Чиновники намерены найти и наказать вываливших во дворе строительный мусор людей
Главная / Издания / Учитель от бога

Учитель от бога

 
Учитель  от бога

10 июля 2019     

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове №29 (1142) 10.07.2019

Саратовским школьникам предложили изучать Библию, Коран и Тору.

Эксперименты над российской системой образования продолжаются: на днях появилась инициатива по изучению на уроках литературы религиозных текстов. Как и следовало ожидать, автором выступила РПЦ. Удивительно, но это новшество поддержали в Госдуме РФ и даже предложили школьникам вместо произведения «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына ознакомиться с Библией. Насколько реальны «религиозные» изменения в общеобразовательной программе, выяснял «МК» в Саратове».

 

Спасите наши уши

Высказывание президента страны Владимира ПУТИНА, рекомендовавшего молодёжи обратиться к религиозным текстам, на свой лад истолковали в Русской православной церкви. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» назвал большим упущением отсутствие религиозных текстов в школьном курсе по литературе. «Если наши школьники изучают «Слово о полку Игореве», «Легенду о Гильгамеше», то почему они в рамках курса литературы не могут изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?» — задался вопросом митрополит. По его мнению, вышеперечисленные книги являются выдающимися литературными произведениями, достойными войти в школьные учебники вне зависимости от вероисповедания учеников.

Предложение нашло отклик в Госдуме РФ. Глава комитета по образованию и науке Олег СМОЛИН высказался за инициативу митрополита Иллариона. По словам депутата, школьникам будет полезно знать об основных персонажах религиозных текстов, которые потом «встречаются в классической литературе». Однако он отметил, что программа по этому предмету в российских школах обширная и, прежде чем что-то в неё добавлять, надо что-то убрать.

«Есть некоторые произведения относительно современной литературы, которые без великого вреда можно из школьной программы исключить. Например, «Архипелаг ГУЛАГ» даёт довольно мало представления о реальном историческом процессе. Надо посмотреть программы и исключить то, что является слишком политизированным», — высказал своё мнение Смолин радиостанции «Говорит Москва».

На фоне молебнов «об успешной сдаче ЕГЭ», прошедших в десяти российских регионах с одобрения местного департамента образования, заявление депутата-коммуниста уже не кажется удивительным. Осталось только выбрать список художественных произведений, которые дают «мало представлений» об историческом процессе, и заменить их чтением религиозной литературы. А можно просто добавить изучение Библии, Корана и Торы в учебную программу, за последние десять лет претерпевшую немало изменений и дополнений.

Однако эксперты от образования настроены скептически.

 

Комментарий эксперта

Сергей ЦИКУНОВ, заместитель председателя Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России», член Общественной палаты Саратовской области:

— Современные дети катастрофически перегружены, большинство школ работает шестидневную неделю. В последние годы родители и педагогическая общественность неоднократно обсуждали, как школам перейти на пятидневку, поскольку ученики не выдерживают напряжённого учебного темпа. Поэтому говорить о расширении учебной программы нереально. Вводить изучение религиозных текстов взамен каких-то часов из учебного плана тоже не самый лучший вариант. За последние десятилетия часы русского языка и литературы сократились почти в два раза. Если начать что-то  выбрасывать из учебного плана, то в итоге у нас не останется ТОЛСТОГО и ПУШКИНА. Может быть, некоторые литературные произведения можно было бы заменить, но не на религиозные тексты, а на сочинения других классиков: НЕКРАСОВА, ТУРГЕНЕВА очень мало в школьной программе. Поэтому, на мой взгляд, сокращение количества учебных часов недопустимо. Сегодня со всех сторон мы слышим о всеобщей безграмотности школьников, в вузах возмущаются слабой подготовкой выпускников, которые часто не знают даже русского языка, что уж говорить о литературе. 

 

Как считает Сергей Цикунов, религиозную литературу можно изучать на внеклассных уроках: вторая половина дня, кружковая работа. 

— Но изначально требуется работа с родителями, кроме того, должно быть желание самих школьников, — говорит Сергей Юрьевич. — Если дети захотят ознакомиться с Библией, Кораном или Торой, можно, допустим, один раз в неделю приглашать в школу представителей разных конфессий. Это может быть уже подзабытая воскресная школа или выделенные во время школьных каникул дни.

Интересно, что когда семь лет назад в российских школах был введён курс основ религиозных культур и светской этики, всего лишь 22% родителей высказались за внедрение религиозного воспитания. Согласно опросу «Левада-центра» 43% респондентов уверены: школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование. Ещё 31% опрошенных были не против религиозного воспитания своих детей, но полагают, что его не нужно совмещать с общим образованием, а преподавать курс основ религиозной культуры следует в специальных учебных заведениях, воскресных школах, медресе и т. д. 

 

Отцы и дети

Администрация учебных заведений высказала своё мнение о религиозной литературе.

По мнению Владимира КАШИРИНА, директора основной общеобразовательной школы № 14 города Саратова, изучение религии — вопрос очень интимный, и осваивать духовную литературу массово не совсем правильно.

— На мой взгляд, религиозные тексты должны изучаться в семье, а не в школе, — считает Владимир Анатольевич. — Кроме того, в школах существует многонациональность, получается, придётся приглашать представителей от различных конфессий? Подобные предложения я всерьёз не рассматриваю.

Как говорит директор балашовской школы Андрей РЫЖКОВ, подобное предложение абсурдно.

— Сейчас есть возможность изучать религиозную литературу вне учебной программы, — объясняет директор школы. — Родители могут обратиться к руководству школы и попросить предоставить им помещение во внеучебное время для изучения религии. Школа предоставляет кабинет, приходит имам или православный священник и занимается с детьми. Но это может быть только добровольно, зачем всем детям навязывать изучение религиозных текстов?

 

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 имени П. А. Столыпина г. Балашова: 

— Что касается учебной нагрузки, то напомню: у нас есть СанПин, который прописывает предельно допустимую нагрузку на ученика. Она составляет 36 часов в неделю. Но реальная нагрузка старшеклассников доходит до 90 часов: примерно 30 часов уходит на добросовестное выполнение домашнего задания, остальные часы — на занятия с репетитором. Меня всегда удивляет, когда различные организации пытаются выйти с инициативой о дополнительных занятиях: уроках трезвости, психологии, здорового образа жизни и проч. Это просто физически не получится, мы обязаны соблюдать санитарные правила и согласованный учебный план. Забирать под эти спорные инициативы часы у физики, химии, истории? Но это нонсенс. Для того чтобы в рамках урока литературы преподавать религию, нужно полностью менять учебный план. Кроме того, изучать, скажем, только Библию не получится. Одни родители скажут: мы хотим пригласить раввина, другие — имама. В нашей школе, так же как и в других, есть ученики-мусульмане.

Действительно, за последние несколько лет какие только дисциплины не пытались внедрить в школы! Перечислим самые оригинальные. В 2015 г. партия «Коммунисты России» выступила с инициативой ввести предмет «Земледелие», дабы обучать школьников сельскому хозяйству в рамках уроков труда. Для прохождения практики было предложено выделить всем школам землю под огороды. В том же году Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) рекомендовала ввести новый обязательный предмет «Основы информационной безопасности», а учебные часы для курса в РАЭК позаимствовать у ОБЖ, поскольку угроза ядерного взрыва или химического поражения, по мнению авторов инициативы, сегодня меньше, чем вероятность стать жертвой сетевых мошенников. На уроках школьникам планировали рассказывать о том, как не потерять деньги в интернете, не стать жертвой интернет-травли, какую информацию можно выкладывать в социальные сети. В 2017 г. пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр ВОЛКОВ предложил изучать в школах церковнославянский язык. По его словам, «это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека». В конце 2017-го депутат Госдумы Владимир СЫСОЕВ выступил с инициативой вернуть в программу по русскому языку дореволюционный речевой этикет, объяснив это тем, что введение старых уважительных обращений позволит повысить моральный облик общества. 

В начале июля нынешнего года депутат Госдумы Дмитрий СВИЩЕВ сообщил о планах обратиться к министру просвещения Ольге ВАСИЛЬЕВОЙ с предложением увеличить в школе число часов для изучения основ турпохода и добавить обязательные практические занятия по этому курсу. Он уверен, что школьников необходимо учить «правильному туризму», а нескольких страничек из курса ОБЖ, по его мнению, недостаточно. На днях член Совета Федерации по социальной политике Елена ПОПОВА высказала предложение ввести в школах курс «Семьеведение», который будет пропагандировать традиционные семейные ценности и способствовать защите материнства и детства. 

 

Религиозный факультатив

Услышать мнение представителей Саратовской епархии по вопросу дополнительного религиозного образования школьников не удалось: в пресс-службе ответили, что «комментируют лишь те события, которые связаны с деятельностью епархии».

Представители других конфессий оказались более открытыми для диалога.

 

Комментарий эксперта

Михаэль ФРУМИН, раввин города Саратова:

— Подобные предложения, считаю, из области анекдотичного курьёза, так как на уроках литературы нужно изучать литературные произведения, на уроках математики складывать дроби и решать уравнения. Сегодня из школьной программы уберут «Архипелаг ГУЛАГ», какое литературное произведение станет следующим? Одного, боюсь, будет недостаточно. Если есть желание и духовные потребности изучать религиозную литературу, существуют научно-популярные издания, с которых можно начать. Отмечу, что эта тема поднимается не в первый раз, её уже обсуждали некоторое время назад. И насколько я помню, самый легитимный вариант, который был тогда предложен, это факультатив. Навязывать изучение религии детям, полагаю, недопустимо.

 

Однако лет двадцать назад обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» тоже казался чем-то фантастическим. А сейчас его проходят в каждой российской школе. В целом же возникает впечатление, что тема изучения Библии в школе — это не вопрос образования, а обычный информационный шум, призванный отвлекать внимание граждан от других, более важных проблем.

оставить комментарий
 

Фото

  • 18 сентября

    Пять тысяч артистов поздравили Саратов

    429-й день рождения областной центр отметил как тысячелетие. Скромный город на Волге, некогда боровшийся за право называться столицей Поволжья, несколько дней кряду веселился, будто в последний раз. Никогда ещё День города Саратов не отмечал с таким размахом!  Итоги празднования подвёл Михаил ИСАЕВ на своей страничке в Инстаграме: «Вот и завершилась черед

  • 18 сентября

    Волга соединила Дунай и Хуанхэ

    Европа и Азия сошлись в Саратове на пожарно-штурмовой лестнице. Наш город видел всё, кроме чемпионатов мира. Футбольный мундиаль обошёл саратовские стадионы, зато пожарные и спасатели решили, что лучшего места для мирового первенства не найти. Театральная площадь и стадион «Локомотив» в эти дни вместили пожарных и спасателей со всей планеты.  Коррес

  • 18 сентября

    Рейтинг скандалов

    30 дней, по предположению облвласти, осталось до начала нового отопительного сезона в Саратове Саратов стал городом автомобильных квестов Осень 2019 г. стала настоящим испытанием для саратовских автолюбителей. Никто и предположить не мог, что реконструкция главной пешеходной улицы, а также работы тепловиков по перекладке труб выльются в настоящий транспортный колл

  • 18 сентября

    Дмитрий Астраханцев: «КВС — участник пилотного проекта по ужесточению требований в области охраны природы»

    С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта. На сегодняшний день юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение на этот объект, к

  • 17 сентября

    Экспедиционные яхты: особенности и отличия

    Многие люди хотят купить себе яхту для путешествий по воде. Помочь купить экспедиционные яхты может компания Азимут, которая предлагает людям как новые, так и б/у яхты моторного типа. В каталоге нет катеров, парусников, ведь основным направлением являются экспедиционные модели. Особенност

  • 17 сентября

    Как прописать цену в договоре, чтобы не переплатить контрагенту

    Компания оплатила большую часть выполненных работ вовремя, но по одному этапу допустила просрочку. Суд взыскал с нее неустойку со всей цены договора. Если бы компания при оформлении сделки выделила отдельно стоимость по разным этапам, то расходы могли бы быть меньше. Также сэкономить можно не только при подряде, но и при поставке либо оказании услуг. Читайте, как детализировать цену в договоре,

Система Orphus