Главная / Издания / Весенний день год кормит

Весенний день год кормит

Весенний день  год кормит
15 мая 2019

Автор: Надежда Барсукова, Вера Шарабандова

фото автора

МК в Саратове

№21 (1134) 15.05.2019

Посевная в хозяйстве ООО «Степное» Калининского района проходит на две недели раньше срока 

 

В эти майские дни цвет полей в хозяйстве Петра Пампухи меняется прямо на глазах. Буквально несколько дней назад здесь прошли посевные агрегаты, а сегодня чёрная гладь пашни превратилась в нежно-зелёный ковёр. Вот он, результат труда человека. Да и природа в этом году как никогда помогает земледельцам: много солнца, тепла и самое главное — есть необходимая влага.

 

Особая гордость

Первое, что показал нам руководитель, — поля озимой пшеницы. Изумрудная бесконечность, уходящая, кажется, к самому горизонту, действительно радует глаз: посевы ровные, ощутимо подросшие, без единого вкрапления сорняков. Это предмет особой гордости и особых забот директора ООО «Степное» Петра ПАМПУХИ.

— За 27 лет моего руководства хозяйством я не припомню такой зимы. Слишком много снега было. Все думали, что при большом половодье озимые могут пропасть. Но влага ушла в землю, насытила её, и вы сами видите, что пшеница стоит крепкая, ровная, — делится своими мыслями Пётр Александрович.

Вообще этот год не похож на предыдущие. До этого всегда, сколько помнит директор, сев начинали не раньше 1-2 мая. В этот раз вышли в поле на боронование в десятых числах апреля, а сеять ранние яровые вы-ехали 25-26 апреля. И как угадали: сразу, как только отсеялись, прошли хорошие дожди. То что надо, всходы после этого получились дружные, полные сил.

 

На финишной прямой

В день нашего приезда в ООО «Степное» досевали подсолнечник. Работы, по прикидкам Петра Пампухи, дня на четыре. После чего перейдут к севу поздних зерновых: кукурузы на силос, проса и гречихи.

— Думаю, там проблем не должно быть, — выразил уверенность руководитель, — посевная у нас практически завершается.

С одной стороны, условия для нынешнего сева неплохие: влаги в почве более чем достаточно. Но, увы, а это свойственно чернозёмам, в некоторых местах её так много, что техника просто не проедет, приходится объезжать низинки. Здесь есть и коварные солончаки, где можно запросто «утопить» трактора. Эти сложные места оставляют «на потом» — будут досевать позже.

На одном из полей мы как раз застали такую картину: тяжёлый John Deer с посевным комплексом Gaspardo забуксовал в коварной низинке, хотя, казалось бы, всё говорило о готовности поля к севу.

— Ничего страшного, — успокаивает нас комбайнёр Евгений ПАМПУХА, — посевная есть посевная, всякое случается. Но даже самая умная техника не понимает, что весна может подготовить много сюрпризов.

Евгений Васильевич уверен: урожай будет. Тем более что техника, на которой сегодня работают в хозяйстве, гарантирует соблюдение всех необходимых требований по технологии сева. 16-рядковый посевной комплекс Gaspardo, к примеру, оборудован сигнализацией, извещающей о превышении скорости и, соответственно, о возможном нарушении норм высева. Приборы также сигнализируют, если забивается одна из ёмкостей, где находятся семена. А система навигации, установленная на тракторе, помогает получать ровные, как по линейке вымеренные, рядки.

Ещё на одном поле, где тоже досевали подсолнечник, нам удалось побеседовать с одним из самых молодых механизаторов хозяйства. Кирилл ЯКШЕВ сам про себя говорит, что вырос в тракторе. Мальчишкой помогал отцу в поле. После службы в армии в прошлом ноябре вернулся в родной посёлок. О том, чтобы уехать в город, даже и не думал:

— Все, кто уезжал в Москву, всё равно возвращаются обратно, работы в хозяйстве на всех хватает, — замечает Кирилл и добавляет, застенчиво улыбаясь, — нигде нет такой красоты, как у нас. Здесь всё своё, родное!

С 12 лет работает в хозяйстве и лучший механизатор (так отзывается о нём Пётр Пампуха) Юрий ВАРШАВСКИЙ. Сначала был подпаском, помогал взрослым пасти дойное стадо. Потом работал с отцом штурвальным на комбайне «Колос». После армии вернулся в хозяйство водителем. Сейчас пересел на мощный Challenger.

— За последние годы техника в хозяйстве стала более современной, более производительной, парк обновляется постоянно, — с заметным удовольствием отмечает Юрий Варшавский. — Это правильная политика руководителя. Чем богаче будет хозяйство, тем лучше станут жить люди, и село будет развиваться!

 

Пастбище у Кривого пруда

Два скотника на лошадях и две до невозможности серьёзные собаки — Найда и Мухтар наблюдали за мирно пасущимися на берегу живописного пруда тёлочками.

— Здесь у нас 310 голов, — пояснил один из скотников Алексей НЕФЁДОВ, — осенью уже будем случать и пополнять основное дойное стадо. Ещё 320 нетелей коров пасутся на родниках.

Хозяйство «Степное» одно из немногих в Саратовской области основательно занимается молочным животноводством. Здесь весь животноводческий комплекс модернизирован, построены необходимые помещения, то есть затраты вложены немалые, но главная цель достигнута: животноводство  — не убыточное производство. Пополнением стада, как вы уже поняли, занимаются сами, как и выращиванием кормов для своих бурёнок — тут сохранены все пастбищные угодья.

— Пётр Александрович молодец, — пока не слышит руководитель, не удерживается от похвалы Алексей Нефёдов, — и хозяйство крепко держит, и людей не обижает. Я только последние 16 лет работаю в Степном, до этого многое повидал: в других хозяйствах такого нет!

Составляющие успеха

Возглавил предприятие Пётр Пампуха в далёком 1992-м. Кто помнит недавнюю историю нашей страны, поймёт: руководителю пришлось пройти многие этапы экономического развития России, как в капле воды, отразившиеся на положении дел в сельском хозяйстве.

Но во все эти неспокойные без малого три десятилетия предприятие не просто выживало — развивалось, двигалось вперёд, показывая достойные результаты. Костяк коллектива, тщательно подобранный руководителем, — крепкий фундамент, позволяющий с честью выдерживать любые экономические вихри.

Постепенно обновлялся, становился всё более современным и парк техники хозяйства. Машдвор ООО «Степное» сегодня может посоперничать с международной выставкой сельскохозяйственной техники. И неизвестно ещё, кто выйдет победителем. Чего тут только нет! 15 комбайнов, десятка три тракторов, прицепные агрегаты. Многие из этого — так называемые «умные машины», управляемые дистанционно.

Вот уже десять лет хозяйство не пользуется услугами элеваторов, построенные в своё время складские помещения позволяют хранить урожай самостоятельно и в полном объёме. Даже в самый удачный год, каким был 2017-й, хозяйство разместило весь урожай в своих амбарах.

Как уверяет Пётр Пампуха, когда получаешь возможность спокойно дождаться хорошей цены, а не сдаёшь урожай за бесценок, зерносклад, построенный по современным технологиям, окупается года за два. Да ещё удаётся избежать многих проблем, связанных с хранением на элеваторе.

Возможности сбыта выращенной зерновой продукции самые разнообразные. В том числе часть урожая уходит на экспорт. В частности, во время нашей беседы в марксовском порту несколько барж загружались кукурузой для отправки в Турцию. Как заметил Пётр Александрович, соблюдаются все необходимые международные требования стран-импортёров. Зерновая продукция сопровождается фитосанитарным сертификатом и документами, подтверждающими её качество и безопасность.

Впрочем, за качество здесь привыкли отвечать, в том числе и перед отечественными покупателями. Так, например, при поставках соседям — свиноводческому комплексу ООО «Рамфуд-Поволжье» строжайшей проверке подвергается не только сама продукция, но даже транспорт, на котором она доставляется.

Так что же для руководителя такого хозяйства является составляющими успеха? Пётр Пампуха знает это чётко. Во-первых, коллектив (сегодня он насчитывает 180 человек), во-вторых, качественные семена, современная техника, применение удобрений, словом, соблюдение всех технологий.

