Таксист рассказал о мошенниках в аэропорту «Гагарин»
Главная / Издания / Памятники идут в бой

Памятники идут в бой

 
Памятники идут в бой

21 августа 2019     

Автор: Станислав Орленко

Фото: Александр Лёгкий

МК в Саратове №35 (1148) 21.08.2019

У саратовских мемориалов войны драматическая судьба

Следы грозного военного времени в Саратове давно и прочно вписались в полотно повседневной суеты. Мы настолько привыкли к монументам, посвящённым подвигу нашего народа в 1941-1945 гг., что воспринимаем их не как часовых священной памяти, а как украшения городского пейзажа. То и дело граждане, чаще всего юного возраста, позволяют себе непочтительное к ним отношение. А ведь эти памятники рассказали бы о многом, если бы могли говорить, — и не только о войне. Тайны биографии мемориалов Великой Отечественной войны в городе на Волге выяснял корреспондент «МК» в Саратове».

 

Полёт над суетой эпох

Памятников героям войны в Саратове много, но брендом города стал один — «Журавли» над Соколовой горой. Его судьба олицетворяет смену эпох в последней четверти сумасшедшего ХХ века. Идея возникла в 

1975 г., когда праздновалось 30-летие Победы, и дистанция прошедшего времени позволила облекать кровоточащую память в монументальные формы. Живых ветеранов стали чествовать, давать льготы и продуктовые пайки, а павшим воздавать почести в виде памятников. В 1976 г. подвели итоги конкурса проектов, объявленного легендарным первым секретарём обкома КПСС Алексеем ШИБАЕВЫМ, весной 1980-го начали строить, и, наконец, 9 мая 1982 г. саратовцы увидели 12 журавлей, парящих на столбах-пилонах на высоте 40 метров над землёй. Мемориал в парке Победы на Соколовой горе стал любимым детищем выдающегося скульптора и архитектора Юрия МЕНЯКИНА. Он долгое время был главным архитектором Саратова, и своим сегодняшним обликом наш город во многом обязан этому замечательному человеку. 

Идея мемориала была навеяна стихо­творением Расула ГАМЗАТОВА «Журавли», ставшем знаменитым благодаря песне в исполнении Марка БЕРНЕСА. Впоследствии народный поэт Дагестана при встрече с Менякиным признался, что в памятнике на Соколовой горе его стихи получили лучшее наглядное воплощение. 

Саратовские «Журавли» стали первой ласточкой в целой череде монументов с журавлями, появившихся в разных концах огромного Советского Союза и даже в странах «вероятного противника», например в Лос-Анджелесе. Сейчас их более 30, самое большое количество — 9 — воздвигнуто на родине Гамзатова, в Дагестане.

Символично, что замысел памятника возник в год, который считают началом пресловутой «эпохи застоя», поскольку тогда резко ухудшилось здоровье вождя СССР БРЕЖНЕВА, а мемориал появился в последний год жизни «дорогого Леонида Ильича», в преддверии коренных перемен и переломов, приведших к гибели великой страны. 

Смена эпох не могла обойти знаковый мемориал, и начиная с конца 1990-х его облик меняется. Происходит, как минимум, три реконструкции, не оставившие ничего от изначального вида наземной части памятника. Вряд ли это было вызвано серьёзной необходимостью — просто новые хозяева области и города хотели вписать себя в историю «Журавлей», ставших к тому времени символом Саратова. 

Ольга МЕНЯКИНА, жена творца монумента, вспоминала, как он воспринял эти изменения: 

— Основной темой мемориала были светлая память и светлая печаль, выраженные в обрамлении мемориала белым камнем, светлым камнем лестницы и стоящей на входе центральной плитой цвета серой солдатской шинели.

Вдоль главной аллеи с двух сторон стоял ряд высоких стройных серебристых тополей.

Они олицетворяли строй воинов, ушедших на битву с врагом.

Те из них, кто не вернулся с войны, застыли в вечном полёте серебристого журавлиного клина. Те, кто вернулся, в почётном карауле хранят память о них скорбным шелестом серебристых листьев.

В результате реконструкций мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля. Он зрительно разделён на две части: строгую официально-протокольную и возвышенную символично-поэтичную, ДО и ПОСЛЕ начала лестницы к «Журавлям».

Элементы мемориала до ступеней лестницы выглядят официозно и помпезно, стандартно и мрачновато. Их форма и облицовка плитами красно-коричневых тонов обыденны и привычны. Аналогичный вид имеют многие мемориалы, памятники и фонтаны всех городов.

Плитами такого цвета облицованы фасады и ступени крыльца магазинов и офисов Саратова, владельцы которых хвастливо стремятся показать свою успешность в бизнесе.

Стройные серебристые тополя заменили на мохнатые тёмные ели.

Это не соответствует замыслу и символике первоначального проекта мемориала.

Нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символичного и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля.

Реконструкции и изменение облика Мемориала в 1999-2000 гг. проведены без обсуждения и согласования с автором проекта Ю. И. Менякиным. Он тяжело переживал неуважительное отношение к своему творению. И это сократило его жизнь.

Все эти перемены происходили на земле. А журавли уже почти 40 лет продолжают свой полёт над Волгой и над нами. Они напоминают всем о том, что вечно и неизменно. 

 

Горячие точки истории

Мемориал «Журавли» посвящён памяти 300 тыс. саратовцев, отдавших жизни за Родину. На карте Саратова есть памятники, напоминающие о подвигах представителей разных родов войск — лётчиков, зенитчиков, автомобилистов, танкистов…

Самый первый монумент появился в том же 1975 г., когда на Соколовой горе разбили парк Победы, — на противоположной стороне города, на Алтынной горе. Это всем известный памятник воинам-водителям, которым отдают честь сигналами проезжающие мимо коллеги по шофёрскому делу. По той дороге под бомбёжкой и обстрелом везли военные грузы в Сталинград, а обратно — раненых в саратовские госпитали. 

Автор проекта — не скульптор, а простой автомобилист Л. П. НИКИТИН. Средства на памятник автотранспортники собирали всем миром и потом часто встречались вокруг него для проведения своих профессиональных праздников. В советское время туда по традиции приезжали выпускники школ на южной окраине города.

Через два года, в сентябре 1977-го другой знаменитый мемориал героям фронта и тыла — макет легендарного самолёта Як-3 на проспекте Энтузиастов. Говорят, сначала хотели поставить на пьедестал настоящий самолёт, но возникли опасения — как бы чего не вышло. В итоге соорудили памятник силами коллектива авиационного завода по проекту старшего архитектора института «Саратовгражданпроект» П. И. Тюленева. 

Этот самолёт стал свидетелем настоящей драмы. Раньше он составлял единое целое с величественными строениями САЗ и наполнял сердца работников завода гордостью за героическое прошлое уникального предприятия. Теперь же стал последним напоминанием о славной истории уничтоженного в 2010-2012 гг. авиазавода, осколком былого величия крупнейшего производителя самолётов. На фоне торгово-развлекательного центра боевая машина времён Великой Отечественной выглядит странно и нелепо. 

Наконец, в 1983 г. в микрорайоне Улеши возвели памятник защитникам саратовского неба, бойцам 720-го зенитно-артиллерийского полка — боевую зенитку калибра 85 мм. Её установили на месте гибели артиллерийского расчёта, в состав которого входили две девушки. 

Неслучайно все эти памятники стоят в Заводском районе Саратова — во время

войны район назывался Сталинским и больше всего пострадал от массированных бомбардировок оборонных предприятий. Кстати, восстанавливали и строили его пленные немцы и мадьяры. 

 

Путь через войну и пьедесталы

На улице Танкистов, которая до 1997 г. называлась просто Городской, стоит настоящий боевой танк Т-34-85. Его водрузили на пьедестал в ноябре 1998-го. Это самый известный из саратовских памятников героям войны, появившихся в постсоветский период. 

При его установке не обошлось без курьёзов. Сначала на борту танка красовалась надпись «Родина-мать». И лишь через 15 лет, после сверки с соответствующими документами, машине вернули подлинное имя — «Мать-Родина». Тогда же у памятника появилась мемориальная доска, рассказывающая его очень непростую историю, вместившую в себя драматические коллизии второй половины ХХ века. 

Танк этот был куплен на личные средства москвички Марии ОРЛОВОЙ, проводившей на фронт мужа, трёх сыновей и дочь. В начале марта 1945 г. она передала Т-34-85 в дар 6-му гвардейскому механизированному корпусу 4-й танковой армии, которым командовал её сын полковник Василий ОРЛОВ. В честь Марии Иосифовны танку дали имя «Мать-Родина». Он поступил на передовую за несколько дней до гибели полковника Орлова в боях за Верхнюю Силезию. В конце апреля танк сгорел вместе с экипажем при штурме Потсдама. Его имя передали другому танку, который и стоит теперь на пьедестале в нашем городе. 

Путь «Матери-Родины» на гусеницах в Саратов был долгим и трудным. Впервые на пьедестале этот танк оказался в немецком городе Эберсвальде, где базировался 81-й гвардейский мотострелковый полк, ставший наследником 17-го гвардейского механизированного полка. Именной танк хранился там как реликвия и в 1965 г., в честь 20-летия Победы, его водрузили на гранитную трибуну, с которой, по слухам, когда-то выступал ГИТЛЕР. 

В 1993-м, после ликвидации Варшавского договора и вывода Западной группы советских войск из Европы в Россию танк вместе с полком оказался в Самарской области. Он стоял на своём пьедестале, когда солдаты 81-го мотострелкового полка десятками погибали во время штурма Грозного в новогоднюю ночь 1995 г. и последующие январские дни. Этот полк понёс самые большие потери, так же как и 131-я майкопская мотострелковая бригада. Названия этих воинских частей вписаны в историю чеченской кампании как символы мужества и героизма, смешанных с горечью и слезами матерей.

К Саратову танк отношения не имел, но когда 81-й мотострелковый полк реорганизовали, боевую реликвию по просьбе губернатора Дмитрия АЯЦКОВА решили передать в наш город, где во время войны базировались целых три танковых училища, ставших кузницами кадров для пекла сражений на передовой. 

 

Герои беззащитны перед варварами

Монументы войны в наше время всё чаще становятся объектом циничных развлечений тех, для кого слова о подвиге и славе — пустой звук, кто мстит павшим героям за собственную пустую и никчёмную жизнь. В конце апреля танк «Мать-Родина» ночью раскрасили краской — красной, словно в насмешку над теми, кто орошал боевую технику своей кровью. Через несколько дней полиция задержала двух молодчиков, один из которых оставил на танке записку: «Прошу покрасить Т-34 в достойный цвет». Что такое, по его мнению, достойный цвет, задержанный пояснить не смог — ему неизвестно понятие достоинства. 

Несколькими днями раньше вандалы осквернили другой памятник — юнгам Северного флота в парке Липки. Разбитую каменную бескозырку нашли в кустах.

А на «Журавлях» одно время стало модным делать селфи — фотосъёмки самого себя. При этом любители собственных портретов не стеснялись залезать на столбы, попирая ногами память павших. Был случай, когда лихой автолюбитель подогнал свою иномарку прямо к подножию памятника. 

На братских могилах на Воскресенском кладбище, где покоятся те, кто в военную пору скончался в саратовских военных госпиталях, не раз рисовали свастику, «кресты сатаны» и прочую мерзость. 

Это напоминает нам, что защитников Родины мало чтить — их надо защищать. Иначе памятники и мемориалы могут из гордости Саратова превратиться в позор города. В дни, когда мы готовимся встречать юбилейную 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, это особенно актуально. 

P. S. Здесь рассказано лишь о некоторых памятных местах Саратова, связанных с военным лихолетьем. Таких мест в городе и в области очень много, речь о них пойдёт в следующих номерах нашего издания. 

оставить комментарий
 

Фото

  • 20 ноября

    Дырка от рублика

    Саратовцев ожидает очередное повышение цен. Пока российские власти бодро рапортуют о неожиданно выросших доходах россиян, игроки продовольственного рынка уже знают, куда простые граждане направят эти самые доходы. Производителям и ритейлу нужна свежая порция денег, которая совсем скоро поступит в их карманы от потребителей. Только ленивый не сообщил, что этой осенью стоимость продов

  • 20 ноября

    Михаил Исаев и полуцыганская история проспекта Кирова

    Глава Саратова предупредил предпринимателей в последний раз. Михаил Исаев на про­шедшей неделе встретился с представителями бизнеса и напомнил, что в Саратове снова вступает в силу дизайн-код, мораторий на который действовал с апреля. Владельцам заведений и магазинов дали два месяца на устранение несоответствий. Глава города признал, что на проспекте Кирова пока

  • 20 ноября

    На что саратовцы жалуются Валерию Радаеву

    Губернатор потребовал организовать парковку на саратовском вокзале. На прошедшей неделе глава региона Валерий Радаев много общался с жителями, чиновниками и депутатами. На встрече с обитателями посёлка Иволгино (Саратов) губернатор честно признал, что в последнее время к нему поступает много вопросов, связанных с качеством жизни в новом микрорайоне. Причём задают их граждане

  • 20 ноября

    Кредитная карта в путешествиях - удобный инструмент must have

    Отправляясь в путешествие, человек нередко задается вопросом, в каком виде брать деньги: наличными или на кредитке. Носить с собой стопку бумажек не всегда удобно. К тому же в случае потери или кражи кошелька есть риск остаться без копейки в чужой стране. С другой стороны, «пластик» не спасет, если поблизости не окажется банкомата или платежного терминала. Чтобы поездку не омрачили

  • 18 ноября

    Что такое транспондер и как им пользоваться

    Транспондер для платных дорог представляет собой специальное устройство, за счет которого можно без остановки проезжать пункты оплаты по полосам выделенным. Также данное устройство позволяет осуществлять оплату в режиме автоматическом. Если сравнивать с методами оплаты проезда, например, наличными деньгами, банковскими карточками, транспондеры позволяют преодолевать пункты оплаты безо

  • 18 ноября

    «Сокол» наш Роман Абрамович. План возрождения региона

    Саратовская область давно уже заслуживает того, чтобы действительно стать территорией развития, где золотистым ячменем всходят векторы лидерства. Наш регион вполне может стать тем паровозом, благодаря которому Россия совершит невиданный рывок. И надо для этого совсем немного. Какое-то объединяющее начало. Многие говорят о национальной идее, а речь следует вести о региональной. О том,

Система Orphus