69 миллиардов рублей заплатили российские автомобилисты в 2017 году за нарушения правил дорожного движения. В этом году штрафных денег ожидают даже больше. Но 2019 год может стать вообще рекордным. Потому что усовершенствована система взыскания штрафов. И потому что ими с 2019 года начнут наполнять дорожные фонды.
Борьбу с нарушителями правил дорожного движения все ведут по-своему. Но в принципе с единственным различием. У одних на первом месте штрафы, у других – радость от возможности показать власть.
Три года назад глава Чечни Рамзан Кадыров собственноручно взялся наводить порядок на дорогах республики. Сказал, как отрезал, что нарушившие правила водители должны оплачивать штраф в течение часа. Не может проштрафившийся водитель это сделать - его автомобиль заберут на штрафстоянку. Не оплатит в этом случае все штрафы, что к тому времени найдут по базе данных - автомобиль продадут. «Водитель, который сознательно нарушает правила, представляет обществу такую же угрозу, как террорист», — написал в своём блоге глава Чечни объяснение суровым мерам. При этом к транзитным автомобилям на дорогах республики Кадыров благодушно разрешил применять пока лояльные российские правила наказания.
Казалось бы, где резкий и дерзкий на расправу Кадыров и где мягкое российское законодательство? А вот поди ж ты - три года спустя российские правила наказания за нарушение ПДД в России видимо ужесточаются.
С 1 января 2019 года штрафы ГИБДД размером до трех тысяч рублей начнут списывать в упрощенном порядке — без возбуждения исполнительного производства. Заниматься их взысканием будет центральный аппарат ведомства в электронном режиме. Причём уведомление о штрафе нарушителю и запросы в банки о состоянии его счетов будут отправляться одновременно. Кредитным организациям предписано отследить состояние счетов. И если в течение двух суток штраф не будет оплачен добровольно, то он будет списан со счета нарушителя, только уже вместе с исполнительным сбором. Минимум, установленный для исполнительного сбора – тысяча рублей. Так что при просроченном штрафе в 500 рублей платеж легко и просто утраивается.
В последние дни появилась ещё более тревожная информация о том, что с 2019 года автомобилистов, несвоевременно оплативших штрафы, будут сажать в СИЗО на срок до 15 суток.
Драконовская мера потребовала разъяснений. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предположил, что идея использовать СИЗО для наказания неплательщиков появилась в ходе координационной работы МВД и налоговиков. Но, как полагает Кабанов, такие посадки будут не массовыми, а точечными – в целях устрашения остальных.
В Саратовской области за 2017 год собрали с нарушителей-автолюбителей 920 миллионов рублей. Для сравнения: республика Татарстан похвастала тремя миллиардами, а Нижегородская и Самарская области слегка не дотянули до двух. Так что нам есть, куда стремиться. Мы и стремимся. По данным за девять месяцев текущего года штрафов выписано уже на 800 миллионов.
Наращивание объёма штрафов легко связывается с увеличением количества комплексов видеофиксации, выставленных на улицах городов. В 2017 году показания шли только с 94 камер. За 2018 год их стало на 26 больше. В оставшиеся месяцы купят и установят ещё шесть. Цена каждого комплекса – от 2,5 до 4 миллионов рублей. Но вложения денег оправдываются финансовым результатом.
Вот эта нацеленность на финансовый результат очень злит депутата саратовской городской думы Виктора Маркова. На днях на заседании рабочей группы в областной думе, где заслушивались результаты деятельности казенного учреждения "Региональный навигационно-информационный центр", он дал волю своему негодованию.
Во всех своих вопросах он постоянно подчёркивал, что приоритетом всё-таки должна быть безопасность на дорогах, а не желание собрать деньги. По словам Виктора Маркова, камеры в Саратове по крайней мере устанавливаются без согласования с администрацией города. А ведь именно на неё возложена ответственность за безопасность движения и именно она является собственником большинства дорог.
Представитель прокуратуры подтвердила, что до недавнего времени дислокацию камер действительно не согласовывали с городской властью. Но теперь будут – указали, предписали, настояли на исполнении закона проверяющие.
При этом, как выяснилось на заседании, администрация города Саратова и без этой прокурорской отмашки могла бы немножко "порулить" установкой хотя бы некоторых из камер. Например, той, что повесили на Набережной фиксировать въезд с площади Гагарина и спуск мимо музея Чернышевского.
