Главная / Издания / Хождение на три буквы

Хождение на три буквы

Хождение на три буквы
01 мая 2019

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№19 (1132) 1.05.2019

Саратовцы жалуются на плохой капремонт  и переплату за отопление. Рейтинг был составлен по итогам обращений, поступивших в региональные общественные приёмные и по телефонам горячих линий. В каждом регионе оказались свои проблемы, но «лидерами» стали жалобы россиян на счета за ЖКУ. Какие обращения от граждан получают местные правозащитные организации, выяснял «МК» в Саратове».

 

Капитальное бегство

Россиян, как и прежде, беспокоит повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, особняком стоит вопрос о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ОДН). Как пояснили эксперты «ЖКХ Контроль» одному из федеральных СМИ, во многих регионах управляющие компании вынуждают жильцов оплачивать ОДН по воде, в том числе горячей, по нормативам. Это приводит к завышению платы, поскольку граждане платят фактически за услугу, которую им не оказывают. Жильцы также жалуются на неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт многоквартирных домов. В список основных проблем в сфере ЖХК эксперты включили и жалобы на управление многоквартирными домами, работу информационных систем, неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг, нарушения процедуры общих собраний собственников, в том числе фальсификацию протоколов, а также проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учёта.

Саратовский Центр общественного контроля в сфере ЖКХ также принимает жалобы от граждан. По словам руководителя центра Нины Царёвой, обращений стало больше.

Комментарий эксперта

Нина Царёва, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области:

— По сей день существует проблема с начислением платы за капитальный ремонт. Последний случай в городе Марксе просто вопиющий: на один и тот же адрес одному и тому же собственнику приходят две разные платёжки за капитальный ремонт. Причём в одной квитанции указан увеличенный размер жилплощади, соответственно, и плата за капитальный ремонт выше. Жители области жалуются на некачественное проведение капитального ремонта — в основном проблема касается крыш. Их перекрывают, и при первом же дожде обнаруживается протечка. С этим очень сложно бороться, так как зачастую подрядные организации приходят из других регионов. И после ремонта найти их и заставить устранить недостатки крайне проблематично. Хотя по закону гарантия должна действовать пять лет, но это требование практически никто не выполняет.

Жильцам, исправно оплачивающим капитальный ремонт, юристы напоминают: иногда встречаются ситуации, когда платёжки на капремонт не присылали длительное время и региональный фонд, спохватившись о неуплатах, требовал с собственников уплаты взносов за прошлые годы и вместе с ними соответствующих пеней. Если срок таких долгов превышает три года, то собственник может не производить оплату ввиду истечения срока давности взыскания (п. 1 ст. 196 ГК). Региональный оператор, управляющая компания, ТСЖ и пр. могут требовать суммы за периоды до трёх лет.

 

Сумма прописью

Александр Журбин, председатель Саратовского областного общественного учреждения «Щит потребителя» сообщил, что этой зимой было много обращений по плате за отопление.

— Людям приходили квитанции с огромными суммами, и они не понимали, что с этим делать, — рассказывает правозащитник. — Я объяснял, что нужно не просто жаловаться в Государственную жилищную инспекцию, а написать коллективное обращение с требованием перерасчёта, потому что коллективные обращения рассматриваются более внимательно. Но, как оказалось, для многих граждан собрать подписи с соседей трудная задача: людям лень ходить по квартирам, объясняться с другими жильцами.

К слову, на днях Государственная жилищная инспекция по Саратовской области проинформировала, что за время проведения отопительного сезона 2018-2019 г. поступило 865 жалоб на излишнее начисление платы за отопление. Всего же за первый квартал года потребителям ЖКУ произвели перерасчёт на сумму свыше 5 млн руб. В ГЖИ ожидают, что в мае возрастёт количество обращений о некорректных начислениях за апрель при завершении отопительного сезона.

Комментарий эксперта

Александр Журбин, председатель Саратовского областного общественного учреждения «Щит потребителя», член Общественного совета по защите жилищно-коммунальных прав граждан при прокуроре города Саратова:

— Много жалоб саратовцев касалось вывоза мусора. Причём эта проблема возникла ещё в прошлом году и не решается по сей день. Жильцы рассказывали, что этой зимой в Заводском и Ленинском районах мусор не вывозился по нескольку дней, контейнеры для отходов были переполнены. Понятно, что было много снега, машины не могли подъехать к мусорным бакам. Но по факту услуга не оказывалась, а с людей брали деньги. Ведь по закону в летнее время отходы не должны лежать в мусорных баках более суток, и неважно — полные контейнеры или заполнены наполовину. А в зимнее время — 3 суток, всё это прописано в СанПиНах. Но абсурдность ситуации заключается в том, что нормативного решения этого вопроса не существует. То есть, если зимой в квартире холодно, вы можете пойти, добиться перерасчёта и заплатить за отопление меньше. А в случае с вывозом мусора перерасчёт сделать невозможно. От Общественного совета при прокуроре города Саратова мы направили обращение в областную думу на этот счёт, но пока тишина. К сожалению, ни на региональном, ни на федеральном уровне власти не желают принять документ, который позволил бы сделать перерасчёт. Если региональный оператор вовремя не озаботился вывозом мусора, значит нужно минусовать, чтобы граждане платили меньше.

По словам правозащитника, саратовцев беспокоят не только переполненные мусорные контейнеры, но и новая система платы за вывоз ТБО.

— Мне постоянно задают вопрос: мусорят люди, а не квадратные метры, почему же введён абсолютно нелогичный порядок начисления? — говорит Александр Журбин. — Ведь у нас порой в квартирах высокая плотность, живут по две семьи. Но иногда в трёхкомнатной квартире проживает всего один пенсионер, хотя его дети числятся совладельцами, имеют своё жильё. И почему этот пенсионер должен платить за вывоз мусора в несколько раз больше, чем пять человек, прописанных и проживающих в однокомнатной или двухкомнатной квартире? Кроме того, нужно учесть, что в многоквартирных домах жильцы платят с квадратного метра, а в частных домах — с количества проживающих. Конечно, индивидуальный дом может быть ветхой хибарой, какие уж там метры, но может оказаться и двухэтажным коттеджем. Что касается капитального ремонта, то на него жалоб от жильцов стало меньше. Хотя раньше люди возмущались: десятки лет дома стояли и никто ими не занимался, не проводил ремонт. Когда плату за капитальный ремонт только планировали ввести, я предложил: давайте составим дефектную ведомость, посмотрим состояние жилого фонда, и если внутренние коммуникации, крыши, подвалы были в плачевном состоянии до вступления в силу закона о капремонте, пусть государство эти расходы берёт на себя. А всё, что возникло после, станут оплачивать жильцы.

Пока же получается, что никто фактически не отвечает за состояние многоквартирных домов: ни государство, которое сбросило «балласт» на плечи граждан, ни Фонд капитального ремонта, только аккумулирующий деньги жильцов, высказывает мнение правозащитник. Поэтому во многих домах капитальный ремонт так и не проводился, хотя жильцы платят за него не первый год.

Согласно последней информации, озвученной на заседании городской думы 22 апреля, из тысячи домов, попавших в программу капремонта, в Саратове отремонтировано всего 200.

 

Вместо крыши — козырёк

Балаковская общественница Наталья Караман рассказывает, что зачастую жители не понимают, куда управляющие компании тратят их деньги.

Комментарий эксперта

Наталья Караман, член Общественной палаты Саратовской области, председатель правозащитной региональной общественной организации «Защита»:

— Жильцы жалуются на некачественный капитальный ремонт, в основном крыш. Бывают вообще удивительные истории, когда на средства капитального ремонта управляющая компания ремонтирует козырьки над подъездами, хотя по закону в перечень работ, относимых к капремонту, козырьки не входят. Здесь можно только догадываться, как Фонд капитального ремонта принял подобную заявку от управляющей компании. Можно предположить, что заявку подавали на один вид работ, а провели совершенно другой. Поэтому у жильцов много вопросов к подобным бе­зобразиям со стороны управляющих компаний.

Как указывает Наталья Караман, согласно ст. 170 Жилищного кодекса средства капитального ремонта могут формироваться как на счёте регионального оператора, так и на специальном счёте.

— Сейчас всё больше домов переходят на специальный счёт, управляющие компании заверяют жильцов, что это более эффективный приём, — отмечает юрист. — Мол, мы будем сами искать подрядчиков, контролировать проводимые работы. Но в результате управляющим компаниям не всегда хватает профессионализма, а иногда и совести. И я предполагаю, что средства со специальных счетов могут идти вовсе не на нужды дома. УК станут ставить козырьки, замки, крючки и тратить на это деньги жильцов. А дома будут постепенно разрушаться.

Общественница подчеркнула, что жители многоквартирных домов Балакова несколько раз в год платят за услугу по прочистке вентиляционных каналов.

— Жильцы не перестают удивляться: зачем так часто чистить вентиляцию? — рассказывает Наталья Леонидовна. — Конечно, сумма за услугу невелика, но тем не менее.

Высокие и порой необоснованные тарифы на услуги ЖКУ приводят к тому, что часть граждан перестаёт оплачивать коммуналку, а некоторые просто не имеют денег.

По данным Росстата, в Саратовской области проблемы с оплатой ЖКУ возникают у 22% населения. Меньше всего семей, испытывающих трудности с платежами, в Приморском крае, Ивановской, Липецкой, Тверской областях, Севастополе и Камчатском крае (доля имеющих проблемы с оплатой — менее 1%). В конце списка — Ставропольский край (33,8%), Кабардино-Балкария (28,5), Тыва и Чувашия (по 25%). Одной из самых проблемных групп являются многодетные семьи — 16,8% не оплачивают вовремя платёжки, неполные (15,8%), а также молодые семьи (12,3%). По мнению экспертов, уровень задолженности зависит от многих факторов: доходов семьи, региональной тарифной политики, количества нетрудоспособных членов семьи, возможности регионального бюджета выделять субсидии на оплату ЖКУ малоимущим гражданам.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий