Главная / Издания / Дело нефтяных воров - труба

Дело нефтяных воров - труба

Дело  нефтяных  воров -  труба
10 апреля 2019

Автор: Станислав Орленко

видеокадр

МК в Саратове

№16 (1129) 10.04.2019

Почему криминальные врезки в трубопроводы перестали считаться серьёзным преступлением?

В конце марта в Балаковском районном суде Саратовской области прозвучал обвинительный приговор. На скамье подсудимых находились девять жителей соседней Самарской области. Всех их признали виновными по ч. 3 ст. 30 — п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ, то есть в совершении покушения на кражу чужого имущества, произведённую из нефтепровода, в крупном размере, организованной группой. Наш корреспондент присутствовал в зале суда и испытывал чувства, противоречащие друг другу.

 

Смешное наказание

Казалось бы, справедливость восторжествовала, любители поживиться за чужой счёт буквально схвачены за руку. Теперь они получили по заслугам — и тут бравурный тон поневоле даёт осечку. Получили, но… вполне ли по заслугам? Не слишком ли легко отделались исполнители криминальной врезки в нефтепровод Куйбышев-Лисичанск? Нефтеврезчиков накрыли с поличным в тёмную осеннюю ночь 27 сентября 2017 г. Сотрудники полиции вместе с представителями службы безопасности предприятия, владеющего нефтепроводом, застали на месте преступления группу людей, занятую сливом нефти в полуприцеп-цистерну. На момент задержания расхитители успели перекачать из трубы 27 тонн нефти. Следует заметить, что к врезке в нефтепровод они подготовились весьма основательно: заранее подыскали тягач, цистерну, сварочный аппарат и прочее оборудование, необходимое для преступного промысла.

Но получить барыш от чужого добра не удалось. Оперативники МВД и сотрудники Управления безопасности, следящие за сохранностью нефтепровода, оказались на высоте. Они организовали засаду, провели задержание с поличным, собрали необходимую доказательную базу, то есть приложили максимум усилий, чтобы создать условия, при которых суд мог бы заслуженно наказать нефтекрадов.

Увенчались ли эти усилия достойным результатом? Как сказать… С одной стороны, все подельники получили лишение свободы. Вот только сроки, откровенно говоря, смешные. Пятеро из девяти разъ-едутся по колониям, где проведут от одного года и одного месяца до двух с половиной лет в зависимости от степени участия в преступлении и особенностей предыдущей биографии. Ну а остальные четверо и вовсе отделались условным наказанием.

Стоило ли это кропотливой и напряжённой работы оперативных служб? Не насмешкой ли над сотрудниками правоохранительных органов выглядит назначение такого срока нефтеворам, который дают за мелкие кражи — например, тем, кто вытащил кошелёк из чужого кармана. А тут десятки тонн нефти, да ещё и повреждение нефтепровода. Как ни прискорбно, но приходится делать совсем неутешительный вывод: расхитители нефти отделались, по существу, лёгким испугом. Труды оперативников пропали зря, уголовное дело практически развалилось.

 

Безнаказанность — стимул преступников

Может быть, это единичный случай, который нельзя считать типичным? Да если бы…

Сложившаяся по таким делам судебная практика вызывает немало недоумённых вопросов. В 2017 г. судами Самарской области рассмотрено только два уголовных дела, возбуждённых по фактам хищений нефти из магистральных нефтепроводов. Осуждены 8 человек, но всего двое из них приговорены к лишению свободы с реальным отбытием наказания, остальные получили условные сроки.

Что это, если не безнаказанность? А безнаказанность, как известно, служит для преступников дополнительной мотивацией в их противозаконной деятельности.

И не стоит думать, что так обстоит дело только в Поволжье, в Самарской и Саратовской областях. Всем, кто в теме, памятен о многом говорящий эпизод в начале августа 2018-го, когда Тосненский городской суд в Ленинградской области отпустил домой сразу восьмерых фигурантов уголовного дела (в СМИ их окрестили «спортсменами»), обвинявшихся в системных хищениях топлива из нефтепровода начиная чуть ли не с 2013 г.

В результате двое из подсудимых были полностью оправданы, остальных — шестерых — признали виновными, правда, всего лишь в покушении на кражу нефтепродуктов. Приговорили «спортсменов» к срокам от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев колонии и штрафам от 60 до 70 тыс. руб. Очевидцы говорят, что из зала суда подсудимые уходили радостными. Впрочем, и в Балаковском суде приговор тоже никого из осуждённых особенно не огорчил.

 

Нефтекрадам закон не писан

Нелегальные врезки в нефтепроводы остаются нерешаемой проблемой для правоохранителей и законодателей по всей России. Чаще всего наказание получают лишь простые исполнители краж топлива, и то это происходит, как мы видим, в единичных случаях, да и сроки лишения свободы оказываются символическими. Кстати, и ст. 210 УК РФ — создание организованного преступного сообщества и участие в нём — почему-то практически не применяется судами в отношении тех, кто вскрывает нефтепроводы. Их судят исключительно по ст. 158 — кража чужого имущества. Правда, при этом чаще всего получается так, как это было в суде в Балакове: наличие организованной группы судами признаётся, а вот ответственности за её создание и участие в ней никто не несёт. Явный парадокс, который играет на руку подсудимым, ведь если они причастны к организованной преступности, то «игрушечными» и символическими сроками уже не отделаешься. Но их причастными к данному зловещему явлению никак не хотят признавать.

Вот и получается, что нефтекрады в нашей стране чувствуют себя вполне комфортно и имеют все основания считать, что нынешний российский суд — самый гуманный в мире.

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий