Главная / Издания / Учитель от бога

Учитель от бога

Учитель  от бога
10 июля 2019

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№29 (1142) 10.07.2019

Саратовским школьникам предложили изучать Библию, Коран и Тору.

Эксперименты над российской системой образования продолжаются: на днях появилась инициатива по изучению на уроках литературы религиозных текстов. Как и следовало ожидать, автором выступила РПЦ. Удивительно, но это новшество поддержали в Госдуме РФ и даже предложили школьникам вместо произведения «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына ознакомиться с Библией. Насколько реальны «религиозные» изменения в общеобразовательной программе, выяснял «МК» в Саратове».

 

Спасите наши уши

Высказывание президента страны Владимира ПУТИНА, рекомендовавшего молодёжи обратиться к религиозным текстам, на свой лад истолковали в Русской православной церкви. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» назвал большим упущением отсутствие религиозных текстов в школьном курсе по литературе. «Если наши школьники изучают «Слово о полку Игореве», «Легенду о Гильгамеше», то почему они в рамках курса литературы не могут изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?» — задался вопросом митрополит. По его мнению, вышеперечисленные книги являются выдающимися литературными произведениями, достойными войти в школьные учебники вне зависимости от вероисповедания учеников.

Предложение нашло отклик в Госдуме РФ. Глава комитета по образованию и науке Олег СМОЛИН высказался за инициативу митрополита Иллариона. По словам депутата, школьникам будет полезно знать об основных персонажах религиозных текстов, которые потом «встречаются в классической литературе». Однако он отметил, что программа по этому предмету в российских школах обширная и, прежде чем что-то в неё добавлять, надо что-то убрать.

«Есть некоторые произведения относительно современной литературы, которые без великого вреда можно из школьной программы исключить. Например, «Архипелаг ГУЛАГ» даёт довольно мало представления о реальном историческом процессе. Надо посмотреть программы и исключить то, что является слишком политизированным», — высказал своё мнение Смолин радиостанции «Говорит Москва».

На фоне молебнов «об успешной сдаче ЕГЭ», прошедших в десяти российских регионах с одобрения местного департамента образования, заявление депутата-коммуниста уже не кажется удивительным. Осталось только выбрать список художественных произведений, которые дают «мало представлений» об историческом процессе, и заменить их чтением религиозной литературы. А можно просто добавить изучение Библии, Корана и Торы в учебную программу, за последние десять лет претерпевшую немало изменений и дополнений.

Однако эксперты от образования настроены скептически.

 

Комментарий эксперта

Сергей ЦИКУНОВ, заместитель председателя Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России», член Общественной палаты Саратовской области:

— Современные дети катастрофически перегружены, большинство школ работает шестидневную неделю. В последние годы родители и педагогическая общественность неоднократно обсуждали, как школам перейти на пятидневку, поскольку ученики не выдерживают напряжённого учебного темпа. Поэтому говорить о расширении учебной программы нереально. Вводить изучение религиозных текстов взамен каких-то часов из учебного плана тоже не самый лучший вариант. За последние десятилетия часы русского языка и литературы сократились почти в два раза. Если начать что-то  выбрасывать из учебного плана, то в итоге у нас не останется ТОЛСТОГО и ПУШКИНА. Может быть, некоторые литературные произведения можно было бы заменить, но не на религиозные тексты, а на сочинения других классиков: НЕКРАСОВА, ТУРГЕНЕВА очень мало в школьной программе. Поэтому, на мой взгляд, сокращение количества учебных часов недопустимо. Сегодня со всех сторон мы слышим о всеобщей безграмотности школьников, в вузах возмущаются слабой подготовкой выпускников, которые часто не знают даже русского языка, что уж говорить о литературе. 

 

Как считает Сергей Цикунов, религиозную литературу можно изучать на внеклассных уроках: вторая половина дня, кружковая работа. 

— Но изначально требуется работа с родителями, кроме того, должно быть желание самих школьников, — говорит Сергей Юрьевич. — Если дети захотят ознакомиться с Библией, Кораном или Торой, можно, допустим, один раз в неделю приглашать в школу представителей разных конфессий. Это может быть уже подзабытая воскресная школа или выделенные во время школьных каникул дни.

Интересно, что когда семь лет назад в российских школах был введён курс основ религиозных культур и светской этики, всего лишь 22% родителей высказались за внедрение религиозного воспитания. Согласно опросу «Левада-центра» 43% респондентов уверены: школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование. Ещё 31% опрошенных были не против религиозного воспитания своих детей, но полагают, что его не нужно совмещать с общим образованием, а преподавать курс основ религиозной культуры следует в специальных учебных заведениях, воскресных школах, медресе и т. д. 

 

Отцы и дети

Администрация учебных заведений высказала своё мнение о религиозной литературе.

По мнению Владимира КАШИРИНА, директора основной общеобразовательной школы № 14 города Саратова, изучение религии — вопрос очень интимный, и осваивать духовную литературу массово не совсем правильно.