Важнейшей для руководителя является экономическая составляющая — достойная заработная плата. Так, средняя зарплата доярок на сегодня — 30-35 тыс. руб. Кроме того, хозяйство продолжает выплачивать и так называемые «стажевые». В конце года многие работницы фермы получают по 100-120 тыс. руб.

И конечно, старается руководитель создать для работников максимально комфортные условия: ферма давно уже оборудована молокопроводом и автоматическим кормораздатчиком, для молодняка в прошлом году построили новое помещение. В общежитии, тоже построенном недавно, могут разместиться те, кто ещё не обзавёлся собственным жильём.

На этот год запланировано строительство телятника, значительно увеличится площадь складских помещений.

Но порядок и комфорт должны окружать людей не только на работе, уверен Пётр Пампуха. Человек должен быть спокоен за своих близких, за детей-школьников, за малышей. И поэтому особое внимание постоянно уделяется социальной сфере посёлка: клубу, школе, детскому садику. Порядка двух миллионов выделяет хозяйство ежегодно на их поддержку.

Зимой постоянно наготове четыре единицы техники для расчистки дорог. Да и ремонт дорог посёлка тоже забота руководителя предприятия. А результат налицо: всё больше молодёжи остаётся жить и работать на малой родине.

— У нас никогда не уезжали массово на заработки в Москву! Работа здесь всем найдётся, — заверил нас Пётр Пампуха.

Да и современные технологии изменили труд в сельском хозяйстве к лучшему. Работая в комфортных условиях, на современной технике, можно достойно заработать. Так зачем уезжать куда-то в погоне за призрачными деньгами, в неизвестность?

 

На одного пахаря — сотня проверяющих

Но каким бы богатым ни был опыт, проблем не удаётся избежать никому. И дело даже не в погодных условиях. Удручает руководителя то отношение, к человеку, работающему на земле, которое всё более ярко проявляется.

Взять хотя бы такой неплохой на первый взгляд проект, как несвязанная поддержка растениеводства.

— Наш район, один из передовых в области, получил всего 5 миллионов рублей господдержки. На весь Балашовский район, который стоит на первом месте по производству зерновых, было выделено 4 миллиона.

Что такое пять миллионов? На самом деле для крупного района это мизер. Достаточно сказать, что раньше только ООО «Степное» получало 7-8 млн несвязанной поддержки. А сегодня, кстати, из-за несовершенства законодательства, хозяйство вообще осталось практически без поддержки. Всего 100 гектаров прошло по зерновым (это из 10 тысяч-то!) и порядка 2 млн выделили на животноводство. И то, как признался Пётр Александрович, 2 млн 300 тыс. поддержки на площадь хозяйства были получены только после того, как он обратился в министерство сельского хозяйства и лично к зампреду правительства области.

Но если учитывать, что подобная ситуация сложилась по всей области, для большинства аграриев и этот путь решения проблемы невозможен.

Рискуя задеть больную для руководителя тему, все же интересуемся, что же это за несовершенства такие в законодательстве, так лихо оставившие хозяйство без какой-либо поддержки? Оказывается, просто не только всё гениальное, но и противоположное ему. Назовём самое абсурдное: проверяя перед севом семена на сортовые и посевные качества, много лет даже в голову никому не приходило требовать от лаборатории Россельхознадзора подтверждающей справки о проведении полного (развёрнутого) анализа. Теперь же оказалось, что сельхозтоваропроизводители сами виноваты, не требуя такого документа.

Сложнее стало работать и после того, как всех плательщиков единого сельскохозяйственного налога обязали платить НДС. Как рассказывает Пётр Пампуха, сразу же на предприятие обрушилась череда проверок. И не из-за того, что есть нарушения. Просто повод: появился новый правовой акт. Раз в месяц в обязательном порядке проверяют прокуратура, налоговая, а контролирующих организаций посчитать — пальцев на руках не хватит.

