Главная / Издания / Минфиновская овчинка губернаторской выделки не стоит

Минфиновская овчинка губернаторской выделки не стоит

Минфиновская овчинка губернаторской выделки не стоит
08 ноября 2018

Ольга Копшева

Saratovnews

Чтобы в региональных бюджетах собиралось больше денег, нужно всего ничего. Заставить платить налоги всех самозанятых, не забывая про мигрантов. Поставить чиновничье кресло в каждом кабинете руководителя бизнеса для пригляда за его действиями. Повесить на каждом углу камеры для фиксации неправильных движений колёс, рулей, рук и ног с целью наложить штраф. Научить людей патриотическому доносительству и по полученным сигналам оштрафовать и поставить под бдительный учёт всех людей, сдающих квартиры без уплаты налога с этого дохода, всех работодателей, позволяющих выплату серой зарплаты.

Федеральное министерство финансов выпустило целую методичку с подобными мерами для региональных властей. В ней на 58 страницах расписано, как увеличивать доходы бюджета. Этот документ – образец беспомощности чиновников финансового блока правительства РФ. А ещё эти методические рекомендации можно смело назвать административным хамством.


Почему регионам не хватает денег на нормальную жизнь?

Даже в самые тяжелые времена новейшей истории России регионам было выживать легче, чем в последние шесть лет. Трудности начались с майских указов президента Путина 2012 года, в которых он расписал, какими темпами должны повышаться зарплаты врачей, учителей, библиотекарей, воспитателей детского сада и некоторых других бюджетников. Дело в том, что примерно в тот же год у российской власти обострились имперские амбиции. И "военный" бюджет приблизился к двум триллионам рублей. Уже с 2015 года расходы на национальную оборону колеблются в районе трёх триллионов рублей. А никаких прорывов в экономике России за эти годы не случилось и российский бюджет чудом не вырос. Отвлечение из общенационального котла больших денег на военно-оборонные нужды не позволяло финансировать обязательства президента перед гражданами страны. И финансирование этих обязательств переложили на региональные бюджеты.

Региональные власти крякнули, но подчинились.

Сначала им хоть как-то помогали деньжатами из Москвы, поощряя за хорошее поведение и героические усилия. Потом помощь начали в основном обещать. В ожидании обещанного губернаторы изо всей мочи силились не сплоховать и всё-таки выполнить президентские задачи. Спасая перекошенные бюджеты, их заливали кредитами.

Когда долг регионов коммерческим банкам перешагнул отметку в два триллиона рублей, в российском правительстве поняли, что если эти займы не получится отдать, то начнут падать банки. Была придумана схема, по которой регионам начали выдавать бюджетные кредиты для расплаты с банками.

Бюджетные кредиты оказались механизмом с политическим секретом. Их выдавали, как награду. Ими гордились. И очень быстро они превратились в полноценный воспитательный инструмент, где можно задействовать не только пряник, но и кнут. Кнутом наказывали за своевольное обращение с бюджетом, за неподчинение, за самостоятельность. Наказание выражалось в том, что бюджетные кредиты предписывали срочно вернуть. И тогда региону, чтобы заткнуть бюджетную дыру, снова приходилось идти за кредитом в банк и снова сгибаться в позволительную позу.

 

Как Саратовскую область использовали в примерных целях

Саратовская область входит в число тех регионов, на которых федеральная власть сполна отрабатывает методы воспитания губернаторской лояльности.

Вспомните. Сначала наш Валерий Радаев бросил все бюджетные крохи на исполнение президентских указов – нас хвалили. Потом погряз в долгах банкам – нас корили. Потом при помощи радаевского покровителя Вячеслава Володина в область пришли бюджетные кредиты – нам это льстило. Потом оказалось, что за всё надо платить. В обмен на кредиты мы пообещали российскому минфину сократить кое-какие собственные расходы. Но не смогли этого сделать. Нам велели резко вернуть 11 бюджетных миллиардов и впредь чётче исполнять команды сверху.

Саратовская область старалась. Почти четыре десятка конкретных указаний с грехом пополам попробовала выполнить. И по итогам исполнения была названа в числе 10 субъектов федерации, где отрабатывались  меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов.

Осенью 2018 года в российском минфине решили, что если их рекомендации работают в Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях,  республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесия, то их можно распространять и на остальных.

 

Страницы обо всём и ни о чём

На 58 страницах рекомендаций расписано, как регионам придётся установить новые трудовые отношения с иностранцами, как выявлять сдачу квартир в аренду без уплаты налогов, как мониторить деятельность крупных предприятий и влиять на неё, как распродать государственные и муниципальные предприятия, как собирать больше штрафов за нарушения правил дорожного движения, как строить платные дороги и парковки, как сделать информаторами простых граждан, как брать транспортный налог даже с надувных лодок, как заставить граждан самооблагать себя налогами и целевыми платежами.

Чтобы все эти советы претворить в жизнь, потребуется создать множество структурных подразделений с новыми функциями. Удивляет, что в российском минфине как-то не подумали, что новым чиновникам придётся платить, им нужны будут кабинеты, компьютеры, автомобили. Даже самые грубые прикидки показывают, что новые затраты повалят и без того квёлые региональные бюджеты. И до расцвета региональной экономики дело точно не дойдёт.

Так что вывод из рекомендаций однозначный. Никакое это не руководство к действию, а самая настоящая болтология. Которую любой смелый губернатор пошлёт громко и ясно куда подальше. Но в том-то и беда, что в России не осталось смелых губернаторов. Ну если только Рамзан наш свет Кадыров встанет на дыбы перед такими заданиями из центра. А большинство-то первых лиц регионов точно продолжат делать вид, что натужно стараются заслужить денежное вознаграждение из центра. Ведь посыл методички прост. В ней сказано, что денег для регионов жалко. Пусть сами, откуда хотят, оттуда и берут.

 

Москве завидовать будем?

 Московская городская дума раскрыла на днях параметры своего бюджета на 2019 год. Доходы бюджета Москвы теперь сопоставимы с военным бюджетом РФ и приближаются к трём триллионам рублей. (Для сравнения: бюджет города Саратова в 2018 году составляет 15 миллиардов рублей).

На три триллиона московским чиновникам, конечно, легко разгуляться.

На обслуживание себя, любимых заложили они 250 миллиардов рублей.
На благоустройство города Москвы – 240 миллиардов рублей.
На поддержку СМИ, рассказывающих про хорошую работу московских чиновников – 13 миллиардов рублей.

 
Продолжать? Или уже ясно, что все регионы, конечно, равны, но некоторые всё ж для Кремля любимее?


Налоговым манёвром деньги из регионов слизнули и забыли

Бюджет Москвы был всем на зависть даже тогда, когда в нём собирался 1 триллион рублей. Но кто-то у кого-то пошёл на поводу и в пользу этого субъекта федерации перераспределили налоги крупных вертикально организованных предприятий. Так, раньше Балаковская станция платила налоговые платежи в бюджет Саратовской области. А с некоторых пор её нет в числе крупных налогоплательщиков.

По большому счёту в Саратовской области крупного бизнеса, с которого можно нацедить в наш хилый и шаткий региональный бюджет, осталось всего ничего. Газпром, Сбербанк, МРСК Волги, Саратовская ГЭС, Балаковский пивной комбинат, Приволжская железная дорога, завод "Корпус", ну и ещё пара предприятий. И все они при любом усилении нажима со стороны власти завтра могут помахать правительству губернатора Радаева ручкой.

Ольга Копшева

Оставить комментарий