Главная / Издания / Отдам еду в хорошие руки

Отдам еду в хорошие руки

Отдам  еду  в хорошие руки
27 февраля 2019

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№10 (1123) 27.02.2019

Саратовцам предложат продукты с истекающим сроком годности

Народные избранники решили бесплатно накормить малоимущих граждан, правда, за счёт продовольственных сетей. В Госдуме было озвучено предложение раздавать провиант, у которого заканчивается срок годности, всем желающим. Таким образом торговые сети могли бы сэкономить на утилизации просроченной продукции и поучаствовать в благотворительности. Подобная практика давно введена в европейских странах, однако приживётся ли она у нас? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

 

Даром — за амбаром

В прошлом году в интернет попал видеоролик, на котором челябинские пенсионеры выстроились в очередь у мусорного контейнера одного из магазинов в ожидании, пока продавец выкатит тележку с «просрочкой». Следом такие же ролики стали появляться и из других городов — Сызрани, Бийска, Серпухова, Воронежа. В этом году в соцсетях была информация, что работников магазинов заставили поливать просроченный хлеб грязной водой и засыпать мусором, чтобы он не достался малоимущим.

Вероятно, на этой волне в Госдуме РФ предложили инициативу о бесплатной раздаче продуктов, у которых истекает срок годности, всем желающим. С таким заявлением выступил член комитета Госдумы по труду и социальной политике Сергей Вострецов. По его мнению, это будет выгодно торговым сетям, расходующим немало средств на утилизацию просроченной продукции. Компаниям, готовым пойти на такой благотворительный шаг, депутат рекомендует предоставить налоговые льготы.

Похожее предложение озвучили народные избранники в 2015 г., а законопроект внесён в Госдуму РФ. Инициативу депутатов-коммунистов продуктовые ритейлеры назвали «принудительным милосердием»: авторы законопроекта предложили обязать владельцев магазинов отдавать нераспроданный товар, у которого истекает срок годности, бедным. Для нежелающих принять такие правила парламентарии предусмотрели систему штрафов.

Вероятно, депутаты решили перенять опыт Франции, где уже несколько лет действует строгий закон: супермаркеты обязаны отдавать еду с истекающим сроком годности бедным. Если срок уже истёк — на корм животным. Парламент страны установил серьёзные штрафы для нарушителей — до 75 тыс. евро.

Но Россия — не Европа. Как поясняют эксперты, всё упирается в тонкости российского законодательства. Попытки бесплатной раздачи продуктов нуждающимся, которые были предприняты в нескольких регионах, наткнулись на запрет Роспотребнадзора: санитарные врачи опасались, что люди могут съесть некачественные товары и отравиться.

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— Я понимаю, что раздача продуктов с истекающим сроком годности давно практикуется в европейских странах, но, на мой взгляд, подобная инициатива довольно неоднозначная, поскольку есть угроза, что продукты могут нанести вред здоровью. Представьте: еду, у которой через два дня заканчивается срок годности, отдали нуждающемуся, а он положил продукт на неделю в холодильник, затем поел и отравился. Кто будет виновен в этом случае? Магазин. Идея благая, но воплотить её в жизнь сложно. Потребуется делить продовольствие по разным категориям товаров: скоропортящиеся, длительного хранения, хлебобулочные и прочие. И опять же даже хлеб с «просрочкой» может быть с плесенью, грибком. Для сетевых магазинов подобная благотворительность — лишняя головная боль. Конечно, можно попробовать законодательно стимулировать сети, как это предлагают депутаты Госдумы. Но потребуется серьёзно всё взвесить, обдумать и найти наиболее безопасный вариант для такого вида благотворительности.

Бизнес-омбудс­мен Михаил Петриченко рассказал, что саратовские сетевые магазины тоже порой выбрасывают «просрочку» на помойку. Правда, мусорные контейнеры находятся на закрытой территории и никакой очереди из малоимущих к ним не выстраивается. Бизнес-омбудсмен пояснил: после принятия Госдумой РФ поправок в закон «О торговле» сети не могут возвратить поставщику продовольствие с истекающим сроком годности. К таким продуктам относятся мясо, рыба, молочная и кондитерская продукция, овощи, фрукты, хлеб.

— В крупных гипермаркетах есть сушилки, цехи для переработки и подготовки полуфабрикатов, обычные сетевые магазины вынуждены решать сложный вопрос с утилизацией, — добавил бизнес-омбудсмен.

Комментарий эксперта

Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области:

— Инициатива о раздаче продуктов с истекающим сроком годности имеет массу «подводных камней» для ритейла. Сегодня по закону невозможно списать продукцию, отдать её малоимущим и считать это расходом. Даже если продовольственные сети действуют в целях благотворительности, они всё равно несут все сопутствующие издержки и обязаны платить налоги. Не нужно забывать, что у сетей есть масса контролирующих органов. Поэтому стоит начать заниматься раздачей продуктов малоимущим, как последуют вопросы: было ли это утилизировано или продано? Если продано, а деньги не показали — значит, уходили от налогов, если отдано бесплатно покупателям, то где это зафиксировано, и прочее. Здесь много нюансов: как правильно оформить, как организовать систему учёта. Это проблемная тема, и по велению народных избранников её так просто не решить.

