Главная / Издания / Спиться с курса

Спиться с курса

Спиться с курса
20 марта 2019

Автор: Ирина Лихоман

Фото: Игорь Чижов

МК в Саратове

№13 (1126) 20.03.2019

Пьяных саратовцев предлагают отправлять во вновь созданные вытрезвители.

Уже несколько лет два ведомства — МВД и Минздрав никак не поделят алкоголиков. Каждое разрабатывает свой законопроект по возрождению вытрезвителей, однако брать на себя ответственность и особенно финансовые затраты не хочет никто. В этот раз полицейским решил помочь Совет Федерации, подготовив законопроект о специализированных учреждениях для вытрезвления граждан. Инициатива нашла поддержку у ряда правительственных чиновников и депутатов Госдумы, но была подвергнута критике в Минфине и Минэкономразвития, которые отметили, что её реализация приведёт к дополнительным бюджетным расходам. Нужны ли стране подобные учреждения,  выяснял «МК» в Саратове».

 

Надо повторить?

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, взяв на заметку опыт Татарстана, решил вернуть в российские регионы специализированные учреждения для вытрезвления граждан. Правда, Совфед выступает за вытрезвители исключительно под кураторством Министерства внутренних дел. Несложно догадаться, к чему это приведёт на практике, достаточно вспомнить советские и перестроечные времена.

Минздрав РФ поддержал законопроект Совета Федерации, что объясняется крайне просто: врачи устали от огромного количества нетрезвых пациентов, которых доставляют в медучреждения. Только в Саратовской области на вытрезвление в больницы ежегодно попадает около 15-20 тыс. человек.

А вот Минфин и Минэкономразвития задались вопросом: кто станет финансировать вновь созданные учреждения? Ведь согласно ст. 83 Бюджетного кодекса, если принимается документ, в котором предусмотрено появление новых видов расходных обязательств, то в нём должны быть прописаны нормы, определяющие источник и порядок исполнения планируемых трат. Помимо этого нужно продумать вопрос, должны ли быть вытрезвители платными для клиентов. А значит, требуется установить суточную стоимость одного койко-места.

Поступило замечание и от МВД РФ. Ведомство отметило: в законопроекте отсутствует норма, как поступать с гражданами, которые утратили возможность самостоятельно передвигаться, но находятся в состоянии не алкогольного, а наркотического опьянения. В Совете Федерации обещали учесть все замечания и доработать законопроект. Можно предположить, что очередная доработка закончится так же, как и предыдущие: о вытрезвителях снова забудут на пару лет.

Напомним, что вытрезвители в России просуществовали до 2011 г. Годом ранее по указу президента их передали из ведения МВД в ведение Министерства здравоохранения, при этом изменились законы, относящиеся к медицине и к социальным службам. В Саратовской области вышеуказанные учреждения закрыли ещё раньше — в 1999 г., по инициативе Александра ЛАНДО, трудившегося в те годы уполномоченным по правам человека. Правда, уже в 2016-м Ландо посетовал, что ранее принятое решение добавило проблем медработникам и обычным пациентам больниц, которые вынуждены находиться бок о бок с алкоголиками. Александр Соломонович также сообщил: есть сложности с возвращением вытрезвителей под крыло МВД, поскольку отведённые под них помещения давно перепрофилированы.

 

Приют для алкоголиков

По мнению Натальи Корольковой, руководителя Саратовской общественной организации трезвости и здоровья, вытрезвители в своё время нужно было не закрывать, а сделать их «с человеческим лицом».

— Ни для кого не секрет, что в вытрезвителях нарушались права граждан, правда, не все могли осознать, что права членов семьи пьющего человека тоже нарушались, когда он приходил домой в невменяемом состоянии, — считает Наталья Александровна. — Сейчас, помимо семьи, нарушаются права пациентов в больницах: больные люди оказываются в одном приёмном отделении с пьяными и порой агрессивными гражданами.

Как заметила общественница, учреждения для вытрезвления должны напоминать реабилитационные центры.

Комментарий эксперта

Наталья Королькова, член Общественной палаты Саратовской области, руководитель региональной общественной организации трезвости и здоровья:

— Современные вытрезвители должны представлять собой систему помощи пьющему человеку, а не наказания. Ещё тридцать лет назад я говорила о необходимости создавать вместо вытрезвителей социально-реабилитационные центры. Там могли бы работать психологи, реабилитологи, так как у многих алкоголиков «со стажем» просто нет шансов бросить пить самостоятельно. И конечно, им нужна помощь. В дореволюционной России, хотя в те времена уровень потребления алкоголя был в разы ниже, чем сейчас, существовали приюты для алкоголиков. Видите разницу? Не вытрезвители, а приюты. Это было доброе начало, людям давали возможность не замёрзнуть на улице, а переночевать в тепле. И эту возможность мы должны предоставить и сейчас, в XXI веке.

Что касается вопроса, платить ли за пребывание в вытрезвителе, то здесь, по словам общественницы, складывается двоякая ситуация. Человек пьёт по доброй воле, оплачивая государству акцизы. Но потом налогоплательщики оплачивают его содержание в медучреждениях (потому что алкоголики имеют массу хронических заболеваний), а также в тюрьмах.

