Главная / Издания / Доплатят ли саратовцам за эмоциональную нагрузку?

Доплатят ли саратовцам за эмоциональную нагрузку?

Доплатят ли саратовцам за эмоциональную нагрузку?
04 апреля 2019

Павел Плотников

Saratovnews

В министерстве труда РФ намерены разработать методики, определяющие уровень влияния на здоровье человека таких факторов, как эмоциональное напряжение и неудобный график, чтобы впоследствии обязать работодателей учитывать их при расчете заработной платы подчиненных. Мол, перегрузки, негативные состояния и эмоции имеют накопительный эффект и отражаются на здоровье и производительности труда. В первую очередь, на «доплату за вредность» могут рассчитывать медики, педагоги, правоохранители, журналисты, бухгалтеры, авиадиспетчеры и водители общественного транспорта. Несмотря на то, что предложение является на удивление адекватным, многие россияне уже восприняли его негативно. Свою позицию они аргументируют тем, что в процессе его обсуждения благую концепцию могут перевернуть вверх тормашками и в очередной раз отсыпать бонусов депутатам и чиновникам, которые «напрягаются» больше остальных.

Согласно Трудовому кодексу, если условия работы признаны вредными или опасными, то сотруднику положена дополнительная денежная прибавка к тарифной ставке или окладу в размере не менее 4%. Кроме того, он имеет право на дополнительные выходные и сокращённую рабочую неделю.

Смогут ли предложенные Минтрудом изменения положительно повлиять на реальную заработную плату, Saratovnews решилb обсудить с медицинским журналистом, работником здравоохранения, сотрудником Саратовской областной больницы Викторией Федоровой:

- По-моему, любая работа и любая профессия связана с психологическими и эмоциональными нагрузками – да что там, они есть даже у домохозяек. Так что вопрос оценки и компенсации таких нагрузок является слишком большим и сложным, чтобы решать его в самых общих чертах. Здесь требуется весьма значительная избирательность, чтобы все было «по справедливости» - а иначе и заводиться незачем. Определить те или иные виды нагрузки для разных профессий – это очень важный вопрос хотя бы с точки зрения профориентации: человек при выборе профессии должен иметь представление о том, что его ждет, и сделать свой выбор осознанно.

Другое дело – как минтруд собирается его решать на данном этапе. Если его специалисты намерены разрабатывать методику оценки вредных условий труда разных категорий работников – то это изобретение велосипеда, поскольку вредные факторы и условия труда давным-давно известны, и способы их компенсации тоже определены. В дальнейшем я буду апеллировать к медицинскому опыту, раз уж я медик. Так вот, в медицине давно признано существование вредных, опасных или неблагоприятных условий труда для отдельных категорий медработников, и всегда существовали различные льготы, надбавки и доплаты за такие условия. Например, врачи скорой помощи, реанимационных отделений, медработники, имеющие дело с туберкулезными больными или ВИЧ-инфицированными. В Советском Союзе им доплачивали 15%, потом вообще ничего не доплачивали, и вот сегодня доплата составляет 4%. Работники, имеющие дело с рентгеновским излучением, получают к тому же молоко «за вредность» или его денежную компенсацию, работникам инфекционных отделений положено сокращенное рабочее время – все это тоже осталось еще с советских времен, и придумывать что-то новое в этом направлении нет необходимости.

Впрочем, может быть, в минтруда намерены привести к какому-либо «общему знаменателю» многочисленные ведомственные приказы, положения и постановления, регулирующие данную сферу – рациональное зерно в этом есть. Может быть, там хотят пересмотреть список специальностей медработников, с вредными условиями труда, включить в него еще какие-то категории, обосновав их риски – так это тоже разумно. К примеру, врач любой специальности может оказаться лицом к лицу с пациентом, больным туберкулезом, или ВИЧ-инфицированным. Тогда всем медработникам положено приплачивать за такую возможность хотя бы по 4%. Но как тогда избежать «уравниловки» между хирургом или фтизиатром с одной стороны и кардиологом или терапевтом – с другой? Тогда размеры доплаты должны быть дифференцированы в зависимости от степени риска. И как в министерстве намерены решать эту сложнейшую проблему, мне лично непонятно. Хотя, если решить ее все-таки удастся, и я, и все мои коллеги-врачи только обрадуются.

В общем, надбавки медработникам положены уже сейчас, но, если они все-таки не выплачиваются, то в этом не всегда виновата недобрая воля работодателей, то есть главврачей. Труд врача оплачивается из средств ОМС, которые поступают в медучреждение по факту лечения и пролеченности пациента. Но не всегда они поступают в 100-процентном объеме – за любое отклонение от протокола, нарушение в оформлении истории болезни и прочие недочеты объем может снизиться, порой и вполовину. Боюсь, что подобная система оплаты труда может и «не потянуть» доплаты за вредность, или, если их все-таки придется выплачивать, то может не хватить средств на что-то другое, и, соответственно, качество медицинской помощи может снизиться. В общем, система настолько сложна, что я с трудом представляю, как она будет работать.

Павел Плотников

Метки: надбавки за вредность, новости России, оплата труда в России

Оставить комментарий