Главная / Издания / «Завод» Быкова: не дурак, но дурачок

«Завод» Быкова: не дурак, но дурачок

«Завод» Быкова: не дурак, но дурачок
23 марта 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

Юрий Быков опять рефлексирует и извиняется. На этот раз – за провал (весьма условный) в прокате очередного фильма «Завод». Датируется лента 2018 годом, но массовый зритель увидел ее в 2019-м. Впрочем, не такой уж и массовый. Потраченных на производство денег отбить действительно не удалось. Но вещь, на мой взгляд, получилась не слабее обласканного критиками «Дурака».

«Завод», режиссер Юрий Быков, в ролях: Владислав Абашин, Денис Шведов, Андрей Смоляков, Александр Бухаров, Дмитрий Куличков, Александр Воробьёв, Иван Янковский, Сергей Сосновский.

Интереса к проекту добавило заявление самого Быкова о том, что это последний его фильм. Очень режиссер был расстроен своим участием в изготовлении сериала «Спящие» (о трудных буднях ФСБ и кознях мировой закулисы), демонстрировавшегося на Первом канале. Тогда Юрий Быков написал в соцсети: «Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране». В общем, уходит, но «Завод» доснимет, поскольку имеет определенные обязательства.

О заявлении Быкова сказано немало. Мне больше импонирует версия о том, что парень простебался. Очень уж неизысканно каялся. Да и риторика пародийная. Еще бы «всё прогрессивное человечество» написал.

Но вернемся собственно к «Заводу». Это триллер на отечественном материале, а, значит, хэппи-энда быть не может по умолчанию. Директор завода Калугин объявляет рабочим, что намерен закрыть предприятие, которое не приносит ему прибыли. Денег нет, зарплату отдаст, но не раньше, чем через полгода. Да и то, скорее всего, врет.

Одноглазый пролетарий по кличке Седой, служивший в горячих точках, предлагает взять в заложники самого Калугина и потребовать причитающееся. Несколько рабочих соглашаются участвовать в авантюре, достают оружие.

Дальнейшее развивается по своим законам. В шахматах случаются позиции, когда соперник вынуждает защищаться единственными ходами. Вот и здесь одно логично вытекает из другого. Эффектная концовка закольцовывает сюжет. Что называется, еще один подхватил вирус справедливости. Причем этот вирус превращает человека в зомби. Таким приходит на завод Седой, таким уходит Туман (охранник Калугина). Первый не хотел ехать с другими рабочими в автобусе и второй решил пройтись, уже не ассоциируя себя с простыми работягами, не желающими отстаивать свои права и что-то менять в принципе.

Понравилось, что герои Быкова – не голливудские пустышки. Там сразу ясно, где герои, а где злодеи. В российском триллере ничего не поймешь. Персонажи объемные, у каждого свои резоны и своя правда. Свои удачи и несчастья (от одного жена ушла к соседу, у другого супруга умирает от рака, у третьего орава детей, которых не прокормить). При этом люди из одной социальной среды почему-то оказываются по разные стороны баррикад.

Быков продолжил исследовать природу российского терпения. Автор «Завода» («Дурака», «Майора» и пр.) строго по Чехову выдавливает раба по капле. Но раб не выдавливается. Образ завода с его конвейером призван подчеркнуть монотонный характер серой жизни большинства россиян. Жизнь прожить – как смену отпахать. А потом прийти и упасть на раскладушку. Ну или куда там еще…

Интересно, что за весь фильм ни разу не прозвучала сумма, которую привезли рабочим в обмен на директора. Это просто деньги. Увесистая сумка с пачками банкнот, которую презрительно швыряют под ноги. Символ того, за что наш человек согласится взять в руки оружие и пойти на что угодно.

Впрочем, герой Дениса Шведова сделал следующий шаг – попытался найти правду, покарать виновных, разрушить этот чертов конвейер, в конце концов! Но хочешь правды – знай, что придется действовать жестоко и эгоистично, идя по головам своих товарищей. Ну и чем ты тогда отличаешься от тех, кого решил наказать?

Какой-то стеб можно увидеть в том, что директор завода носит фамилию Калугин. Как и главная героиня рязановского «Служебного романа». Но тут аллюзия скорее рыболовная, чем киношная. Калуга – крупнейшая пресноводная рыба. Когда-то ловились особи до шести метров в длину и до тонны весом. Обычно говорят о важных птицах, а у нас – о рыбах. Наверное, еще и потому, что лучше всего они чувствуют себя в мутной воде.

Что же до синематографической параллели, то ее проводит герой Смолякова, который в финале называет Седого дурачком. В «Дураке» тоже ведь парень бился за общее благо, стремясь предотвратить катастрофу. Но предкатастрофное состояние – самое привычное для нашего человека. Потому и финал у обоих фильмов Быкова схожий. Печальный для борцов за правду. Ну и для всех нас…

 

Валерий Кедров

Метки: Завод, кинокритик, обзор фильма

2 комментария