Главная / Издания / Фотофиксация не закроет лазейки для желающих купить техосмотр без проверки машины

Фотофиксация не закроет лазейки для желающих купить техосмотр без проверки машины

Фотофиксация не закроет лазейки для желающих купить техосмотр без проверки машины
31 мая 2019

Павел Плотников

Saratovnews

Совет Федерации одобрил принятый Госдумой правительственный законопроект, который меняет правила прохождения техосмотра в целях борьбы с выдачей фиктивных диагностических карт без фактического заезда на сервис. Главным новшеством станет обязательная фотофиксация: операторам придется дважды фотографировать машину с указанием координат, даты и времени начала и завершения процедуры. SaratovNews попытались разобраться, смогут ли данные меры решить проблему автохлама на российских дорогах, по вине которого регулярно случаются ДТП.

По окончанию процедуры техосмотра диагностические карты будут в электронном виде передаваться от аккредитованного оператора техосмотра в базу данных, администрируемую МВД. Сведения из нее будут доступны подразделениям ГИБДД и операторам рынка автострахования. При необходимости автовладелец сможет бесплатно запросить печатный вариант диагностической карты.

Помимо уже упомянутой фотофиксации, контроль за частными операторами предполагается ужесточить внеплановыми проверками ГИБДД, а также тайными закупками после соответствующих жалоб со стороны физических и юридических лиц и сообщений СМИ.

Стоит отметить, что в первоначальном варианте законопроекта наряду с фотофиксацией упоминался и видеоконтроль, однако позднее от этой идеи отказались из-за потребности в передаче и хранении огромного массива данных. Это в разы подняло бы стоимость всей процедуры, что ударило бы по карманам автомобилистов.

Теперь принятый обеими палатами Федерального собрания закон должен подписать или отклонить президент. В случае одобрения предусмотрен переходный период в течение года, за который МВД должно создать облачное хранилище данных, получаемых из пунктов техосмотра. За это же время операторы пунктов техосмотра должны будут пройти аккредитацию, которую планирует контролировать Российский союз автостраховщиков (РСА). Страховщики не исключили, что из-за этого количество действующих пунктов резко сократится.

Вопрос об ответственности водителей за отсутствие талона техосмотра пока что окончательно не определен — соответствующий законопроект принят Госдумой в двух чтениях. Депутаты предлагают штрафовать водителей на две тысячи рублей. Более того, если страховщики узнают о нарушении, они будут вправе разорвать договор с недобросовестным водителем. А если машина нарушителя попадет в аварию, причиной которой стала неисправность, то страховщики получат право подать к нему иск.

Стоит ли говорить, что многие водители годами принципиально не проходят техосмотр при текущем законодательстве, поскольку страховые компании, работающие в связке с операторами техосмотра, давно поставили процедуру на коммерческие рельсы? Гражданам выдают диагностические карты даже без формального осмотра машины за сравнительно небольшую плату.

Сейчас в России техосмотр не проходят новые личные автомобили возрастом до трех лет, далее в промежутке до семи лет проверки надо проходить каждые два года, а после этого — ежегодно. К слову, некоторые российские эксперты настаивают на введении обязательного ежегодного техосмотра. Дескать, на наших дорогах автомобили «ушатываются» с катастрофической быстротой, особенно в регионах, а посему требуют дополнительных проверок в целях поддержания дорожной безопасности.

С 22 февраля в России вступили в силу поправки, согласно которым подвергающийся техосмотру автомобиль, помимо огнетушителя и знака аварийной остановки, должен быть оснащен аптечкой. Также был запрещен допуск автомобилей на дороги общего пользования при неисправностях усилителя руля, установке «окрашенных или бесцветных оптических деталей и пленок» на рассеиватели фар и отсутствии зимней шипованной резины на всех колесах.

В конце декабря прошлого года МВД предложило запретить техосмотр для автомобилей с измененными компонентами. По инициативе ведомства перед началом техосмотра оператор должен сверять номера кузова, рамы, кабины и шасси с данными в документе. В случае несовпадения данных в техосмотре предполагалось отказывать.

Обозначенную тему SaratovNews решили разобрать вместе с членом «Комитета по защите прав автомобилистов» Павлом Николиным:

- Я не думаю, что принципиально тут что-то изменится. Ну разве что цена техосмотра: после принятия нового закона «за хлопоты» станут брать больше. К тому же и создание сайта оператора будет стоит солидную сумму – сегодня самый простенький сайт-визитка стоит 20-30 тысяч. Все эти затраты, конечно, войдут в новую цену техосмотра, так что она может возрасти в два-три раза при том, что качество самого техосмотра вряд ли улучшится.

Штрафы, которыми нас тут так пугают, совсем не так и страшны. Потому что еще большой вопрос, кто их будет взимать. У нас личного состава ГИБДД на дорогах-то не хватает, а тут придется отвести целый штат «на техосмотр».

Теперь что касается фиксации техосмотра. Фотографировать его, тем более не сам процесс, а только его начало и конец – это просто смешно. Это значит – открыл двигатель, сфотографировал и иди покури полчаса, покалякай с пацанами, а потом сфотографируй двигатель еще раз. В общем, место для лазейки остается, как, впрочем, оставалось всегда. Предприимчивый человек найдет способ обойти все эти фотографические «нюансы», а для самых ленивых всегда остается Фотошоп.

Видеофиксация как альтернативный фотографии вариант была бы более эффективна, но дело это весьма затратное: сначала снимать, потом куда-то пристраивать эти тонны видео на хранение, да еще нужно подумать, кто все это будет просматривать. Само собой, все это тоже скажется на конечной цене техосмотра. Другое дело, если оставить видеофиксацию для коммерческого автотранспорта – пассажирского и грузового, где имеют место значительные риски. Тут техосмотр, конечно, приобретает критическое значение, и как раз этот процесс можно фиксировать на видео, тем более что объем будет куда меньше, и просмотреть его будет вполне реально. И затраты на все это будут вполне оправданы.

Нормальные, адекватные автовладельцы прекрасно отдают себе отчет в том, насколько важно следить за техническим состоянием автомобиля – никто сам себе не враг. Таким мухлевать с техосмотром ни к чему, да они и не мухлюют. Большинству водителей, кстати, не нравится не сама необходимость проходить эту процедуру, а то, что в ней теряется неоправданно много времени, которого и без того не хватает. Так что смысла в обязательной процедуре техосмотра немного. Насколько я знаю, на Украине ее отменили лет шесть назад, и ничего – живут как-то, не побились все поголовно.

Кстати, что касается статистики о роли технических неисправностей транспортного средства при ДТП, то тут «темна вода во облацех» - все столь же малопонятно, как и это выражение. Но мне кажется, что у нас, к сожалению, хватает более серьезных причин аварий на дорогах, чем отсутствие обязательного техосмотра, так что не стоит придавать этой процедуре столь сакральное значение. Скорее водитель нарвется на яму, скрытую в глубокой луже на дороге, нежели у него откажут тормоза или отвалится колесо.

«Льготы» по техосмотру на новые автомобили объясняются тем, что в первое несколько лет новая машина находится на гарантийном обслуживании, и ее владелец по максимуму использует это обстоятельство. В таком автомобиле все в полном порядке, даже масло всегда свежее. Ну, и зачем ежегодно проходить техосмотр, если сам производитель гарантирует полную исправность своего изделия в течение гарантийного срока?

Теперь о возможном ужесточении наказаний за отсутствие талона техосмотра. Мне кажется, что со всей возможной строгостью нужно подходить, опять же, к пассажирским и грузовым автопредприятиям - тут размер штрафа можно довести до трёх-пяти тысяч рублей.

Павел Плотников

Метки: главные новости, как пройти техосмотр, новости России, правила техосмотра как изменятся, фотофиксация техосмотра

1 комментарий