Виктор Марков утверждал, что камера там абсолютно не нужна. Что умные архитекторы советских времён не зря сделали первый ярус проезжей частью – улицей-дублёром Чернышевского. Да, он понимает, что каждый житель города хотел бы видеть цветочки и слышать только птичек за окном своей квартиры, но из-за того, что въезд на Набережную закрыли, в стоянку превратилась улица Лермонтова. Последний аргумент Маркова: все волжские города славятся тем, что к Волге можно подъехать максимально близко. И только Саратов отличился в обратную сторону. При этом в городе есть как минимум десяток мест, где аварии случаются постоянно, но камеры там почему-то никто не устанавливает.
Начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД по области Александр Смыслов ответил Маркову, что установленные на Набережной камеры и не выявляют нарушений, приводящих к авариям. Они там для того, чтобы снизить интенсивность транспортного потока в местах отдыха. Поставили камеру и узнали, что право ехать по первому ярусу имеют только 20 процентов из тех, кто туда подныривает под запрещающий знак.
- А как вы различаете, кому можно ехать, а кому нельзя?, - поинтересовался у Смыслова председатель рабочей группы областной депутат Александр Санинский.
- Те, кто живет там, те и могут, - не смущаясь ответил тот. – Постановление о нарушении мы выносим на собственников транспортных средств. И если видим, что автомобиль зарегистрирован по этому адресу, мы не штрафуем.
Полицейский рассказал, что были случаи, когда на выписанные штрафы жаловались те, кто живёт на Набережной, но не прописаны там. На личном приёме у Смыслова они понимали, что один раз подойти и уладить недоразумение, чтобы в дальнейшем не получать штрафы, стоит тишины под их окнами.
Алгоритм борьбы с этой камерой Маркову тоже подсказали. Оказывается, камеру ГИБДД смогли повесить, потому что в этом месте был знак, запрещающий въезд. А местоположение знаков устанавливает не ГИБДД, а городская власть. Не будет знака – не будет и камеры. Так что, кому тот знак был выгоден, Виктору Константиновичу нужно узнавать не в ГИБДД, а у городских чиновников.
Депутат городской думы Виктор Марков до городских чиновников, безусловно, доберётся. Он славится тем, что может долго и монотонно расковыривать язвы городской жизни. Но пока перед ним сидят ответственные лица другого уровня власти, просто так он их тоже не отпустит. Зная, что в бюджете Саратова катастрофически не хватает средств даже на то, чтобы нормальную разметку у школ сделать, он не собирается мириться с тем, что из бюджета приходится тратить деньги "на обустройство праздничных потемкинских перекрёстков" с линией "Стоп", на которую нацелен видеокомплекс для сбора штрафов. "Негодуют водители. И мы негодуем, потому что нас заставляете деньги из нашего тощего бюджета тратить не на реальную безопасность, а на то, чтобы обустроить вам места, где вы штрафуете горожан".
Замдиректора казенного учреждения "Региональный информационно-навигационный центр" Владимир Федоров рассказал депутатам, что дислокация камер утверждается начальником ГАИ ежеквартально.
Представителя Общественной палаты области Ксению Корнилову интересовало, как сотрудники навигационного центра борются с заклеиванием номеров, чтобы взять с собственников автомобилей штраф за неправильную парковку на Московской? Ей ответили, что одна заклеенная или замазанная цифра в номере ничего не значит. Потому что заклеивают номера те, кто нарушает правила постоянно. И в потоковом видео их, как правило, легко найти с полным номером, потому что они имеют свои отличительные особенности. Вот если в номере две цифры заклеены, то тогда определить, чей автомобиль, могут только сотрудники ГИБДД. Им делают такой запрос. Они вычисляют владельца. И постановление о нарушении правил, пусть с задержкой, но всё равно выносится.
Косвенным успехом эффективности видеокомплексов можно назвать и ненависть, которую порой они вызывают у автомобилистов. "У нас более 10 раз расстреливали камеру. Или подъезжают водители и пытаются ее спихнуть на глазах у наших работников, - рассказал Федоров. - В Вольске последний раз семь пуль выпустили в камеру. Изуродовали основательно". Так что четыре уголовных дела за вандализм тоже можно назвать результатом.
Ольга Копшева