Главная / Издания / «Праздник» и «Т-34»

«Праздник» и «Т-34»

«Праздник» и «Т-34»
25 января 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

Нервное сейчас время, потому обыватель только и ждет повода, чтоб сорваться на окружающих. Жаркая полемика в сети развернулась по поводу двух фильмов. Речь о «Празднике» Алексея Красовского и «Т-34» Алексея Сидорова. Первый, якобы, опорочил память погибших в блокадном Ленинграде, второй превозносят за компьютерные эффекты и поносят за беспомощные диалоги.

«Праздник», 2019, режиссер Алексей Красовский, в ролях: Ян Цапник, Алёна Бабенко, Павел Табаков, Анфиса Черных, Тимофей Трибунцев, Ася Чистякова.

Судьба у ленты скандальная. Известные люди просили главу минкульта Мединского не выдавать прокатное свидетельство «Празднику» из-за его кощунственного содержания. Красовский не стал даже подавать заявления, а сразу после Нового года выложил картину на Ютубе.

Несколько дней назад лента, которую посмотрело уже более миллиона пользователей, была оттуда удалена. Правда, спустя некоторое время «Праздник» восстановили.

Фильм начинается с того, что супруга советского ученого Воскресенского ворчит по поводу отобранной кухарки и всученной в виде пайка курицы. Тогда как другому семейству выдали утку.

Постепенно узнаем, что время действия – 31 декабря 1941 года, место действия – где-то на дачах под Ленинградом. И комичная бытовая сценка приобретает несколько иное звучание. Комедия становится черной. И все же не кощунственной. Войну здесь не показывают. Зато показывают жирующую партноменклатуру, главная проблема которой – как объяснить случайно оказавшейся за новогодним столом простой девушке, откуда у советских людей столько еды, когда основная масса населения умирает от голода.

Хорошо продуманные реплики, неплохой юмор, игра слов. Фильм больше похож на телеспектакль. Обстановка камерная, персонажей немного. Возрастные актеры великолепны, особенно Бабенко с Трибунцевым. Молодежь слегка подкачала, но не провалилась. При этом противники фильма почему-то говорят не о дурной игре, а о слишком белых зубах голодной девушки. Господи, да у кого в современных фильмах о войне не белозубые улыбки?!

Вот даже мысли не возникло после просмотра фильма Красовского, что автор хотел поиронизировать над блокадниками. Даже не знаю, что должно быть в голове у человека, чтобы так решить. Фильм не о войне, а о нас с вами. Ну как всякое хорошее кино. О расслоении в обществе. О тех, у кого всегда и всё есть, и про большинство, у которого нет ничего.

Картину не назовешь гениальной, концовка получилась какой-то скомканной. Такое ощущение, что авторы хотели поскорее свернуть повествование. И, кстати, не будь вокруг фильма такого хайпа, может, и не было бы миллиона зрителей. Так что особо свирепые критики и сделали «Празднику» рекламу. Параллель с «Матильдой» более чем уместна…

«Т-34», 2018, режиссер Алексей Сидоров, в ролях: Александр Петров, Винценц Кифер, Ирина Старшенбаум, Виктор Добронравов, Антон Богданов, Юрий Борисов, Семён Трескунов.

Снято недурно, но во время просмотра не покидало ощущение, что это не кино о войне, а компьютерная игра, а ты наблюдаешь за действиями двух подростков. Один режется за наших, другой – за немцев. Вот эта стрельба с использованием рикошета…

Посмотревшие фильм Сидорова, естественно, сравнивают его с «Жаворонком» (1964 год, режиссер Никита Курихин), где похожий сюжет. Но отличия не в пользу нового фильма. Возможно, потому, что в 1964 году фильм делали бывшие фронтовики, а «Т-34» с Петровым – игроки в «Танки».

Бог с ней, с исторической достоверностью. Авторы «Т-34» признавались, что просто хотели рассказать о войне языком, понятным тинейджерам. Но какая-то логика должна же присутствовать! 1941 год. Немцы под Москвой. Но герой Петрова пишет домой: «Дорогая мамочка! У меня все нормально. Громим фрицев так, что пух летит». А мамочка не в курсе, как дела обстоят? Товарища Левитана не слушает?

15 минут идет танковая баталия, но вдруг снаряд разрывается рядом с голубятней, и голуби в испуге разлетаются. А четверть часа они чего сидели?

Три года герой Петрова не говорит немцам в концлагере свое имя и звание, за что его регулярно избивают до полусмерти. На фига фашистам его имя и звание?

Ладно, пусть. История о советском танке, успешно уехавшем с немецкого полигона – это легенда. Но почему же герои такие картонные?

Вспомните лучшее о войне. «Они сражались за родину» (1975 год, режиссер Сергей Бондарчук). Или «А зори здесь тихие» (1972 год, режиссер Станислав Ростоцкий). Там до слез, а тут только плечами пожать в недоумении. Неужели современным подросткам о войне нужно рассказывать именно так? То есть авторы фильма, выросшие на других картинах, решили, что знают, как надо?

Особенно поразила сцена на мосту, когда осталось два танка. И они несутся друг на друга, как средневековые рыцари. Нет, я понимаю, что главная цель – поднять уровень патриотизма в крови. Но советские фильмы в первую очередь учили тому, что война – это ужас. А тут Петров после боя хочет пожать сопернику руку.

…Напоследок скажу, что объявлены претенденты на «Оскар»-2019. Из картин, претендующих на победу в номинации «Лучший фильм», мы обозревали только «Богемскую рапсодию», уже взявшую «Золотой глобус». Хороший фильм, но не для «Оскара». Поищем других соискателей!

Валерий Кедров

Метки: рецензии на кино, российские фильмы

1 комментарий