Главная / Издания / Властям не под силу ограничить прокат зарубежных фильмов

Властям не под силу ограничить прокат зарубежных фильмов

Властям не под силу ограничить прокат зарубежных фильмов
11 декабря 2018

Павел Плотников

Saratovnews

По данным ряда СМИ, число российских фильмов, окупившихся по итогам 2018 года, может стать рекордным за всю историю отечественного кинематографа. Однако этому напрямую противоречат тысячи интернет-комментариев граждан, которые не согласны ходить на сеансы нашего кино даже в том случае, если платить за это будут им самим. Подобный негатив непрерывным потоком льется в социальные сети еще с прошлой недели, когда режиссер Никита Михалков заявил, что россияне отдают слишком много денег создателям зарубежных фильмов, которые их не уважают.

Напомним, что своим мнением по данному вопросу Михалков поделился с журналистами перед церемонией вручения премии "Событие года": "Нам объявляют санкции, нас пытаются нагнуть, а мы отдаем им деньги. Мне, как гражданину страны, обидно, что те, кто нас не уважает, собирают миллиарды в российском прокате. Почему мы должны их кормить?"

"Спрашиваете, почему мы должны их кормить, Никита Сергеевич? Лично я лучше накормлю Харви Вайнштейна, чем вас"; "Из каких таких патриотических чувств мы должны смотреть отвратительное, бездарное российское кино, снимаемое на наши налоги, где поливают грязью наших воевавших отцов, дедов и прадедов?", - пишут возмущенные пользователи соцсетей и анонимы под новостями в СМИ.

Нельзя не отметить, что мнение Михалкова определенно имеет право на жизнь и явно указывает на проделки определенных личностей. Проблема состоит лишь в том, что личности эти находятся не на враждебном Западе - они очень близко и выделяют деньги на его кинематографические поделки.

К слову, Михалков во время беседы с журналистами также поддержал идею ограничения проката западных фильмов. Об этом же недавно повторно напомнил министр культуры России Владимир Мединский, по мнению которого, отечественный кинематограф будет разрушен "всемирной машиной Голливуда", если не ввести соответствующие законодательные поправки.

SaratovNews решил рассмотреть проблемы российского кино вместе с известным саратовским режиссером Григорием Гришиным:

- Последние работы Никиты Михалкова действительно заставляют горько жалеть о столь явной утрате дарования. После "Рабы любви", "Пяти вечеров" и "Неоконченной пьесы…" очень грустно было смотреть на "Солнечный удар".

Российский кинематограф как художественное явление достаточно сложен и состоит не только из пропагандистских поделок, кто бы ни являлся их автором или продюсером. И он не отличается ни в лучшую, ни в худшую сторону от кинематографа любой европейской страны. Европейское кино сегодня находится не в лучшей форме, что заставляет власти тоже задумываться о протекционистских мерах. Национальное правительство просто обязано поддерживать национальную культуру - кино точно так же, как театр, музеи и так далее.

Голливуд несомненно доминирует сегодня на кинорынке почти любой страны, за исключением, может быть, Индии (а может быть, и там). Смотреть или не смотреть американское кино – вопрос эстетического выбора каждого из нас. Но не стоит приписывать голливудским блокбастерам какое-то особенно тлетворное идеологическое влияние. Обычно это рядовые истории той или иной степени достоверности, но любая из них, по сути, не стоит выеденного яйца. Ну какой там идеологический урон может нанести российскому зрителю сага о Гарри Поттере?

Национальное искусство неразрывно связано с историей и жизнью страны, которой оно принадлежит. Я хочу сказать, что российский кинематограф движется в том же направлении, что и вся Россия, и в этом смысле является не плодом чьего-то злого умысла, а элементом общей картины. Коррумпировано общество – коррумпировано и кино: продюсеры зарабатывают на его производстве, а не на показе.

Кстати, фильм "Движение вверх", спродюсированный студией "ТРИТЭ", в прокате все-таки отбился, а это – явление достаточно редкое в наше время. Большинство картин на экраны вообще не выходит, так что зритель даже представить себе не может масштаб дележки "пирога" Минкультуры. У нас государственную поддержку получают до 300 картин в год, правда, вместе с документальными и анимационными, но кто и когда их видел и вообще знает об их существовании?

Особенно прискорбная ситуация сложилась в документальном кино – я работаю в нем и знаю, о чем говорю. Здесь бюджет распределяется просто по умолчанию: свои куски растаскивают какие-то совершенно неизвестные профессионалам ООО "Три поросенка", да чуть ли не вообще ИП Анонимов. Понятно, что снятое ими кино никто никогда не увидит – да даже сами его создатели не предполагают, что его хоть кто-то захочет посмотреть. Непрозрачность абсолютная, впрочем, как и почти во всем у нас. Да и государство, похоже, о судьбе выделенных денег мало переживает: не разработано никаких мало-мальски действенных методов контроля за расходами, никто не заботится о грамотном разведении интересов. Огромные деньги – миллиарды рублей, куда больше, чем в любой европейской стране - тратятся совершенно бездарно, не принося ни прибыли в бюджет, ни радости зрителям, а лишь обогащая разных темных личностей.

Впрочем, наивные попытки Мединского и Ко отрегулировать прокат авторитарными методами ничего, кроме грустной и снисходительной улыбки, не вызывают. Отвести 35% проката голливудской кинопродукции, а все остальное отечественной или какой еще – с таким же успехом можно приказать Земле подвинуть орбиту на столько-то световых лет к Солнцу, чтобы зима в России стала покороче. Или, что больше приближено к делам земным, заставить потребителей всей душой полюбить ВАЗы вместо Фордов. Это рынок, ребята! Между собой вы можете сколько угодно договариваться, кто тут самый гениальный и достойный, а прокатчики – люди деловые, чуждые сантиментам. Они о прибыли думают, а прибыль – это налоги. Волюнтаристским решением нельзя заставить прокатчика показывать то, что нравится лично министру или его знакомым, нельзя лишить его честно зарабатываемых денег, а бюджет – дополнительных отчислений.

Павел Плотников

Метки: культура России, российское кино

1 комментарий