Главная / Издания / Множество ответов на один вопрос

Множество ответов на один вопрос

Множество  ответов  на один  вопрос
26 сентября 2018

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№40 (1101) 26.09.2018

Школьникам становится всё труднее понимать смысл исторических процессов

Нужно ли в школе изучать историю? Ту историю, которая в последние три десятилетия переписывалась бесчисленное множество раз, не говоря уже о постоянном процессе переоценки ценностей применительно к наиболее известным событиям и личностям. Предмет, учебники по которому служат лишь слабеньким отражением малой части информации, что сейчас стала доступной для всех, в том числе для детей школьного возраста. Не может ли это привести к полной дезориентации подрастающего поколения, рискующего заблудиться в непроходимых дебрях глав и параграфов, набитых датами, именами, названиями, ни о чём не говорящими современному молодому человеку? Наконец, какая от этого может быть практическая польза? 

Такие вопросы могут показаться глупыми, если не сумасшедшими и провокационными. Но сегодня в трудах весьма почтенных экспертов и аналитиков нередко встречается мысль, что настоящей исторической правды (если найти таковую в принципе возможно) не выдержит сознание даже взрослого человека, не говоря уж о ребёнке. Как не вспомнить слова великого поэта ЕСЕНИНА: «Успокойся, смертный, и не требуй правды той, что не нужна тебе...»

 

Время ИКС

О том, что изучению истории в нашей стране придаётся сверхважное значение, свидетельствует хотя бы обещание министра образования РФ ввести с 2020 г. обязательный ЕГЭ по истории. А с 2015 г. наших детей учат по ИКС — историко-культурному стандарту, включающему перечень тем, событий, персоналий, подлежащих обязательному изучению. Есть там и перечень «трудных вопросов» — на них учителям предписывают обратить особое внимание и… не давать однозначных ответов. К таковым относятся, например, «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе», «Исторический выбор Александра НЕВСКОГО в пользу подчинения русских земель Золотой Орде», «Роль Ивана IV ГРОЗНОГО в российской истории, реформы и их цена», «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований», «Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне», «Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне», «Причины, последствия и оценка реформ Н. С. ХРУЩЁВА».

Короче, все переломные моменты российской истории попали в разряд трудных для осмысления. Настойчиво и даже навязчиво повторяются слова «цена» и «оценка». Однако столетний юбилей событий 1917 г. никак не был отмечен на государственном уровне и никакой принципиальной оценки эти события не получили. И немудрено, ведь в самом тексте стандарта (кстати, само применение данного термина, имеющего скорее негативную окраску применительно к мышлению, вызвало неприятие ряда историков) говорится о «Великой российской революции 1917 года», начало которой ознаменовалось «восстанием в Петрограде и падением монархии», а финалом стало «свержение временного правительства и взятие власти большевиками». Одни восстали, другие пали, третьих свергли, четвёртые взяли — какие уж тут оценки. 

Историко-культурный стандарт привёл одних в восторг, других в ужас. В ходе его активного обсуждения лет пять назад Заслуженным учителем истории из Екатеринбурга Ольгой УКОЛОВОЙ было высказано такое мнение: 

— ИКС — попытка ответить на вопрос «Что изучать?», в то время как для большинства учителей гораздо более важен вопрос «Как изучать?». Правда, хотелось бы сначала ответить на вопрос «зачем?» — от ответа будет зависеть и «что?», и «как?».

Данные вопросы корреспондент «МК» в Саратове» попытался задать молодым учителям истории саратовских школ. 

 

Не по Марксу, не по Гегелю

Скажу сразу: на мой главный вопрос — как донести до детей мысль, что у истории есть движущая сила, внутренняя логика развития? — не смог ответить никто, потому что сейчас ни о каких движущих силах в школе не говорят. В советской школе учили по МАРКСУ: движение истории определяет борьба классов, но это, с нынешней точки зрения, слишком узко и идеологизировано. По ГЕГЕЛЮ историю движет развитие мирового духа, воплощение в сознании людей абсолютной идеи, но это слишком сложно и абстрактно. Что же остаётся?

Анна ХОЛОДОВА, учитель истории СОШ № 10 Саратова:

— Учитель не может прыгнуть выше головы. Одних теорий происхождения государства существует свыше десятка: эволюционная, классовая, договорная, силовая (когда более сильные люди и нации подчиняют себе слабых). Я не считаю, что на уроках надо в это углубляться. Кто захочет — узнает позже сам, возможности для этого сейчас есть. Задача школы — дать базовые исторические знания, разбудить интерес к истории. Зачем? События циклически повторяются, и люди должны быть внутренне к ним готовы. 

Я стараюсь не оперировать такими понятиями, как «правда» и «неправда», объясняю, что не бывает правителей «чёрных» или «белых», особенно когда говорим об Иване Грозном или Петре I. Но есть события, которые не могут иметь в глазах детей двойного значения. Например, любая война — это беда, а Вторая мировая — величайшая трагедия человечества. 

 

Анастасия НАДЕЖДИНА, учитель истории СОШ № 5 Саратова:

— Честно говоря,  никогда не задумывалась над вопросом о движущей силе истории. Мы учим детей находить причинно-следственную связь: например, политическая раздробленность на Руси и феодальная раздробленность в Европе стали результатом ослабления княжеской и королевской власти. Я говорю ученикам: если вы нашли ответ на вопрос «почему?», считайте, что вы поняли историю. 