— Хозрасчет был и в советский период, и мне не нравилось, когда семью алкоголика наказывали рублём, ведь родственники были вынуждены платить за его пребывание в вытрезвителе, — добавляет Наталья Королькова. — Вопрос оплаты сегодня очень тонкий, его нужно обсуждать. Если речь идёт о частно-государственном партнёрстве, то, на мой взгляд, это правильно, я выдвигала похожее предложение при обсуждении в региональном минздраве. Но, к сожалению, у нас ничего с мёртвой точки не сдвигается до тех пор, пока сверху не укажут, пока не будет федерального закона с указаниями, как и что делать.

 

Место отдохновения

У врачей своя точка зрения в отношении восстановления вытрезвителей.

— Россия — холодная страна, особенно в зимний период, поэтому учреждения по отрезвлению граждан создавать необходимо, — считает Александр Паращенко, главный внештатный психиатр-нарколог Саратовской области. — В первую очередь для спасения жизни человека: чтобы он не замёрз на улице, чтобы его не ограбили, не изнасиловали, не убили. Во всех скандинавских странах есть подобные учреждения, где пьяный гражданин может принять душ и выспаться на чистой постели. Медиков в штате тех учреждений нет, ведь подобные услуги не входят в систему обязательного медицинского страхования. Где-то человек платит за пребывание, где-то нет. Но почти везде принята система: если гражданин попадает на вытрезвление во второй раз, то оплата обязательна. Во Франции тоже имеются так называемые вытрезвители, и если при первом попадании человек, грубо говоря, платит 10 франков, то во второй раз уже 110. Таким образом выявляют злостных алкоголиков и случайных людей, которые перебрали на празднике.

Как полагает врач, ничего сложного в создании современных вытрезвителей нет.

Комментарий эксперта

Александр Паращенко, главный внештатный психиатр-нарколог Саратовской области, главный врач областной психиатрической больницы Святой Софии:

— Система учреждений по отрезвлению граждан должна быть проста. Пьяный буянит? Значит, его увозят в полицейский «обезьянник». Хватается за сердце? Вызывают скорую помощь. Имеются симптомы тяжёлого отравления? Направляют в реанимацию. Ну и если налицо признаки белой горячки, значит, привозят к нам. Во всех остальных случаях нетрезвому человеку нужно просто поспать. Раньше при вытрезвителях были фельдшеры. Нужны они и сейчас, хотя их можно заменить медицинскими сёстрами, которые прошли курсы повышения квалификации и знают всю опасную симптоматику. Примерно по такому принципу и нужно создавать современные вытрезвители. Каждый регион может справиться с этим самостоятельно, без указаний сверху. И тогда мы решим массу проблем, с которыми сталкиваются сегодня дежурные больницы, принимающие пьяных пациентов. Алкоголики перестанут терроризировать в приёмном отделении пациентов, не будут нападать на врачей и отбирать у них спирт и лекарства.

Что касается финансирования, то, как считает Александр Паращенко, Саратов не настолько бедный город, чтобы не найти свободное помещение и поставить там несколько коек.

— Какая может быть плата за вытрезвление, если по факту это социальная защита населения? — задаётся вопросом Александр Феодосьевич. — Конечно, в подобном учреждении должна быть охрана, лучше вневедомственная, работу которой оплатит муниципалитет района, в котором вытрезвитель находится. Но лучше начать с Саратова, сделать так называемый пилотный проект, проконтролировать, оценить. Похожий законопроект в своё время был внесён в Правительство РФ, но там его «терзали», а потом отложили в долгий ящик. Да, сегодня некоторые регионы хвалятся тем, что у них есть вытрезвители. Я посещал эти заведения в нескольких городах и могу сказать, что выглядят они печально: в отделении наркологии стоят несколько пустых коек. Проблема в том, что по закону полиция не имеет права привозить туда пьяных людей, только в больницу. Поэтому создание и якобы работа таких вытрезвителей — обычная профанация.

Главное, как думает врач, отойти от советского «наследия» и забирать в вытрезвители действительно беспомощных людей.

— В советские времена выпившее мужское население боялось на улице появляться, из ресторанов уходили через чёрный ход, — вспоминает Александр Паращенко. — Потому что на выходе из общепита человека караулили, давали спички и говорили: «Дай прикурить!» И если рука дрогнула, значит пьяный, проедем в вытрезвитель. Я своих друзей вечерами после праздников провожал с собакой. Потому что если без собаки провожаешь — возьмут его и тебя. А так не трогали.

Саратовские общественники высказывают своё мнение в отношении инициативы Совфеда.

Комментарий эксперта

Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:

— Мне кажется, вытрезвители должны быть, но только не в ведомстве МВД или Министерства здравоохранения. Мы это уже всё проходили. Необходима отдельная структура, с квалифицированным персоналом, который знает, как обращаться с пьяными гражданами. В какой-то мере это поддержка населения (пусть и пьющего), именно в этом направлении, я думаю, и следует идти. Конечно, вопрос возрождения современных вытрезвителей сложный, требует обсуждения, анализа и вдумчивого подхода.

Как указывает Александр Степанов, в нашей стране много перегибов: сначала пьяных забирали в милицейское учреждение, после закрытия вытрезвителей стали свозить в больницы. «В Саратове от такого контингента страдает в основном 1-я городская больница, и подобную ситуацию нужно менять», — говорит общественник.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий