Вступили в силу новые правила выезда детей за границу
Главная / Издания / Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой

Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой

 
Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой

26 марта 2019     

Павел Плотников

Saratovnews

Согласно новому исследованию ВЦИОМ, более трети россиян (37%) в прошлом году столкнулись с различными нарушениями своих потребительских прав. Продажа товаров с истекшим сроком годности является самым частым нарушением - на ее долю приходится почти половина всех жалоб (47%). Люди травятся просрочкой регулярно, при этом недобросовестные торговцы еще и умудряются их обвешивать и обсчитывать. По крайней мере, так утверждает каждый третий представитель категории, указавшей на ненадлежащее качество товаров (40% выборки). Соответственно, в данном вопросе хромает и сервис: тут и необоснованное завышение цены товара (26%), и игнорирование санитарных норм в местах торговли (20%), и некомпетентность персонала (32%).

По данным исследования, две трети (69%) россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. Зато за последние несколько лет заметно снизилась доля тех, кто не знает, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. Если в 2010 году об этом говорили 38% респондентов, то на сегодняшний день – всего 8%. ВЦИОМ говорит о том, что более половины россиян (54%) в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре защиту своих прав доверяют общественным организациям, а 45% респондентов - Роспотребнадзору. Каждый шестой (15%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в суд. Реже респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит полиция (11%) или муниципалитет (10%). При этом 4% опрошенных сказали, что вообще никуда бы не обращались.

Понятное дело, что частота нарушений прав потребителей зависит от размера населенного пункта. Чем он крупнее, тем чаще в нем происходят нарушения. Например, в селе о них говорят 34% жителей. Среди жителей областных центров показатель находится на уровне 43%.

Инициативный всероссийский опрос проводился организацией 14 марта методом телефонного опроса среди 1600 респондентов старше 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не должен превышать 2,5%.

SaratovNews вместе с ведущим юристом ОЗПП «Общественный контроль» Олегом Фроловым решили разобраться, насколько интенсивно растет правовая грамотность россиян:

- Главное, что должен взять на вооружение потребитель – орлиный глаз. То есть прежде всего свои права надо защищать с помощью своей же бдительности. Нужно как можно внимательнее читать всю сопровождающую товар документацию. А то ведь недобросовестные производители и продавцы зачастую намеренно делают маркировку товара неудобочитаемой, так что покупателю, особенно немолодому и со слабым зрением, очень трудно ознакомиться с ней. Ну и, конечно, обнаружив нарушения, необходимо обращаться в официальное надзорное ведомство – Роспотребнадзор. Именно на него возложена обязанность фиксировать факты нарушений, собирать материалы и обращаться с ними в правоохранительные органы. Конечно же, существуют еще и профильные общественные организации. Таков единственный на данный момент существующий порядок.

Правда, сейчас идет разработка некоторых поправок в законодательство, регламентирующее данную отрасль права. В частности, разрабатываются механизмы изначального недопущения некачественных товаров на рынок. Также совершенствуются механизмы отслеживания пути товара по всей цепочке товародвижения онлайн, чтобы, к примеру, продавцы не могли менять маркировку товара, маскируя тем самым истекший срок его годности. Новые технологии помогут надзорному ведомству более жестко контролировать данную сферу и более оперативно пресекать возможные нарушения в ней.

Конечно же, государство заинтересовано в том, чтобы граждане гарантированно приобретали и употребляли только качественные продукты и товары. Однако на практике эти гарантии получается обеспечивать далеко не всегда, и нарушений остается немало, прежде всего – в регионах. Я бы не стал говорить о существовании некоего злонамеренного «лобби» - скорее всего, имеют место и недостаток ресурсов, и определенная безответственность местных органов власти, недостаточно контролирующих производителей и продавцов, и элементарная беспечность населения.

Мне понятно, почему граждане за защитой своих потребительских прав предпочитают обращаться в общественные организации, а не в государственное надзорное ведомство. Дело в том, что общественные организации работают непосредственно с потребителем, права которого были нарушены – Ивановым, Петровым, Кузнецовым – и защищают конкретно его интересы, что, собственно, граждане и ценят. А Роспотребнадзор работает по материалам жалоб «неопределенных групп потребителей» и направляет свое воздействие на поиск и наказание нарушителей, а конкретным Иванову, Петрову и Кузнецову ведомство указывает одну дорогу – в суд.

Впрочем, правовая грамотность россиян растет год от года, как свидетельствует опыт моей работы. Я занимаюсь этими вопросами с 2006 года, и могу сказать, что в первые три года моей работы потребители обращались за защитой своих прав по большей части случайно, и сами обращения выглядели, если можно так выразиться, «непрофессионально». Но в последнее время грамотность обращений заметно выросла, как выросла и общая правовая культура граждан, по крайней мере, в данной сфере. Но в регионах, к сожалению, ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы. Граждане в массе своей еще плохо представляют, как формулировать свои претензии и куда их направлять, да и суды пока еще недостаточно подготовлены к подобным делам.

оставить комментарий

?????: новости России, права потребителей, Роспотребнадзор

 

Фото

  • 13 июня

    Рейтинг скандалов: Ветеран, трамвай и пляж

    3 килограмма весят новые протезы, которые ветеран войны Василий Романов может носить только волоком 95-летний участник войны был вынужден достать деревянную ногу На федеральном уровне прогремела история, в которой бледно выглядят чиновники и работники социальных служб Вольска. Один из популярных телеграм-каналов поведал о мытарствах ветерана войны Василия Романова

  • 13 июня

    Послание в бутылке

    Продовольственные магазины будут вынуждены принимать тару у населения   Теперь могут пострадать и те, и другие. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил трём ведомствам проработать вопрос приёма магазинами полимерной и стеклянной тары. Таким образом чиновники хотят решить экологическую проблему переработки отходов, взвалив её на плечи продуктов

  • 13 июня

    «МАКС-М» информирует

    Часто мы не задумываемся о том, что происходит с нашим организмом, всё ли в порядке, нет ли угроз или предпосылок для развития какого-либо заболевания, пока сама болезнь не заставит нас это сделать. Тем временем возникновение большинства недугов при правильной и своевременной профилактике можно предотвратить, сэкономив тем самым время, средства и эмоции. А возможно, даже спасти себе жизнь.

  • 14 июня

    Байкшеринг по-саратовски или двухколесный друг, которого мы заслужили

    Появление байкшеринга в Саратове в начале лета стало одной из главных тем для шуток в местных (и не только) социальных сетях. За первую неделю работы сервиса многие прокатные велосипеды поломали и разбросали в разных частях города. Рунетчики массово выкладывают фото, на которых двухколесных друзей можно увидеть брошенными на тротуарах, в кустах, возле подъездов жилых домов - где угодно,

  • 13 июня

    Как выбрать берцы?

    Берцы - это ботинки со шнурками, являющиеся составной частью экипировки бойцов. Ведущим отличием их от сапог считается то, что во время носки они обеспечивают неподвижность голеностопа. За счет этого сокращается риск повредить сухожилие. На подошвах берц имеется углубленный протектор.

  • 13 июня

    Стригущий лишай у человека: в чем опасность болезни

    Стригущий лишай у человека является распространенным дерматологическим заболеванием, которым можно заразиться от животных и заболевших людей. При подозрении на болезнь, пациент должен обратиться к врачу за назначением квалифицированного лечения. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СТРИГУЩИЙ ЛИШАЙ У ЧЕЛОВЕКА

Система Orphus