Главная / Издания / Пенсионный омут

Пенсионный омут

Пенсионный омут
20 сентября 2018

Saratovnews

Баталии по поводу пенсионной реформы в России все чаще выходят за рамки дискуссионного поля. Сторонники и противники нововведений в этой сфере в большинстве своем оперируют эмоциями, а не аргументами. Хотя неизбежность перемен понимают и те, и другие. Мы предлагаем высказаться всем заинтересованным сторонам, благо время для этого еще есть. Законопроект о пенсионной реформе еще будет утверждаться в Госдуме, затем в Совете Федерации, и только потом поступит на подпись президенту. И теоретически любая перечисленная инстанция может его отклонить.

Мы хотим дать слово известным представителям государственной власти Саратовской области – бывшим и нынешним. И первым представляем читателям мнение доктора экономических наук Сергея Шувалова.

 

Не будем спешить копировать те или иные принципы построения пенсионных систем различных государств, коих немало и многие из которых заслуживают внимания и уважения. Все эти системы были рождены в степенях свободы конфигураций экономических реалий тех или иных стран, где они существуют. Тупое копирование, либо наложение той или иной схемы на несвойственную ей экономическую и социальную почву ошибочно, если не сказать глупо и безответственно по отношению к огромной массе граждан, отдавшей свой труд государству.

Если рассматривать проблемы пенсионного обеспечения современной России, то копировать что-либо вообще невозможно. Простая или сложная арифметическая эквилибристика с оценкой, либо пересчетом заработной платы, начисленной в СССР, в преддефолтной и последефолтной России, попытки оценить трудовой вклад каждого, когда размер заработной платы не соответствовал, да и сегодня далеко не соответствует цене рабочей силы (в особенности у бюджетников, в первую очередь врачей и педагогов) ни к чему, кроме разочарований, не приведет. Имею в виду эмоции не разработчиков реформ, а самих пенсионеров.

 

Пособие по старости не меньше 40 процентов от заработка – это уважительное отношение государства к себе и к гражданам

Начнем от печки. Что же такое пенсионное пособие? Каков должен быть его размер? Говоря о трудовых пенсиях, как должен трудиться гражданин, чтобы заработать свою пенсию в том размере, за который не было бы стыдно ни ему, ни государству? А уж если совсем прямо – пенсию, на которую можно безбедно прожить весь период «дожития»?

Трудно спорить с подходами к обеспечению принципа безбедности, соотнося размер пенсии с прожиточным минимумом. Вопрос в другом. Что же считать прожиточным минимумом: набор расходов, обеспечивающих поддержание лишь физиологических потребностей человека, как до сих пор, к всеобщему стыду, происходит в России? Либо сумму расходов, сложившихся за определенный промежуток времени у большинства граждан страны, как это делается в США и многих других государствах?

Мировым сообществом принята вполне понятная норма, если хотите постулат, на котором строятся все пенсионные системы. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда, при потере трудоспособности, к примеру, по достижению пенсионного возраста, размер пенсионного пособия должен быть не менее 40 процентов утраченного заработка. А уж как это сделать – задача каждого государства, уважающего себя и своих сограждан.

 

Только не надо придумывать полусреднюю чушь!

Расчет этого, так называемого коэффициента замещения, ни в коем случае нельзя делать простым делением среднего размера пенсии на средний размер начисленной зарплаты по стране – получится полусредняя чушь! Коэффициент замещения имеет смысл только для конкретного человека. Кстати, такой «полусредний» коэффициент для Саратовской области в 2017 году составлял аж 34 процента!

Наиболее верно, на мой взгляд, производить подсчет коэффициента замещения с учетом изменения покупательской способности пенсионного пособия по отношению к утраченному заработку.

 

Заработали-то, оказывается, на пенсию всего-ничего

Интересно другое. Большинство наших соотечественников наивно считают, что они заработали свою пенсию, и что заработали гораздо больше, чем сегодня получают. К сожалению, это не так. Простое суммирование (в долларовом эквиваленте) всех отчислений в Пенсионный фонд среднестатистическим работником в строгом соответствии с законодательством, произведенных им (предприятием) за последние 30 лет, дает сумму средств, достаточную для выплаты пенсии в течение всего периода «дожития» (пока 14 лет для мужчин и 19 – для женщин) в размере, увы, не превышающем четырех тысяч рублей в месяц.

Таким образом, очевидно, что по сути пенсии платятся из бюджета, а Пенсионный фонд России, имея явно выраженные признаки финансовой пирамиды, лишь частично смягчает бюджетную нагрузку.

Да и как, скажите пожалуйста, узнать, сколько средств перечислено в Пенсионный фонд за каждого работника, когда бухгалтерия добросовестно переводит эти пресловутые 22 процента от общего фонда оплаты труда одним платежным поручением? То есть, опять в среднем, за всех. От уборщицы до директора!

 

Пока игру в страховую, государственную, накопительную и добровольную части пенсии могу назвать административной забавой

Накопительная и добровольная части пенсии не имеют никакого отношения ни к ПФ РФ, ни к государству, являясь личным и добровольным риском любого вкладчика собственных денежных средств. При наличии же гарантий государства по этим рискам, накопительная часть пенсии неминуемо приходит к бюджету.

И еще об одном. К сожалению, о грустном. Многие соотечественники, увы, не проживают не только определенные законом сроки «дожития», а и до пенсионного возраста как такового, что явно не стимулирует интерес граждан к пенсионным новациям. Кстати, работники сельского хозяйства России могут спокойно страховые взносы просто не платить.

    

Почему заграничный пенсионер не ощущает потерю заработка

В чем же причина проблем и тупиков отечественной пенсионной системы? Почему она имеет столько нареканий, как от пенсионеров, так и власть предержащих? Почему не вызывает оптимизма у будущих поколений?

Для ответа на эти и другие вопросы пенсионного обеспечения граждан России, все-таки обратимся к мировой практике. В государствах с развитой рыночной экономикой, как правило, одновременно существуют четыре вида пенсионных систем: государственная, профессиональная, система личных пенсионных сбережений и система дополнительных производственных (корпоративных) пенсий.

Причем, государственная система пенсионного обеспечения в таких странах, как Дания, Голландия, Великобритания и др. предполагает назначение всем жителям страны общей (универсальной) пенсии в размере, одинаковом для всех, либо дифференцированном, в зависимости от срока проживания на её территории того или иного лица, получившего гражданство.

Профессиональные системы в западных странах связаны исключительно с трудовой деятельностью граждан и предусматривают установление пенсии в зависимости от заработка и стажа страхования.

Причем, размер такой трудовой (страховой) пенсии, как правило, устанавливается в процентном отношении от заработка, средняя величина которого определяется либо за последние пять лет (например, в Италии), либо за весь период трудовой деятельности, как в Германии, Франции и т.д. В последнем случае заработная плата индексируется с учетом изменения индексов цен и уровня жизни в стране за рассматриваемый период.

Система дополнительных производственных пенсий имеет чисто корпоративную окраску и при наличии у предприятия финансовых возможностей формирует своеобразную бонусную часть пенсии, стимулирующую только своих сотрудников. Например, в Японии такое единовременное пособие определяется умножением размера средней зарплаты гражданина до выхода на пенсию на количество отработанных на предприятии лет.

Системы собственных пенсионных сбережений являются исключительно личным делом и добровольным начинанием каждого будущего пенсионера.

При сложении этих четырех составляющих в одну пенсию, её размер в оптимальном варианте достигает 80-95 процентов утраченного заработка и иностранный пенсионер практически не ощущает его потерю, приобретая разнообразные возможности продуктивного использования свободного времени своего периода «дожития».

Чрезвычайно важно отметить и то, как говорится, что нам и не снилось. Профессиональные (трудовые), корпоративные и личные пенсионные сбережения пенсионеров, покидающих сей мир, подлежат наследованию. Поскольку это деньги самих граждан. Государственные пенсии, естественно, наследованию не подлежат.

Неудивительно, что в подобных странах никому не приходит в голову даже говорить о каком-то прожиточном минимуме пенсионера, сроках «дожития», выпускать пенсионные удостоверения и дисконтные карточки а-ля Лужков.

 

Госпенсии по старости могут получить лишь пострадавшие от техногенных катастроф

Понятие «государственная пенсия» существует и в России. Оно установлено Конституцией РФ в ст.39 ч.2. Основной Закон страны гласит: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом», «поощряется добровольное социальное страхование».

Однако, дальше, кроме неразберихи, ничего не наблюдается. Чудеса административной эквилибристики в пенсионном законодательстве достойны Нобелевской премии за экономию бюджетных средств и запутывание населения.