Наверное, правильно считать основой движения рост человеческих потребностей и поиск путей их удовлетворения в условиях ограниченности ресурсов. Происходит поступательное развитие общества от простого к сложному. Общество — это динамичная система, постоянно находящаяся в развитии, в основе которого лежит экономика. 

Своего мнения я им не навязываю, ищем ответы в дискуссиях. Очень многое зависит от семьи: дети верующих родителей отрицательно оценивают события 1917 г., поскольку их результатом стали, в том числе, гонения на духовенство, разрушение церквей. Те, чьи родители, бабушки и дедушки хвалят советское время, наоборот, считают революцию поворотом к светлому будущему. То же и с эпохой 1990-х: одни школьники слышат от старших, как тяжело тогда было жить, другие о том, какие большие возможности открылись для энергичных и предприимчивых людей.   

 

Интересно — значит правда

Все мои собеседники сходились в одном: позитивным моментом в нынешней методике школьного преподавания истории стало предоставление ученикам небывалых ранее возможностей иметь своё мнение по любому вопросу и самостоятельно давать оценку любым историческим событиям. Это замечательно, но реализовать данные преимущества можно лишь при повышенном интересе детей к истории. Возможно ли это сейчас, когда учебники (которых, кстати, в одном классе может быть два, а то и три — по истории вообще и по истории России в частности) перегружены информацией, в которой, как мы только что убедились, нет никакого объединяющего начала, единой линии от древности до наших дней? Недавно я слышал разговор двух школьников: «Первым уроком история? Хорошо, значит, выспимся!». 

Молодые учителя не унывают, считают, что выход в них самих, надо быть интересными для учеников личностями. Анна Холодова рассказала, что приносит на уроки черепки, найденные во время раскопок, и мечтает привлечь учеников к работе археологов — трогая историю руками, дети ощущают связь с древностью. И вообще она убеждена: технологии преподавания должны создавать у детей ощущение, что они занимаются не пропахшей нафталином стариной, а чем-то живым, настоящим. 

Анастасия Надеждина отметила: дети хорошо усваивают материал о прошлых веках — в этом помогают школьные театральные постановки на исторические темы, но начинают скучать, когда речь заходит о политических событиях ХХ в., им разобраться в этом сложно, как, впрочем, и взрослым. 

Да и интересность бывает о двух концах. Придумали же на Украине очень интересную и, главное, сверхпатриотическую версию своей истории и добились того, что народ сошёл с ума от осознания собственного величия. У нас тоже хватает деятелей, готовых предложить молодому поколению альтернативную, гораздо более занимательную версию истории и повести его за собой, отбросив прочь скучные школьные учебники. Как предотвратить такой вариант развития событий? 

 

Павел ДОНЕЦКИЙ, учитель саратовской СОШ № 67 имени О. И. Янковского, кандидат исторических наук, председатель региональной ассоциации учителей истории, и здесь видит спасение в повышении ответственности учителя:

— Возрастает роль учителя, его эрудиции, прочности гражданской позиции, умения вести беседу. Чтобы не повторить путь Украины, нужно вводить в школе элементы научного подхода, развивать критическое мышление учеников. Ведь «украинские истории» не выдерживают критики, дети, умеющие работать с источниками, знающие исторический контекст, способны понять несостоятельность националистических идей.  

Всё это так, но можно сделать вывод: повышение роли учителей и учеников в освоении истории сочетается с практически полным отстранением государства от регулирования этого процесса. Лозунги-заклинания о патриотизме и великой исторической миссии великой России хороши, однако их можно наполнить очень разным содержанием, поскольку сверху никакого конкретного наполнения не предлагают. Всё неоднозначно, всё спорно, всё сложно. Да и то сказать, попробуйте дать однозначную оценку пенсионной реформе, постоянному росту налогов, тарифов на услуги ЖКХ и цен, войне в Сирии и много чему ещё. Так что, может быть, и хорошо, что государство не навязывает своей позиции по острым вопросам истории, тем более что у него, видимо, такой позиции попросту и нет. Дай бог, чтобы учителя и школьники достойно пронесли груз понимания исторических событий на своих плечах. 

 

На родном краю

В связи с этим нельзя не отметить как безусловный плюс повышение внимания к изучению истории родного края. И в нашей области в этом направлении положительные сдвиги налицо.

 

Ирина СЕДОВА, министр образования Саратовской области:

— В выпускных 11-х классах с нынешнего года изучается курс «История Саратовского Поволжья». Учебные пособия к этому курсу подготовлены преподавателями Областного института развития образования и СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

В 5-х классах курс региональной истории называется «Рассказы по истории Саратовского Поволжья». Его апробация в прошлом учебном году показала высокую эффективность, поскольку в 5-х классах школьники пишут всероссийские проверочные работы по истории, где есть и вопросы по истории родного края.

Учебные комплекты к ним получили все средние образовательные организации региона, которые ввели курс в учебный план.

 

P. S. Прошу прощения у тех, кто хотел бы обсудить более конкретные вопросы преподавания истории в школе: нехватку часов на важные темы, неравномерное распределение материала по классам, нестыковки в учебниках. Я решил пока остановиться на мировоззренческих проблемах, надеюсь, разговор будет продолжен.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий