Главная / Издания / Диванный критик: «Черновик» и «Танки»

Диванный критик: «Черновик» и «Танки»

Диванный критик: «Черновик» и «Танки»
29 сентября 2018

Валерий Кедров

Saratovnews

Сообщили, что с 1 января 2019 года в кинозалах страны может искусственно увеличиться доля отечественного кино. За счет того, что снизится квота на иностранные фильмы. Ох, непростое время нас ждет. Современный российский кинематограф живет и даже процветает, но живет он и процветает, как гопник из Заводского района. Найти фильм, о котором действительно хочется поговорить, трудно. А вот такого, чтоб «гы-гы» или «ура-наши-победили» – навалом. Госзаказ, как никак. Даже ожидаемые и впоследствии вполне успешные новинки не впечатляют.

 

«Черновик», 2018, режиссер Сергей Мокрицкий, в ролях: Никита Волков, Евгений Ткачук, Ольга Боровская, Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин, Северия Янушаускайте.

 

А чего это они у Cranberries песню стырили, спросил я у жены в самом начале просмотра. Взяли чужую мелодию и слова на нее положили, про разные реальности. Как бы рэп. Бессмысленный и беспощадный. Это как в «Тренере» с Козловским. Отечественный фильм об отечественном тренере, но тоскует он под исландскую группу «Kaleo». И ты понимаешь, что песня классная, а присутствует она здесь оттого, что наши ребята не смогли свою классную песню сочинить.

Нет, поначалу «Черновик» не раздражал. Фильм снят по роману автора «Дозоров» Сергея Лукьяненко. Книгу не читал, но довольно часто, когда сюжетную линию начинало штормить, понимал, что в романе наверняка всё было понятнее.

Парень просыпается в милицейской машине и понимает, что его никто не узнает, включая родителей и друзей. Не ново, но всегда интересно. Башня потом, параллельные миры, создаваемые силой воображения главного героя и таких же, как он. Ведь этих башен в одной только Москве добрая сотня. Люди путешествуют в эти миры, как туристы. А Кирилл теперь таможенник. Но такой, который то в море купается, то на тусовки ходит.

Пишут, что книга гораздо интереснее. Но это уж как водится. Переиначили много. Миры Кирилла, например, максимально приблизили к российской истории. В одном – Российская империя, в другой – самый натуральный ГУЛАГ, причем в оруэлловской эстетике.

Но сюжет развивается так, что к концу картины ловишь себя на мысли, что совершенно по барабану, чем все кончится. Главное – скорей бы.

Финальный бой между Кириллом и Ренатой, точнее уровень спецэффектов напомнил некоторые телевизионные каналы, которые специализируются на производстве низкобюджетного контента. Ну, когда экономят на всем, включая игру актеров. Два куска пенопласта с нарисованными зубами – крокодил. А вот главный герой испугался и кричит. И находятся же зрители, сидящие на интеллектуальной диете, которые это смотрят.

В «Черновике» ровно то же. Вдруг четко осознаешь, что на тебе мощно сэкономили. Задумка с параллельными мирами неплоха, но исполнение… Это как с дорогами. Читаешь, что на ремонт вот этой трассы выделили 70 миллионов. А потом едешь по ней и понять не можешь, где тут 70 миллионов?!

Проблема нашего кино, рассчитанного на широкого зрителя, в том, что оно делается очень небрежно. И почему-то авторы редко утруждают себя мыслями о логике поступков и мотивации главных героев. Вот почему это произошло? Почему матрешка напала на главного героя? Проверяли? Но, оказывается, могли и не проверять. Необязательно это. В результате с помощью набившего оскомину замедленного действия показали довольно убогую схватку.

Почему одни герои симпатизируют Кириллу, а другие его как-то сразу невзлюбили? Почему Анну, которую руководство решило извести, не пристрелили, а отправили в ГУЛАГ? Что в фильме делал герой Евгения Цыганова? Вопросов осталось слишком много. Возможно, на какие-то из них ответит «Чистовик».

 

«Танки», 2018, режиссер Ким Дружинин, в ролях: Андрей Мерзликин, Антон Филипенко, Аглая Тарасова, Дмитрий Поднозов, Сергей Стукалов, Дмитрий Цуцкин, Андрей Дежонов, Дмитрий Гирев.

 

Никогда не любил «Неуловимых». Не нравилось, что дети одолевают взрослых. Ну, сказка же, для детей и юношества, как тогда писали. В «Танках» вот этого невозможного – под завязку. И если начинается все довольно бодро – 1940-й год, конструктор Михаил Кошкин, автор легендарного «Т-34», принимает решение ехать своим ходом из Харькова в Москву на смотр военной техники, то дальнейшее оказывается сплошным разочарованием.

Понятно, что это типичная дорога ярости, муви-роуд. Но приключения поистине нелепые. Какая-то банда махновцев (40-й год, напомню) захватывает танки, спутав их с тракторами. Хотя и трактора для бандюганов – сомнительная добыча. Параллельно за танками охотятся совсем уж одичавшие немцы. Словно из комиксов. Причем диверсионная группа довольно многочисленная, а «активация Шульца» окончательно делает ее комичной.

Кошкин созванивается с самим Жуковым, тот в курсе марш-броска, но другие советские военные ничего не знают, потому после неудачной попытки остановить маленькую колонну открывают стрельбу из противотанковых орудий. Снаряды новый танк не берут, что только добавляет ему вистов.

Финал получается скомканным, словно у съемочной бригады кончились деньги или желание продолжать работу. Немцы гибнут совсем уж по мультяшному…

Обычно без любви показываемые в российском кино НКВД-шники здесь представлены лейтенантом Мизулиным, который поначалу ведет себя традиционно: соображает туго, а чуть что – хватается за пистолет. Но в середине фильма он видит голую задницу товарища Катаевой, влюбляется в нее без памяти, после чего становится просто замечательным человеком.

Реального в «Танках» только то, что пробег двух танков «Т-34» из Харькова в Москву при участии их творца Михаила Кошкина действительно имел место. Был даже и обратный пробег, поскольку километража для запуска танка в серию все равно не хватало. Именно во время обратной дороги Кошкин подхватил воспаление легких, от которого скончался.

Ну, и как обычно в таких случаях, хочется отыскать в фильме хоть что-то хорошее, и оно находится. На самых последних минутах, буквально перед титрами демонстрируют документальные кадры, на которых запечатлен лучший танк в истории. Может, хоть в том будет польза, что подрастающее поколение захочет побольше узнать о «Т-34», о том, какую роль сыграла эта машина в Великой Отечественной войне.

 

Валерий Кедров

Валерий Кедров

Оставить комментарий