Совершенно непонятен перечень категорий лиц, имеющих право на получение государственной пенсии, приведенный в ст. 8 ФЗ-166. Её могут оформить:

* военнослужащие;

* участники ВОВ, жители блокадного Ленинграда;

* космонавты, летчики-испытатели;

* госслужащие;

* лица, пострадавшие в результате техногенных катастроф, а также члены их семей;

* родственники погибших военнослужащих, космонавтов;

* лица, признанные нетрудоспособными по возрасту.

При наличии соответствующих оснований граждане лишь этих особых категорий вправе оформить один из видов государственной пенсии, а именно:

* госпенсию по старости – по факту достижения пенсионного возраста;

* госпенсию по инвалидности – на основании присвоенной группы инвалидности;

* госпенсию по выслуге – при наличии установленного количества лет военной выслуги или стажа работы на госдолжностях;

* госпенсию по потере кормильца – в связи со смертью родственника из числа военнослужащих, космонавтов, «чернобыльцев».

Как сказали бы в Одессе, вы будете смеяться, но получателями госпенсии по старости, в соответствии с Конституцией и Законом, выступают лишь лица из числа пострадавших в результате техногенных катастроф (аварии на ЧАЭС, заводе «Маяк»). На других граждан понятие государственных пенсий не распространяется!!!

Остается только понятие «государственного пенсионного обеспечения». Что же входит в это звучное словосочетание?

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

– страховая пенсия по старости – это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее до принятия нового закона имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

– страховая пенсия по инвалидности – назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

– страховая пенсия по случаю потери кормильца – назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, и установленное в судебном порядке.

Есть еще социальная пенсия, которая назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

       

Подмена понятий

Государственность этих основных видов пенсий определяется лишь принципами обязательного пенсионного страхования, установленными властью. Во всем остальном это элементарная страховая схема, как и все остальные системы страхования.

Вот тут-то начинается самое интересное. Деньги, заработанные гражданином и перечисленные в страховую кампанию под названием Пенсионный фонд России, были, есть и остаются его деньгами. Они просто ждут, когда пенсионер достигнет пенсионного возраста. И только сам гражданин должен и обязан ими распорядиться.

Конечно, в пенсионном страховании должны учитываться ситуации, когда человек, слава Богу, живет дольше рассчитанного для всех срока «дожития». Равно и те случаи, когда он не доживает до пенсии, или уходит из жизни через несколько лет после выхода на пенсию.

В той же Японии в бюджете пенсионного обеспечения для этих целей создан накопительный фонд, который давно оправдал себя.

Но Пенсионный фонд России, к сожалению, больше похож не на страховую организацию, а на классическую финансовую пирамиду, когда деньги платят одни, а получают другие. Ведь из Пенсионного фонда выплачиваются все вышеперечисленные виды пенсий, в том числе и государственные. А если добавить финансирование множества социальных программ, включая «материнский капитал», строительство офисов и другие расходы, то денег на выплату пенсий, конечно, не хватает.

       

Возраст для пенсий – не главное

Реформа пенсионной системы назрела давно. Но главное в ней, конечно, не повышение пенсионного возраста. Главное, наконец, расставить все точки над «и».

Основной довод авторов реформы, что когда-то трое работающих содержали одного пенсионера, некорректен. В Пенсионный фонд каждый человек перечисляет средства для себя и получает их сам. Прогнозируя наличие реальных бюджетных ресурсов сегодня и в среднесрочной перспективе, следует просто определить, какую долю (размер) пенсионных пособий гражданам гарантирует государство, а какую они получат в виде возврата осуществляемого ими же софинансирования гарантий собственных пенсионных прав, в зависимости от трудового вклада.

Следует согласиться с тем, что размер пенсионного пособия, гарантируемого государством своему народу, должен быть одним и тем же для любого гражданина, выходящего на пенсию, независимо от места приложения его труда и талантов. Деньги для этого у государства есть. И потратить их именно на пенсии будет справедливым решением. Ведь основная масса доходов бюджета России пока еще «произрастает» из природной ренты, то есть базируется на ресурсах страны, принадлежащих гражданам.

О наследовании пенсионных прав и, соответственно, пособий не говорю, хотя сама норма вполне цивилизованная. Полагаю, что введение такой нормы, хотя бы на период «дожития», коренным образом изменит многое в пенсионной практике, в социальных отношениях, будет эффективным стимулом повышения производительности труда работающих граждан.

 

Сергей Шувалов, доктор экономических наук, профессор

Оставить комментарий