Главная / Издания / Галопом по Ван Гогам

Галопом по Ван Гогам

Галопом по Ван Гогам
08 апреля 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

Глаза закрываешь, и встают его картины. Даже у того, кто почти и не видел ничего. Звездная ночь, подсолнухи, автопортрет с перебинтованным ухом, пшеничные поля, ирисы… Судьба великого художника всегда будет волновать кинематографистов. Гений с трудом уживается в социуме. Понять его состояние, проникнуть в его мысли сравнимо с отгадкой тайны бытия. Вот и пытаются.

«На пороге вечности», 2018, режиссер Джулиан Шнабель, в ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эмманюэль Сенье, Амира Казар.

Вообще точно так же называется одна из картин Ван Гога. Другое ее название – «Старик, опустивший голову на руки». На ней изображен «старый больной крестьянин, сидящий на стуле перед очагом: он опустил голову на руки, а локтями упёрся в колени», как писал сам художник.

Ключ к пониманию фильма – в самом начале, когда Винсент встречает невзрачную пастушку и просит ее не двигаться. Почему? Он хочет ее нарисовать? Зачем? Вопрос остается без ответа, но девушку мы видим глазами художника, и в каких-то положениях лицо девушки действительно становится интересным.

Далее мы наблюдаем за происходящим как бы со стороны, но с такими же вывертами и сменами угла зрения – не искажающими, но дополняющими картинку. Режиссер пытается показать мир глазами Ван Гога. И это на самом деле интересно и увлекательно. Даже как Винсент снимает ботинки. Обувь, валяющаяся на полу, при определенном взгляде становится о говорящей картиной!

«Мы с тобой смотрим на один и тот же пейзаж, но видим разные горы. Потому все картины – твои. Даже лица, которых ты изображаешь, твои», - говорит Ван Гогу Поль Гоген.

В фильме показано много приемов, с помощью которых меняется видение окружающего мира. В том числе – как выглядит картинка сквозь слезы. (Это когда Гоген говорит Ван Гогу, что уезжает из Арля.)

Весь фильм растерянный Винсент будто дает интервью. Только журналисты меняются. Это его брат Тео, Поль Гоген, случайный прохожий. Впрочем, можно сказать, что Ван Гог исповедуется. Тем более что однажды он действительно разговаривает со священником, решающим его судьбу в доме для душевнобольных.

Уиллем Дефо номинировался на Оскар, но статуэтку за лучшую мужскую роль получил Рами Малек, сыгравший Фредди Меркьюри. Хотя я бы поспорил. Малек в «Богемской рапсодии» передал главным образом внешнее сходство, а Дефо показал безумие и гениальность. Разве это не сложнее?

Существует несколько версий о том, как умер художник. По одной он сам пытался покончить с собой, стрелял из пистолета (брал оружие для распугивания птиц), но пуля прошла ниже сердца, и скончался он спустя много часов от потери крови. В фильме представлена другая версия. О том, что Ван Гог повздорил с подростками, и они случайно выстрелили, а художник ни словом о том не обмолвился…

И еще одна цитата из Ван Гога – «Ангел близок к тем, кто в печали. Болезнь порой может нас излечить». Очень верно. И картинка весь фильм – какая-то болезненная. Кстати, странно, что фильм не выдвинули на Оскар в номинации «Лучшая операторская работа».

«Ван Гоги», 2018, режиссер и сценарист Сергей Ливнев, в ролях: Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Елена Коренева, Полина Агуреева, Наталья Негода, Александр Сирин, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Авангард Леонтьев, Анна Каменкова.

Совершенно бесподобный состав актеров. Даже удивительно, как удалось собрать в фильме таких мастеров. А особую пикантность картине придает то обстоятельство, что режиссером и автором сценария выступил Сергей Ливнев – сценарист культовой соловьевской «Ассы». То есть изначально настраиваешься на некое пронзительное действо. И получаешь его сполна.

Почему Ван Гоги? Ну, может, потому что искусство для художника Марка (Алексей Серебряков) и его отца, дирижера Виктора Самуиловича (Даниэль Ольбрыхский) не то, что превыше всего, оно определяет их жизнь. И разрушает. Дирижер в конечном итоге начинает страдать деменцией, Марк с детства мучается мигренями (и даже пытается организовать себе эвтаназию, но швейцарские врачи отказывают) из-за таинственным образом оказавшейся в черепной коробке иголки. Как она там очутилась, он весь фильм и пытается понять, узнавая страшные семейные тайны.

Марк, которому отец в детстве подарил самодельную веревочную куклу, – буквально из пары узелков – стал делать инсталляции из разноцветных веревок. Словно надеялся понять, чем является его жизнь. И всякий раз распутывает свои работы. Видимо, когда ощущает, что запутался в собственных отношениях. С отцом, с любимой женщиной…

Меж тем герой Ольбрыхского не знает сомнений. Пока не оказывается перед лицом неизбежного. Что творят Ольбрыхский и Серебряков – ну, в общем, до слез.

Один из персонажей занимается вырезанием по дереву. Пытается сделать вангоговский «Портрет Папаши Танги». Интересно, что Ван Гог сделал три портрета папаши Танги. Считается, что по ним можно проследить, как менялся и совершенствовался стиль художника.

 

Валерий Кедров

Метки: диванный критик, обзор кино, рецензия на фильм

Оставить комментарий