«Я не виноват, что сейчас в России нет никакой большой войны, чтобы я мог проявить себя», - оправдывается Григорий Аполлонович Колокольцев, сын генерала Колькольцева. На молодого поручика пожаловался владелец зверинца, у которого издох слон после того, как господа офицеры напоили животное шампанским. Генерал распекает сынульку, а тот дерзит. Мол, борюсь со скукой армейской жизни. Так начинается новый фильм законной супруги Анатолия Чубайса, выступившего, к слову, одним из продюсеров.
«История одного назначения», 2018, режиссер Авдотья Смирнова, в ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова.
После возмутительного случая юный поручик изъявляет желание отправиться служить в глухомань, и генерал не возражает. А глушь эта оказывается в Ясной поляне, причем с графом Толстым Гриша Колокольцев знакомится еще в поезде. Молодой Лев Николаевич везет в свое имение каких-то черных японских свиней и вообще очень увлечен хозяйством. Да и Колокольцев, оказывается, не пропащая душа. Зачитывался «Детством» Толстого, плакал. В общем, прямо брюсовский юноша бледный со взором горящим.
Увлечен молодой человек еще и реформами Милютина, последовавшими после неудач Крымской кампании. Главное в этих реформах – сокращение срока службы до 15 лет, из которых 6 лет – в армии, 9 лет – в запасе. Запретили телесные экзекуции. Ну и перестали отдавать в солдаты в качестве наказания. Однако это все не сразу. Ведь одно дело задумать реформу в России, а другое – привести ее в исполнение. В итоге крах терпят и граф Толстой со своими свиньями, которые передохли потому, что ухаживающие за ними не кормили их. Да и с армейской реформой не задалось.
Все дело в исполнителях. Очень, наверное, это должно быть утешительно для Чубайса. Наверху умные люди придумывают самые замечательные вещи, а вот народишко совершенно не хочет перемен. Кругом балбесы и саботажники, лентяи и пьяницы. Причем пьяницы – еще ничего, они хоть что-то о чести помнят. А пьют исключительно из невозможности переносить бытие.
И на молодежь большой надежды нет. Вот же захотел молодой Колокольцев солдат грамоте обучить, ослабить гайки дисциплины, устроить внеочередной банный день, и что получилось? Полезли солдатики в женское отделение, возник беспорядок и пожар. Одни убытки от послаблений. А кому отвечать?
Чисто толстовское. Его ведь тема. Об исторических процессах. О том, что воля народа складывается из воль конкретных людей, а на их волю влияют самые разнообразные обстоятельства. И попробуй тут продерись со своими правильными реформами – сквозь пьянство и скудоумие, упрямство и нежелание что-либо менять. Только кнутом! Никаких пряников, окститесь.
Вот и в фильме Толстой уверяет своего молодого приятеля, что солдатам ничего не нужно. Никакая артель, о которой грезит Колокольцев. Ибо желал какое-то время назад граф учредить журнал для солдат, но идея провалилась.
Да что там – на каждом шагу встречаются натуральные хамы, вроде того купца из поезда, которые совершенно не понимают приятного обхождения. И ведут они себя по-свински до того момента, пока не схватят крепкой рукой за кадык. Так и с реформами. Петр I прогорел бы со своими новациями, кабы не вколачивал их в России, как плотник вколачивает гвозди в доску.
Основой для написания сценария стали воспоминания современников Толстого о его участии в процессе по делу писаря Шабунина. В 1866 году тот ударил по лицу капитана Яцевича. Известно, например, что Шабунин был пьян, капитан отдал распоряжение посадить того в карцер. Писарь осерчал и двинул офицеру по физиономии. Интересно, что незадолго до этого Шабунин сам же и переписывал приказ о расстреле солдата, посягнувшего на офицера. То есть осознавал, что за подобное его непременно лишат жизни.
Словом, фильм основан на реальных событиях. Генеральский сынок действительно был замешан в этой истории. Впутал еще и Льва Толстого, который взялся защищать Шабунина. Речь его не сохранилась, но сказанное киношным графом вполне убедительно. Вон он, Шабунин, сидит и чихает. А через пару часов он чихать не сможет, а господа офицеры разойдутся по своим делам, отобедают…
Легкое развитие сюжета, семейные неурядицы графа Толстого, измены его братца накануне свадьбы, конфликт поручика Колокольцева с капитаном Яцевичем и собственным папенькой – поначалу даже не понимаешь, зачем это все. Но потом вот эти прекрасные люди лишают жизни писаря-недотепу, который, кажется, еще и не совсем психически здоров. Мерещится ему, что он сын некой высокопоставленной особы…
Главная же интрига заключалась в решении офицерской тройки, в которую входил в том числе и поручик Колокольцев. Голоса разделились, и получилось, что именно голос генеральского сына стал решающим в назначении расстрела для Шабунина.
Нет, он тут же раскаялся, но как это по-нашему! Сделать гадость, противную своему же естеству, а потом каяться всю жизнь. Потрафить ложным представлениям о том, как правильно, из карьерных побуждений или просто желая сделать приятное отцу (генерал решение сына одобрил), а потом страдать и просить прощения.
Милый был паренек (Толстой его таким и вспоминает в дневнике), с капитаном спорил, а потом занял его место, как тот рыцарь, убивший дракона, сам стал драконом. Не бывает в России по-другому. Тягостные чувства рождает картина Авдотьи Смирновой. Главным образом потому, что все очень точно.
И про войну хорошо. Там молодой человек всегда проявит себя героем. А вот в обычной жизни мало иметь доброе сердце и мудрые помыслы. Благими намерениями… Ну вы знаете. Это как бы ответ нынешним либералам – ну вот придете вы к власти, и что? Да вот примерно так и будет.
Валерий Кедров