На открытии фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» в Доме кино прошла встреча с российским режиссёром Андреем Звягинцевым. Напомним, работы Звягинцева («Левиафан» и «Нелюбовь») дважды были номинированы на получение «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Общение прошло неформально, ЗВЯГИНЦЕВ поведал, например, что ему ни разу не приходилось искать деньги на свои фильмы. А на бюджетные средства была снята только одна его работа — «Левиафан». Понимающие зрители рассмеялись. Правда, заставка «Министерство культуры Российской Федерации представляет…» в итоге обернулась не оберегом, а большими проблемами.
— Мы огребли несколько раз от Минкультуры, — заметил режиссёр.
В своё время Звягинцева потрясла «Золотая лихорадка» ЧАПЛИНА. В детстве ведь нужно было ходить в кино, покупать билеты, это теперь можно всё найти на торрентах и скачать. Отложился в памяти мастера фильм «Великолепный» с БЕЛЬМОНДО. Сильнейшее впечатление произвела на Звягинцева «Осенняя соната» БЕРГМАНА, чьё влияние в творчестве российского режиссёра отмечают многие критики. Повлияли на Звягинцева также ТАРКОВСКИЙ, АНТОНИОНИ.
Говоря о фильме «Нелюбовь», Звягинцев выразил удивление тем обстоятельством, что мало кто из зрителей видит в ленте любовь. По мнению автора, без любви такой фильм не снять. А в ответ на претензии, что в картине нет персонажей, которым хочется сочувствовать, сказал: все люди сложные.
— И вообще человек — это усилие быть человеком. Это усилие поиска и своего достоинства — того, что определяет человека, — уверен Звягинцев.
ПЕТРОВА и БОШИРОВА выступающий назвал лжецами, а Кириллу СЕРЕБРЕННИКОВУ пожелал мужества, которое необходимо, чтобы «дотерпеть этот абсурд».
На вопрос о цензуре, бывшей в советское время, но не мешавшей появлению киношедевров, Звягинцев заметил, что цензура есть и сегодня:
— Сейчас молодёжи приходится ещё труднее, возможно, пресс денег, деньги давят. Тебя просто не профинансируют, вот и всё. Я снимаю фильмы, мне крупно повезло, я абсолютный счастливчик, без сомнений.
Себя выступающий охарактеризовал, как человека без образования, актёра. Это стечение обстоятельств, что в 2000 г. ему выпала возможность снять фильм. В 2003-м появилось «Возвращение» (фильм удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», а также национальных наград «Ника» и «Золотой орёл» как лучший фильм года).
— Это кино стоило 420 тысяч долларов, когда где-то на Западе рассказываю, за сколько мы сняли этот фильм, просто не могут поверить, — признался Звягинцев.
Сегодня режиссёр мечтает снять фильм о первых годах Великой Отечественной войны. К слову, сценарий уже есть.
…В воскресенье в Саратовском академическом театре оперы и балета прошла церемония закрытия кинофестиваля «Саратовские страдания». Присутствующие почтили минутой молчания память Олега ТАБАКОВА.
Гран-при фестиваля за фильм «Белая мама» получили Зося РОДКЕВИЧ и Евгения ОСТАНИНА. В картине говорится о жизни многодетной матери.
Приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония» достался Денису КЛЕБЛЕЕВУ за фильм «Король Лир». Приз зрительских симпатий получил фильм «Добро пожаловать в Содом».
Автор: Павел Веденеев