 

Поделись «просрочкою» своей…

Пока же продуктовую помощь малоимущим в нашей стране оказывают сами граждане и благотворительные фонды. Как рассказывают саратовские общественники, в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ижевске, Нижнем Новгороде — неоднократно проводилась акция «Корзина доброты», которую организовали магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» вместе с фондом продовольствия «Русь». Суть акции проста: покупатели приобретают нескоропортящиеся продукты и передают их волонтёрам. К примеру, в 2017 г. купили и передали в пользу нуждающихся порядка 80 тонн продуктов. Помощь получили 6 тыс. малоимущих семей и пенсионеров из разных регионов страны. Несколько раз акция проводилась и в Саратовской области.

— Когда мы собирались в Общественной палате РФ в октябре прошлого года, общественники из регионов возмутились: почему подобные добрые дела организуются только в крупных городах, а до большинства регионов не доходят? — рассказывает Людмила АЛФЕРЬЕВА, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь». — Видимо, так происходит, потому что в Москве много волонтёрских организаций, которые могут собранные продукты развезти по близлежащим областям: Калужской, Владимировской, Тверской. В столице существует координационный совет по многодетным семьям, он сотрудничает с благотворительным фондом продовольствия «Русь», помогающим нуждающимся. Нам тоже как-то предлагали наборы игр для детей — шесть тысяч наборов, но доставка из Москвы обошлась бы нашей организации от 11 до 14 тысяч рублей. Таких денег для оплаты транспортных услуг я найти не сумела. Пока мы взаимодействуем только с магазинами одежды, они хорошо помогают малообеспеченным многодетным семьям. Так, одна крупная торговая сеть отдаёт вещи с небольшим браком: разошёлся шов или оторваны пуговицы, то есть продать такой товар сложно, а нашим мамочкам подобные подарки в радость. Зашили, отстирали — и дети могут носить.

Что касается продовольственных магазинов, здесь всё сложнее. Как считает общественница, магазинам проще выкинуть продовольствие, у которого истекает срок годности, чем отдавать его малоимущим.

— Продавцы сетевых магазинов загружены работой: сортируют, фасуют, меняют ценники, подменяют друг друга на кассе да ещё и за камерами видеонаблюдения приглядывают, чтобы покупатели не воровали, — говорит Людмила Алферьева. — Администрация магазинов понимает, что повесить на продавцов дополнительные обязанности просто нереально.

Комментарий эксперта

Людмила Алферьева, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь»:

— До 2001 года мы активно сотрудничали с продовольственными магазинами Кировского района Саратова. Сначала обращались в администрацию района, они готовили письма, которые мы разносили по магазинам. А потом эти торговые предприятия отдавали нам недорогие конфеты, вафли, подсолнечное масло или сыр с истекающим сроком годности. Мы распределяли продукты среди многодетных семей по степени нуждаемости. Это были мелкие магазины, но они всегда шли навстречу. Сейчас в торговых сетях продукты, у которых заканчивается срок годности, раздают своим работникам или перебивают сроки годности. Но думаю, теперь, когда продовольствие дорожает на глазах, помощь малоимущим пришлась бы очень кстати. И мне кажется, если продовольственным сетям дадут налоговые льготы, многие согласятся оказывать помощь нуждающимся.

По словам общественницы, сегодня некоторые многодетные мамочки устраиваются в магазины фасовщицами, уборщицами и часто приносят домой так называемую продуктовую «некондицию».

— Например, при транспортировке повредилась упаковка сахара или крупы, соответственно, её уже не продашь, или поломался шоколад — такие продукты в магазинах отдают малоимущим сотрудникам, чтобы не выкидывать, — говорит Людмила Германовна. — Или, скажем, завтра истекает срок годности молочных продуктов, продавать их уже нельзя — и мамочки приносят домой кефир, йогурты, творог.

 

Маркетинг в помощь

Но не все эксперты настроены пессимистично по отношению к новой депутатской инициативе.

— На днях мне удалось воспользоваться бонусом от аптечной сети, — рассказывает Александр Степанов, экс-министр экономики и инвестиционной политики области, член региональной Общественной палаты. — Я приобрёл лекарств на тысячу рублей, и мне в качестве подарка дали сок калины. Дома посмотрел — а у сока через месяц заканчивается срок годности. Тем не менее такая политика аптечной сети очень верная: вместо того чтобы дожидаться окончания срока годности и потом выбросить товар на помойку, они устроили подобную акцию.

Что касается депутатской инициативы о раздаче продуктов малоимущим, то Александр Степанов выступает за подобное нововведение.

Комментарий эксперта

Александр Степанов, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:

— Торговым сетям должно быть выгодно привлечение внимания покупателей, так как магазинов много, буквально на каждом шагу, и нужно конкурировать, чтобы не терять доходы при нынешнем падении потребительского спроса. Поэтому, как мне кажется, продовольственные сети могут извлечь потенциальную выгоду из предложенной инициативы. Ведь бесплатная раздача продуктов имеет все шансы стать хорошей социальной рекламой и привлечь покупателей. Это определённый маркетинговый ход, очень удачный, на мой взгляд. Что же касается налоговых послаблений для магазинов, предложенных народными избранниками, то можно обойтись и без этого.

Теперь малоимущим гражданам осталось дождаться, пока депутатская инициатива обретёт форму проекта нормативного акта и поступит на рассмотрение в Госдуму РФ. В 2015 г. законопроект о бесплатной раздаче продуктов не прошёл даже первого чтения.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий