Главная / Издания / Сможет ли высшее самообразование эффективно заменить традиционное?

Сможет ли высшее самообразование эффективно заменить традиционное?

Сможет ли высшее самообразование эффективно заменить традиционное?
02 марта 2019

Павел Плотников

Saratovnews

Высшее самообразование в России планируют узаконить. Метод подтверждения полученных знаний должны разработать уже в текущем году. Для начала министерство образования планирует разрешить сдачу отдельных предметов, освоенных вне стен храма науки, однако в будущем не исключается введение полноценного диплома о «домашнем высшем». Существует риск, что из-за отсутствия общения с однокурсниками и преподавателями избравшие данный путь студенты не смогут полноценно социализироваться и обрасти полезными связями, что негативно отразится на их дальнейшей профессиональной деятельности.

Важно отметить, что вышеописанные проблемы при замене традиционного образования на «домашнее» могут коснуться лишь людей студенческого возраста, впервые замахнувшихся взять «вышку», а не тех, кто решил получить дополнительные знания в более поздние года.

Ранее глава Минобрнауки РФ Михаил Котюков заявлял, что примерно 20% традиционных образовательных программ в высших учебных заведениях в течение ближайших пяти лет должны быть заменены дистанционными. Кроме того, в ведомстве отмечали, что в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» создается инфраструктура, которая позволит по принципу «одного окна» получать доступ к лучшему образовательному контенту, разработанному ведущими преподавателями и экспертами страны. В системе уже собраны более 600 онлайн-курсов, которые могут использовать как вузы, так и студенты для самообразования.

В настоящее время закон «Об образовании» допускает самостоятельное изучение школьной программы. Такие ученики обязаны ежегодно проходить аттестацию в школе. Кроме того, допускается экстернат: можно самостоятельно изучить предмет быстрее и сдать экзамены. Высшее образование пока можно получить исключительно на базе вуза.

SaratovNews решили проанализировать вместе с преподавателем, доцентом кафедры общей и социальной психологии СГУ Александром Пантелеевым, насколько здравой является обозначенная инициатива:

- На мой взгляд, это достаточно сомнительная идея. Мне кажется, что в самообразовании есть опасность докатиться до тех же результатов, что и в самолечении, то есть до плачевных. Источников информации в мире – огромное множество, и чтобы сориентироваться в них, нужны помощь и контроль более опытного и сведущего человека, то есть Учителя.

Я думаю, что результаты самообразования, в том числе и дипломы, никогда не будут приравнены к результатам образования традиционного. На владельцев самообразовательных дипломов все равно будут смотреть косо и коллеги, и работодатели. Да что там говорить: у нас даже дипломы разных вузов имеют разный «вес», в зависимости от рейтинга и престижа вуза. Одно дело – диплом Гарварда, другое дело – диплом МГУ и совсем третье – диплом, к примеру, Омского университета.

Конечно, чисто гипотетически, можно предположить, что в процессе самообразования человек получает вполне адекватные знания. Но не менее важно то, как он умеет распоряжаться этими знаниями. Применять их в профессиональной деятельности. Диплом вуза, особенно рейтингового – это своего рода знак качества специалиста, и работодатель может не тратить свое время и деньги на проверку его профпригодности. А кто поставит такой знак качества на «самообразованца»?

Традиционно образование – это взаимодействие двоих: ученика и учителя. Самообразование выключает из этой схемы ровно половину – учителя. Ученик остается вариться в собственном соку.

Да и процесс оценки, на мой взгляд, по-прежнему невозможен без учителя, потому что никакие, даже самые продуманные тесты не могут заменить в этом процессе человека. Да и собственно обучение происходит не только по вертикали, но и по горизонтали: студенты не только слушают преподавателя, но и обсуждают услышанное между собой. А в споре, как известно, рождается истина. Родится ли такая истина в процессе самообразования? Сомневаюсь.

Не будем забывать еще и о той роли, которую образование и студенческая среда играют в процессе социализации личности. Ведь во время учебы в вузе мы обзаводимся личными и профессиональными связями и знакомствами, порой единственными на всю жизнь.

И я уверен, что нет в мире таких профессий, для которых будет достаточно одного только самообразования. К примеру, о программистах давно сложилось стереотипное мнение: эти специалисты могут, при желании, всю жизнь проработать дистанционно, никогда и ни с кем не встречаясь. Но, во-первых, они все равно нуждаются в получении базовых знаний, что невозможно без включения в традиционный образовательный процесс, о чем я уже сказал. И, во-вторых, в работе программиста все равно нельзя полностью исключить социальный аспект. Потому что даже программист вынужден конкурировать за свое место, свою работу как минимум с другими программистами, а это значит – быть в курсе последних тенденций, в курсе того, чем живет профессиональное сообщество. То есть общаться хотя бы с себе подобными придется. Да и вообще – ни один человек не способен полноценно самореализоваться только как профессионал, ему обязательно необходима самореализация в качестве члена социума.

Павел Плотников

Метки: высшее образование, реформа высшей школы, самообразование в России

Оставить комментарий