— На мой взгляд, религиозные тексты должны изучаться в семье, а не в школе, — считает Владимир Анатольевич. — Кроме того, в школах существует многонациональность, получается, придётся приглашать представителей от различных конфессий? Подобные предложения я всерьёз не рассматриваю.

Как говорит директор балашовской школы Андрей РЫЖКОВ, подобное предложение абсурдно.

— Сейчас есть возможность изучать религиозную литературу вне учебной программы, — объясняет директор школы. — Родители могут обратиться к руководству школы и попросить предоставить им помещение во внеучебное время для изучения религии. Школа предоставляет кабинет, приходит имам или православный священник и занимается с детьми. Но это может быть только добровольно, зачем всем детям навязывать изучение религиозных текстов?

 

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 имени П. А. Столыпина г. Балашова: 

— Что касается учебной нагрузки, то напомню: у нас есть СанПин, который прописывает предельно допустимую нагрузку на ученика. Она составляет 36 часов в неделю. Но реальная нагрузка старшеклассников доходит до 90 часов: примерно 30 часов уходит на добросовестное выполнение домашнего задания, остальные часы — на занятия с репетитором. Меня всегда удивляет, когда различные организации пытаются выйти с инициативой о дополнительных занятиях: уроках трезвости, психологии, здорового образа жизни и проч. Это просто физически не получится, мы обязаны соблюдать санитарные правила и согласованный учебный план. Забирать под эти спорные инициативы часы у физики, химии, истории? Но это нонсенс. Для того чтобы в рамках урока литературы преподавать религию, нужно полностью менять учебный план. Кроме того, изучать, скажем, только Библию не получится. Одни родители скажут: мы хотим пригласить раввина, другие — имама. В нашей школе, так же как и в других, есть ученики-мусульмане.

Действительно, за последние несколько лет какие только дисциплины не пытались внедрить в школы! Перечислим самые оригинальные. В 2015 г. партия «Коммунисты России» выступила с инициативой ввести предмет «Земледелие», дабы обучать школьников сельскому хозяйству в рамках уроков труда. Для прохождения практики было предложено выделить всем школам землю под огороды. В том же году Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) рекомендовала ввести новый обязательный предмет «Основы информационной безопасности», а учебные часы для курса в РАЭК позаимствовать у ОБЖ, поскольку угроза ядерного взрыва или химического поражения, по мнению авторов инициативы, сегодня меньше, чем вероятность стать жертвой сетевых мошенников. На уроках школьникам планировали рассказывать о том, как не потерять деньги в интернете, не стать жертвой интернет-травли, какую информацию можно выкладывать в социальные сети. В 2017 г. пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр ВОЛКОВ предложил изучать в школах церковнославянский язык. По его словам, «это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека». В конце 2017-го депутат Госдумы Владимир СЫСОЕВ выступил с инициативой вернуть в программу по русскому языку дореволюционный речевой этикет, объяснив это тем, что введение старых уважительных обращений позволит повысить моральный облик общества. 

В начале июля нынешнего года депутат Госдумы Дмитрий СВИЩЕВ сообщил о планах обратиться к министру просвещения Ольге ВАСИЛЬЕВОЙ с предложением увеличить в школе число часов для изучения основ турпохода и добавить обязательные практические занятия по этому курсу. Он уверен, что школьников необходимо учить «правильному туризму», а нескольких страничек из курса ОБЖ, по его мнению, недостаточно. На днях член Совета Федерации по социальной политике Елена ПОПОВА высказала предложение ввести в школах курс «Семьеведение», который будет пропагандировать традиционные семейные ценности и способствовать защите материнства и детства. 

 

Религиозный факультатив

Услышать мнение представителей Саратовской епархии по вопросу дополнительного религиозного образования школьников не удалось: в пресс-службе ответили, что «комментируют лишь те события, которые связаны с деятельностью епархии».

Представители других конфессий оказались более открытыми для диалога.

 

Комментарий эксперта

Михаэль ФРУМИН, раввин города Саратова:

— Подобные предложения, считаю, из области анекдотичного курьёза, так как на уроках литературы нужно изучать литературные произведения, на уроках математики складывать дроби и решать уравнения. Сегодня из школьной программы уберут «Архипелаг ГУЛАГ», какое литературное произведение станет следующим? Одного, боюсь, будет недостаточно. Если есть желание и духовные потребности изучать религиозную литературу, существуют научно-популярные издания, с которых можно начать. Отмечу, что эта тема поднимается не в первый раз, её уже обсуждали некоторое время назад. И насколько я помню, самый легитимный вариант, который был тогда предложен, это факультатив. Навязывать изучение религии детям, полагаю, недопустимо.

 

Однако лет двадцать назад обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» тоже казался чем-то фантастическим. А сейчас его проходят в каждой российской школе. В целом же возникает впечатление, что тема изучения Библии в школе — это не вопрос образования, а обычный информационный шум, призванный отвлекать внимание граждан от других, более важных проблем.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий