Главная / Издания / Земля изучена меньше, чем космос

Земля изучена меньше, чем космос

Земля изучена меньше,  чем космос
04 апреля 2019

Автор: Вера Шарабандова

видеокадр

МК в Саратове

№15 (1128) 3.04.2019

В этом уверены специалисты-геологи компании «ННК-Саратовнефтегаздобыча»

В преддверии профессионального праздника корреспондент «МК» в Саратове» побеседовал с заместителем генерального директора — главным геологом компании Ильёй Ефимовым.

— В 2018 году предприятие стало лидером газодобычи в Саратовской области. Как долго компания шла к такому результату, благодаря чему или кому он достигнут? Что позволило нарастить объёмы добычи газа?

— Начиная с момента вхождения предприятия в Группу компаний ННК в 2013 году, в ООО «ННК-Саратовнефтегаздобыча» проводилась работа по наращиванию ресурсной базы — как за счёт приобретения новых лицензионных участков, так и за счёт проведения геологоразведочных работ и открытия новых месторождений углеводородов. Причём работы проводились в максимально сжатые сроки. Например, с момента приобретения Калужского участка до ввода в эксплуатацию Кудринского месторождения прошло менее 3 лет. Наращивание добычи также достигнуто за счёт увеличения производственных мощностей по подготовке газа. Для ввода в эксплуатацию Коптевского месторождения в 2015-2016 годах был построен завод по комплексной подготовке газа в Ершовском районе Саратовской области. Таких результатов удалось достигнуть благодаря слаженной и профессиональной работе всего коллектива ООО «СНГД». 

— Многие пытаются сделать геологические открытия, но не всем удаётся. В чём секрет успеха? 

— Ну кто же раскрывает свои секреты? А если серьёзно, то секрет кроется в хорошем знании геологии региона специалистами геологической службы, применении передовых технологий при проведении геологоразведочных работ и в постоянном контроле всего цикла проведения работ от выбора территорий под исследование и изучение до получения из поисковой скважины притока углеводородов — открытия месторождения. Прежде чем выбрать площадь проведения сейсморазведки и заложить точку под бурение поисковой скважины, выполняется глубокий палеоструктурный анализ на региональном уровне, далее проводим полноазимутальные пространственные сейсмические исследования с комплексной интерпретацией полученных данных и всей доступной геологической информацией. Это довольно трудоёмкие и дорогостоящие работы, но только они позволяют надёжно картировать малоразмерные и сложнопостроенные ловушки УВС, которые являются основными объектами поисков в регионе.

— Насколько значимой для деятельности предприятия является работа геологов? Хотелось бы узнать, в чём состоят нюансы и  сложности профессии.

— Предприятие существует и работает как единый организм, и работа всех отделов и служб важна и значима. Но если продолжать аналогию, то геологическая служба — это, наверное, мозг предприятий, занимающихся геологоразведкой и добычей углеводородов. От геологов зависят ближайшие перспективы и планы, от точности их прогнозов по добыче углеводородов на долгосрочный период зависит успех деятельности предприятия, ведь для открытий месторождений и дальнейшего их ввода в эксплуатацию требуется большой объём капитальные вложений, а снижение рисков финансово-технологических потерь — одна из приоритетных задач геологов.

Нюансы и сложности профессии геолога в компании, проводящей геологоразведку и добычу углеводородного сырья, заключаются, безусловно, в правильном выборе площадей для изучения сейсморазведкой, в выборе наиболее надёжных структур под поисковое бурение, а также нахождения оптимального баланса между прогнозом добычи, рациональной разработкой недр и экономической эффективностью.

— Сколько открытий нефтегазовых месторождений было сделано за последние годы? В открытии каких из них принимал участие лично главный геолог предприятия? По возможности более подробно расскажите об одном-двух открытиях: на чём основывались предположения, насколько они оправдались? Интересен сам процесс исследования земных недр, который приводит к таким успешным результатам.

— За период с 2013 года геологами нашего предприятия открыто 4 новых газоконденсатных месторождения: Ново-Коптевское, Кудринское, Крутовское и Ковелинское. Интересный момент: вся территория наших исследований уже давно покрыта сетью сейсмических профилей и все крупные поднятия были разбурены и опоискованы ещё в советское время. Так, в районе открытого Кудринского месторождения ранее выделялась Коринская структура рифового генезиса, в пределах которой пробурена скважина 28 Западно-Мечеткинская. Но промышленного притока из неё не получили, скважина была ликвидирована, а структура списана. Однако по полученным нашими геологами новым данным была выделена Кудринская структура, имеющая сложное тектоническое строение (что мешало правильно закартировать её по старым материалам), как раз на крыле которой и образовался разбуренный ранее Коринский рифовый объект, в итоге была заложена и пробурена поисковая скважина, которая открыла Кудринское газоконденсатное месторождение. Аналогичная ситуация была и с Ковелинским месторождением. Там получению качественных сейсмических материалов препятствовал неогеновый врез. Из-за чего выделяемая ранее на этом месте Южно-Миусская структура, на которой в 1980-х годах были пробурены 2 «сухие» скважины, оказалась неправильно закартирована. Так что дьявол кроется в деталях, а наши геологи очень внимательно к этим деталям относятся.

— Как, в общем, ведётся на предприятии поисково-разведочное бурение? Сколько требуется пробурить скважин, чтобы получить подтверждение прогнозам? Сколько всего пробурено скважин за последние 10 лет? В чём выражается сложность геологических структур?

— Особенностью геологии Саратовского региона и спецификой работы нашего предприятия является то, что размеры выявляемых и разбуриваемых структур весьма небольшие. По этой причине почти все скважины у нас поисковые, а значит, права на ошибку практически нет. Самым крупным активом у нас является открытое в 2016 году Кудринское месторождение, которое эксплуатируется с применением высокотехнологичных методов разработки многопластовых месторождений — с вовлечением в одновременно-раздельную эксплуатацию двух залежей в нескольких скважинах, и обеспечивает более трети объёма добычи предприятия. Для разработки других месторождений достаточно 1-2 скважин. Поэтому нам очень важно не промахнуться с самого начала — с первой попытки. Всего силами нашего предприятия за 5 лет пробурено 10 скважин, в которых получены промышленный притоки нефти газа и конденсата. Все скважины находятся в эксплуатации.

— Какие открытия сделаны в 2018 году?

— За прошлый 2018 год нами проделана большая работа: открыты два новых месторождения — Ковелинское и Крутовское, получены лицензии на добычу УВС в пределах этих месторождений. Общий прирост извлекаемых запасов по 2018 году по категории С1 + С2 составил более 2 миллиарда куб. м природного газа.

— Сколько лицензий на недропользование имеется у предприятия? И какие предполагаются перспективы в освоении недр Саратовского Заволжья?

— Сейчас предприятие владеет в общей сложности 8 лицензиями, две из которых получены в 2018 году по факту открытия месторождений. Про перспективы могу сказать, что мы постоянно находимся в поиске новых возможностей для расширения своей деятельности. Наши специалисты изучают геологическую информацию по участкам нераспределённого фонда недр, а также занимаются оценкой активов на территории Саратовской области.

Автор: Вера Шарабандова

Оставить комментарий