— У меня-то всё это есть. Возьмём, например, весовой контроль: у нас большое весовое хозяйство, каждый килограмм зерна взвешивается, проверяется, записывается, учитывается бухгалтерией, — машет рукой Пётр Александрович, — но вот недалеко от нас работают два фермера. У них даже весов нет — о каком весовом контроле может идти речь? То есть проверяют только тех, кого могут проверить, постоянно одних и тех же, 5-6 хозяйств. Остальных не трогают — там просто нечего проверять. Это уже не исполнение требований законодательства получается, а не знаю что…

Ещё более осложняется  ситуация тем, что на каждый запрос необходимо подготовить соответствующую справку. По словам нашего собеседника, его специалисты неделями только и занимаются подготовкой документов. Работать некогда!

Начинаются документационные сложности и со складскими помещениями: склад теперь должен будет пройти регистрацию и подтвердить наличие правильных условий хранения.

— Мы же не можем каждый у себя построить современный элеватор, отвечающий всем необходимым требованиям, — возмущается Пётр Александрович, — да и не нужно это, если честно. У нас вот, к примеру, качество зерна совершенно не снижается в процессе хранения.

Вы не поверите, но добрались создатели регламентирующей документации и до… навоза. Теперь просто так его в поля не отвезти. Необходимо не только строительство специального навозохранилища, но и разрешение на использование от специальной лаборатории.

Если вернуться от частностей к общему, в числе вопросов, требующих первоочередного решения, — вопрос ценообразования. По мнению Петра Пампухи, контроль за данным процессом со стороны государства, соответствующих надзорных органов должен быть и в условиях рыночной экономики. Потому что когда у сельхозтоваропроизводителя покупают зерно по 3,5 руб., а через несколько месяцев на ту же продукцию цены взлетают до 9 руб., с тысячи тонн люди теряют по пять с лишним миллионов. Опять перекупщики на крестьянах наживаются. Порой купленное у сельхозтоваропроизводителя за бесценок зерно уходит на тот же экспорт за 200-220 долларов.

— Почему никого не интересует эта ситуация, — возмущается Пётр Александрович, — ведь нам, кроме как на нашем урожае, заработать больше негде! Цены на зерно — как игра в рулетку! Государство должно закупать у нас зерно, когда урожайный год и перепроизводство, поддерживать сельхозтоваропроизводителя.

 

С оптимизмом — в будущее

Спору нет, лёгким труд аграриев назвать было нельзя во все времена. Сегодня же мы как будто присутствуем на незримом соревновании: кто придумает закон или требования, ещё более усложняющие труд людей, работающих на земле. Но Пётр Пампуха всё равно смотрит на жизнь с оптимизмом:

— В целом год складывается всё-таки достойно. Главное — на зерно цены сегодня неплохие. Удивительно и то, что ГСМ с нового года даже немного подешевели. Уже можно сказать, что отсеялись благополучно. Бог даст погоду — урожай будет!

По прогнозам руководителя, по озимым урожайность должна составить минимум 30 центнеров с гектара, а если погода будет благоприятной — и до 40-50 центнеров. Да и яровые взошли на радость всем.

— Тепла после сева много, весна ранняя, состояние посевов и быстрое развитие растений говорит о том, что и жатва начнётся раньше обычного срока. Но мы готовы к битве за урожай, для этого есть всё. Коллектив настроен на результат, — говорит Пётр Пампуха.

Теплу, похоже, радуются и бурёнки: несколько дней прошло, как стадо перевели в летние лагеря на пастбища, а ежедневная прибавка молока уже сегодня составляет по полтонны в день.

Где черпает силы этот человек, всегда радушный, всегда источающий оптимизм? Как удаётся ему самому не растерять веру в значимость собственного дела и поддерживать эту веру в своих товарищах, в каждом работнике предприятия?

После того, как наша беседа была почти завершена и выключен диктофон, Пётр Александрович рассказал, что очень любит приезжать на поля, даже когда, казалось бы, ему как руководителю и делать там особо нечего. Постоит-постоит, напитается тишиной и простором — и с новыми силами за работу. И это, наверное, объяснимо: чувствуя заботу о себе и искреннюю любовь, земля отвечает труженику тем же. Не позволяя опустить руки. Давая веру и силы.

 

Автор: Надежда Барсукова, Вера Шарабандова

Оставить комментарий