить стоимость рубля по отношению к доллару. Вчера американский миллион долларов стоил 60 миллионов рублей, а теперь будет стоить 70. И тогда керри-трейдеры сразу остаются ни с чем. Помните того, который купил наших госбумаг на миллион и радовался, что выйдет довольный с прибылью в 250 тысяч? Шиш ему, а не эти тысячи! Пусть радуется, что миллион-то при нынешнем курсе вернул. А когда за доллар начнут просить 100 тысяч рублей, он и его не вернёт в своих долларах, хотя в рублях будет молодец-огурец.

А российское правительство всё равно в прибыли останется. Потому что, чем слабее рубль по отношению к доллару, тем больше рублей получает правительство от экспортёров нефти. Она вон уже почти 80 долларов за баррель стоит. Если эти 80 умножить на 60 рублей – это одно произведение для бюджета, если на 70 – другое, а если на 100, то все дыры и закроем.

 

Девальвация с инфляцией под ручку дождутся и деноминацию

Беда только в том, что разгон курса национальной валюты по отношению к главной мировой грозит девальвацией, то есть обесцениваем денег, и ростом цен. Когда цены начинают разгоняться, правительство начинает задумываться о денежной реформе. Одна из её разновидностей – деноминация. Так называется обмен купюр старого образца на новые с уменьшением на них нулей. Но срезанием нулей нас, можно, сказать, ещё не пугают. Ну, если не брать в учёт сигнал №3 от банкира Костина, который на днях пообещал, что все вклады всем раздадут, только пока неизвестно, какими деньгами. Может, он, конечно, намекал на то, что российские власти в знак протеста сделают «козу» американцам и откажутся от американского доллара на нашей гордой российской территории, а, может, проговорился про то, что и с рублями стоит ожидать революцию.

Кстати, опять же – на днях на новые рубли намекнули из Гохрана. Как будто бы скоро сменят дизайн всем дензнакам по типу 200 и 2000 рублёвок. Пока говорится, что к такому решению Гохран пришёл из-за того, что защита на нынешних деньгах устарела. Но принять только эту причину мешает понимание, что не просто так у нас появились не просто новые купюры с иным дизайном, а ещё и с другим номиналом.

 

Опыт индийского «удара по шкафам» нам в помощь

Что если через месяц-другой нам объявят, что нужно срочно обменять старые наличные деньги на новые, да не просто так, а за неделю? Это же какой прекрасный может получиться результат! В политическом смысле – общественное мнение сразу переключается с негодования по поводу пенсионного возраста на житейскую проблему – успеть к обмену, чтобы не оказаться в конце очереди. В экономическом смысле вообще всё будет шикарно. Потому что, кто не успел, тот опоздал. А кто опоздал? Коррупционеры, у которых коробки из-под обуви набиты миллионами и миллиардами рублей. Именно эту цель – обесценить всё неправедно нажитое преследовало в 2016 году правительство Индии, проводя подобную денежную реформу.

Да, от неожиданности десятки человек получили инфаркты. Несколько человек были задавлены в очередях к обменникам, где стояла треть страны с населением более миллиарда человек. Богатые люди были вынуждены просить бедных сберечь их деньги и открыть вклад на своё имя, потому что отнести в банк на счёт можно было ограниченное количество тысяч рупий. На пороге в 250 тысяч у правоохранительных органов появлялись вопросы. Но больше четырёх тысяч рупий наличными на новые не меняли. По городам страны прокатились демонстрации, на которые выходили разгневанные действиями властей люди.

Но, выведя из обращения купюры в 500 и тысячу рупий, премьер-министр Индии Наренда Моди добился того, чего хотел. А хотел он обелить серую индийскую экономику, убрав из неё чёрный нал коррупционеров, организованной преступности и уклонистов от налогов. Все накопленные деньги должны были или поступить на банковские счета, или сгореть в огне реформы. Большинство граждан страны, живущих на честный заработок, тоже испытали неудобства, но проведённую реформу приняли, посчитав её полезной для страны. Потому что государственные СМИ сделали всё, чтобы донести до населения главную мысль Моди – о наказании тех, кто грабил бедных и средний класс.

К моменту начала реформы почти все свои покупки индийцы совершали за наличный расчет. После того, как привычные деньги изъяли из обращения, часть из них обелилась на счетах в банках. Снимать их сразу было нельзя. А чтобы расплатиться банковской картой, оставив след транзакции, эту карту ещё нужно было и завести. Но ни отсутствие карт и банкоматов, ни недостаток новой наличности не смущали реформаторов. Они обещали, что постепенно в экономику будет возвращаться наличность, а население неизбежно освоит безналичные расчеты.

Кроме правительства, выгодополучателями от реформы стали банки, на счета которых пришли невиданные ранее средства. Сотни миллионов новых банковских клиентов, вынужденно пользуясь платёжными карточками, сделали богаче операторов платежных систем. У Моди, конечно, не получилось на 100 процентов за 72 часа перевести всю страну с налички на безналичку, но с бюджетным дефицитом, обелив экономику, он справился, заодно уничтожив всех возможных политических противников мафиозного типа.

 

Реформа скорее будет, чем нет

Предположения о масштабной денежной реформе с побочным эффектом победы над коррупционными деньгами и обнищанием возможных политических противников могут, конечно, и не сбыться. Но, с другой стороны, вспомните запущенный в сентябре слух о том, что банкоматы массово начали выдавать поддельные пятитысячные купюры… Да и уверенность нашего министра экономики в том, что у нас разгонится инфляция, потом экономика начнёт впадать в ступор, а потом вдруг резко оживёт, тоже, поди, держится на каких-то тайных знаниях? Что если в министерстве надумали вывести в официальное поле всех самозанятых, численность которых определяется в 15-30 миллионов? По подсчётам чиновников, в серой зоне у нас находится почти 40 процентов экономики. А это означает, что сегодня 33 триллиона рублей не контролируется российскими фискальными органами.

 

Советский подход к перетряске «кубышек»

С 16 по 22 декабря 1947 года в нашей стране провели молниеносный обмен старых денег на новые. В постановлении Совета министров СССР подчеркивалось, что «это будет последняя жертва» и что больнее всего обмен ударит по тем, кто держит запасы денег «в кубышках». Текст постановления о денежной реформе был зачитан по радио вечером в воскресенье. Трудящиеся страны советов уже не могли ни истратить наличные деньги в магазинах, ни отнести их в сберкассу.

За неделю после старта деноминации только жители Саратовской области принесли на обменные пункты более 400 млн рублей. В среднем после посещения обменного пункта житель Саратовской области оставался с 22 рублями сбережений на руках, потеряв 90 процентов своих накоплений.

Новые казначейские билеты, с которых исчез один ноль, в отделения Госбанка начали завозить с августа. Совсем скрыть слухи не удалось. Население пребывало в недоумение, то относя наличность в сберкассы, потому что говорили, что обменивать будут только их, то снимая, услышав, что справедливый курс оставят для наличных. По итогам деноминации выиграли вкладчики сберкасс, у которых на счетах было менее трех тысяч рублей. Их вклад переписывался по схеме один новый рубль к одному старому. Официальная позиция состояла в том, что денежные вклады советских людей редко составляли более сотни рублей, и условия такого обмена не разорят страну, но простимулируют население хранить деньги в сберегательных кассах. Суммы от 3 до 10 тысяч рублей обменивались по правилу: два новых рубля за три старых, а вклады более 10 тысяч рублей уменьшались наполовину. Денежные средства предприятий на счетах переоценивались в соотношении 5:4.

 

Ольга Копшева

Ольга Копшева

Оставить комментарий