Главная / Издания / Сползает по крыше старик Христофоров…

Сползает по крыше старик Христофоров…

Сползает по крыше старик Христофоров…
23 декабря 2018

Валерий Кедров

Saratovnews

О том, что может быть после смерти, снято много фильмов. Из недавних отечественных сразу приходит на ум творение «Квартета И». «Быстрее, чем кролики» - не самая удачная попытка переноса отличного спектакля на экран. В отсутствие прямого контакта со зрителем, делавшего их соучастниками успешного проекта, высказывание получилось каким-то уж слишком тяжелым и мрачным.

Новый фильм Евгения Шелякина – из другой весовой категории. И, так получилось, более оптимистичный. Ну если в принципе можно рассуждать о смерти с оптимизмом.

«Вечная жизнь Александра Христофорова», режиссёр Евгений Шелякин, в ролях: Алексей Гуськов, Оксана Фандера, Полина Пушкарук, Тимофей Трибунцев, Игорь Угольников, Роман Курцын, Станислав Любшин, Сергей Епишев, Юлия Зимина.

Если коротко – и смешно, и задуматься заставляет. Это всегда так, если юмор хороший. Фильм – как традиционная актерская байка. Ну это когда в перерывах между съемками исторического фильма артисты, не переодеваясь, захаживают в магазин или просто гуляют по городу. Естественно, с ними происходят разные смешные истории. Вот «Вечная жизнь…» - это одна большая такая история.

- Просыпайтесь, Христофоров, и ступайте! – будит главного героя, уснувшего в хлеву, загримированный под Иисуса коллега.

- Вот так придешь к богу, а тебя взашей!

В безымянном курортном городке, в котором благодаря генуэзской крепости угадывается Судак, действует историческое шоу для развлечения отдыхающих. Здесь идут гладиаторские бои, в которых в роли Агриппы, идущего на смерть, выступает Христофоров. Его соперник, молодой Люциус, вопреки сценарию в одной из схваток побеждает постаревшего героя Гуськова. И волей директора шоу становится Агриппой, а Христофоров переводится на роль Иисуса.

- Понизил меня… До Христа.

- Не понизил, а вознёс… Шур, может, оно и к лучшему?

- Что к лучшему?! Ну какой из меня сын божий?! Я даже в бога не верю.

- Это Он в тебя не верит. И ты отвечаешь Ему взаимностью.

Собеседник Христофорова – врач Соломон. Играющий его Тимофей Трибунцев вошел в моду у режиссеров, чему я, признаться, рад.

Роман Курцын (Люциус) снова в Крыму. Но предыдущий фильм с его участием, снятый здесь же, лучше не вспоминать. Ну когда говорите о кино, как об искусстве, а не о пропаганде.

Отдельное удовольствие доставил Станислав Любшин. Сниматься на девятом десятке… Нет, я понимаю, что если держать в уме Зельдина, это не подвиг, но все-таки. Похожий на Сарумана Любшин играет Целителя. Герой Гуськова смертельно болен, ему осталось жить несколько месяцев. И тогда шарлатан дарит ему живую воду. Тот не верит в ее силу и потому отдает первому встречному. Но тут же убеждается, что вода действительно была живой.

Изрядно и благородно постаревший Гуськов удивительным образом стал похож на заслуженного терминатора Арнольда нашего Шварценеггера. И всегда-то был колоритный дядька, а с седой бородкой стал просто неотразим. Ему теперь на пару с Гармашом какой-нибудь солидный банк рекламировать.

Каких-то оригинальных сюжетных ходов тут не найти. Кажется, все уже мы видели в других фильмах. Например, образ нервного психотерапевта Маргариты (Оксана Фандера), страдающей ровно тем (неконтролируемый гнев), от чего она старается избавить своих пациентов, где-то уже встречался.

Девушку Николь с суицидальными наклонностями и панковской внешностью тоже доводилось встречать. Но персонаж забавный, хорошую песенку поет, а потом выдает замечательное – «Человек должен отдавать себя всего, даже если его и брать не хотят».

Высоченный мужик с белым лицом и косой играет неотвратимое. Что дает повод персонажу Угольникова пошутить: «Какая же у нас нелепая Смерть!» Ну и сама Смерть что ни сделает – всё смешно. Да вы просто вообразите мужика с косой на пляже или остановке общественного транспорта.

Так вот, Христофоров ссорится с бывшей женой, ломает нос ее нынешнему мужу. И в рамках процедуры примирения сторон обязывается пройти курс психотерапии. Попутно пытается творить добро. Новая роль обязывает. А еще его мучает один и тот же сон, в котором на его похоронах никто не хочет сказать ничего доброго об усопшем.

Тема вспыхнувшего чувства между Христофоровым и Маргаритой должна быть очень утешительной для предпенсионеров. Мол, любви все возрасты покорны, так что не надо ставить на себе крест. Даже если нелепая бродит совсем рядом.

И вообще – приятное можно находить в жизни всегда, даже когда кажется, что все валится из рук. И вот же Христофоров! Одной ногой стоит в могиле, а все туда же – шутит, девушку за талию хватает, дерзит, на негодяя с кулаками бросается. Короче, живет полной жизнью. А вам только пенсионный возраст подняли, и вы уж лапки вверх. Да, цены на бензин выросли, НДС увеличили, целая Госдума размышляет, чего бы еще придумать, чтоб жизнь избирателя повеселей сделать. А Христофоров не унывает. Хотя с женой в разводе, с сыном отношения не складываются, с работы уволили, смертельная болезнь держит за глотку…

Всегда есть тот, кому хуже. Я тут в травмпункт недавно загремел с ушибом. Сижу, жду рентген. И привозят вдруг долговязого мужика в кресле на колесиках. Нога перебинтована. А сопровождает его женщина накрашенная, а разноцветных брюках.

- Вот, только невесту выкупили, я и загремел по лестнице, - объясняет травмированный.

Честное слово – я почувствовал себя симулянтом. Даже как-то неловко стало.

Хочешь ходить с кислой физиономией из-за того, что тебе говорят по телевизору? Действительность не по душе? Ну так выбрось ящик и сделай что-нибудь, чтоб изменить мир к лучшему. Помирать будем весело, товарищи! О чем и говорит нам Арнольд Гуськов – неистребимый терминатор наших дней суровых.

Валерий Кедров

Метки: Вечная жизнь Александра Христофорова, рецензия на фильм

Оставить комментарий