Главная / Издания / Власти заставляют саратовцев верить в собственное счастье

Власти заставляют саратовцев верить в собственное счастье

Власти заставляют саратовцев верить в собственное счастье
23 ноября 2018

Павел Плотников

Saratovnews

ВЦИОМ откровенно шокировал россиян публикацией результатов своего нового опроса, согласно которым 84% из них считают себя счастливыми. Дар речи утратили даже самые матерые интернет-тролли, регулярно поносящие данный центр за необъективность. Оно и понятно: после нескольких лет экономического упадка и ряда драконовских реформ 2018 года подобные вбросы не вызывают у людей ничего, кроме безмолвной ярости.

В комментариях к статье SaratovNews просит своих читателей высказать мнение о новом опросе ВЦИОМа, а заодно поделиться своим жизненным статусом (счастье-есть или жизнь-боль).

Выборка для телефонного опроса ВЦИОМа по традиции составила 1600 человек возрастом от 18 лет. Интересно, что по результатам предыдущего подобного опроса своей жизнью были довольны 58% граждан, и лишь 25% верили в то, что через год жизнь станет лучше. Выходит, что сейчас 26% (84 минус 58) недовольны жизнью, но при этом счастливы (wtf?).

Когда респондентов спросили о том, счастливо ли их окружение, 16% ответили отрицательно. 48% заявили, что среди их знакомых и близких примерно равное количество счастливых и несчастных, и только 32% регулярно видят вокруг в основном (!) счастливых людей.

Получается в итоге полная нелепица: по данным ВЦИОМа, россияне не видят благополучия в собственном будущем, лишь половина из них довольна жизнью, в их окружении присутствует больше несчастных, чем счастливых людей, и при всем этом находятся они на седьмом небе.

По мнению многих экспертов, на этот раз АО ВЦИОМ, на 100% принадлежащий государству, в попытке угодить своим хозяевам явно перегнул палку. В свою очередь, его новое исследование, призванное подавить недовольство граждан, может возыметь обратный эффект. И действительно, публикация подобных данных в текущих условиях российской утопии выглядит как откровенная издевка над россиянами, заставляющая их вновь обратить взоры на своих мучителей. Давайте же разберемся, насколько объективным можно считать данное исследование вместе с ведущим научным сотрудником Института социологии РАН, кандидатом экономических наук Леонтием Бызовым:

- За работой ВЦИОМ я лично наблюдаю уже не первый год, и, честно говоря, у меня нет оснований утверждать, что эта организация занимается подтасовкой данных. Вот и относительно данного опроса я думаю, что он проводился вполне корректно. Другое дело – как были сформулированы сами вопросы.

Я, как исследователь, подобные вопросы не люблю. Счастье – категория не социологическая и уж тем более не политическая, а психологическая. Ответ на вопрос «счастливы ли вы?» никоим образом не характеризуют социальные процессы, политику государства и тому подобное. Молодые, как правило, более счастливы, чем старые, здоровые – более, чем больные и так далее. Семья, здоровье, работа и удовлетворенность ею – все это характеризует психологические характеристики личности, и использовать эти маркеры для измерения «социальной температуры» в обществе не совсем уместно. Кстати, такой опрос ВЦИОМ проводит уже не первый год, и никаких выводов на основе его результатов так и не сделано – да и не может быть сделано. Просто очередной раз побивается очередной «рекорд счастья», и не более того.

Нельзя трактовать эти результаты как доказательство того, что правительство, государство делают все для того, чтобы население было счастливо. Нельзя трактовать их и как доказательство того, что в обществе отсутствуют социальные противоречия. Они, несомненно, существуют: показатели социального оптимизма с каждым годом падают, люди живут все хуже и все больше недовольны этим, но к счастью это не имеет никакого отношения.

Теперь о телефонном опросе как методе социологического исследования. Я сам часто провожу такие опросы и считаю этот метод вполне релевантным для достижения определенных целей. Конечно, он не лишен недостатков, но их не лишены и другие методы, тот же поквартирный опрос, например. При таком опросе очень велик риск, что тебе попросту не откроют дверь, и в результате исследователи могут получить серьезный недобор выборки по каким-либо характеристикам: возрастным, образовательным, статусным и прочим. Приходится данные пересчитывать, экстраполировать и так далее, но это все чисто профессиональная кухня, которая неспециалисту не должна быть интересна. Также телефонный опрос имеет свою специфику, которую, конечно, нужно соблюдать: при опросе по телефону, в частности, опросник должен быть кратким, формулировки в нем четкие, сжатые и однозначные, чтобы человек смог правильно воспринять их на слух. Но в целом метод, что называется, вполне рабочий.

Что касается объема выборки – 1600 человек – то для экспресс-опроса, в частности, она является достаточно репрезентативной. Такой опрос вполне приемлем для достижения каких-либо определенных целей, например, его имеет смысл проводить, когда требуется скорость: в воскресенье опросили, а во вторник результаты уже готовы к публикации.

В общем, делать все профессионально и на достойном уровне в нашей работе не всегда получается, и чаще всего ошибки допускаются именно при составлении анкеты: то она окажется слишком длинной, то вопросы в ней сформулированы слишком сложно или невнятно, то сами формулировки перегружены. Когда я сталкиваюсь с подобным непрофессионализмом, то попросту в раздражении откладываю анкету в сторону. Однако, к чести социологов, следует отметить, что не всегда вина за подобные ошибки лежит на них – порой удивительную негибкость и некомпетентность демонстрирует заказчик исследования.

Павел Плотников

Оставить комментарий