Главная / Издания / За чтение трудов Ленина в СССР сажали в тюрьму

За чтение трудов Ленина в СССР сажали в тюрьму

За чтение трудов Ленина в СССР сажали в тюрьму
21 августа 2019

Автор: Станислав Орленко

фото pixabay.com

МК в Саратове

№35 (1148) 21.08.2019

Ровно полвека назад в Саратове разгромили «Группу революционного коммунизма».

Свободомыслие в России — и царской, и советской, и нынешней — всегда было опасным занятием. Кроме жертв сталинских репрессий в нашем городе можно встретить людей, отбывавших тюремные сроки «за политику» совсем в недавние времена, вплоть до начала ХХI века. Но всё же самым громким «диссидентским делом» — ныне, правда, совсем забытым — стала история «Группы революционного коммунизма», членов которой арестовали в Саратове в августе и сентябре 1969 г., то есть 50 лет назад. Как ни странно, участники тех событий, дожившие до наших дней, могут служить примером толерантности и утверждают, что тогда тоже призывали к истинному, а не показному равноправию всех людей. 

Об этой группе ходило множество легенд. Говорили, будто её участники имели огромные связи с мощными подпольными организациями по всему Советскому Союзу и далеко за рубежом. Что они готовили вооружённое восстание против БРЕЖНЕВА, которого теперь считают вторым после СТАЛИНА лучшим правителем нашей страны. Что во время суда отказались от защиты и на все вопросы судьи и прокурора отвечали исключительно цитатами из трудов ЛЕНИНА. 

В начале 1970 г. по итогам закрытого судебного процесса четверо саратовских студентов получили сроки заключения. Олег СЕНИН — 7 лет и 2 года ссылки, Александр РОМАНОВ и Валентин КИРИКОВ — по 6 лет, Михаил ФОКЕЕВ — 3 года. Их признали виновными в создании антисоветской организации (ст. 72 УК РСФСР), в распространении антисоветской литературы и в антисоветской пропаганде (ст. 70 УК РСФСР). В реальности же их вина заключалась в том, что они посмели самостоятельно понимать и толковать труды классиков марксизма-ленинизма, а также в том, что увидели в советской политической системе спустя полвека после Октябрьской социалистической революции признаки «государственного капитализма», при котором бюрократия и, в частности, партийная номенклатура превращаются в особый правящий класс, эксплуатирующий всех остальных жителей страны. 

В конце 1960-х студенческие волнения сотрясали Запад — и Европу, и Америку. Вот и саратовские студенты юридического и медицинского институтов, исторического и биологического факультетов СГУ решили в 1967 г. создать свой подпольный кружок и начать борьбу за подлинный коммунизм. 

Известный в кругах саратовской интеллигенции Александр Романов в мемуарах и в частных беседах утверждает, что, рассуждая о необходимости революции, он и его товарищи никак себе эту революцию не представляли и были далеки от призывов к насилию. Главным их желанием было свободное изложение своих сокровенных мыслей. Поэтому обрадовались, случайно заполучив тексты последних слов в суде писателей-диссидентов ДАНИЭЛЯ и СИНЯВСКОГО, и стали эти тексты распространять. 

Связи с другими городами у них в самом деле были — ещё раньше такая же студенческая группа появилась в Рязани (её участников осудили на месяц позже саратовцев). Рязанцы со своими программными сочинениями дошли до СОЛЖЕНИЦЫНА и до известного диссидента Льва КОПЕЛЕВА. Последний, пытаясь их предостеречь, произнёс пророческую фразу: «Таких мальчиков Россия видела не раз, и все они сложили свои буйные головы».

Александр Романов, отбывший срок «от звонка до звонка» и побывавший за участие в протестных акциях заключённых в знаменитом Владимирском централе, в  одном из своих последних интервью сказал, что видит в нынешнем обществе возможность предавать свои мысли гласности и это его ободряет. Этот человек, кстати, и сейчас живёт в Саратове, перешагнув порог 70-летия. В годы перестройки ему удалось окончить исторический факультет СГУ — после более чем 29-летнего перерыва. Выйдя из мордовского политического лагеря, он работал кочегаром котельной, грузчиком в магазине, даже пытался заниматься журналистикой — тоже в годы перестройки. Опубликовал свои мемуары в одном из саратовских журналов. Главным же делом его жизни стало изучение философии Николая ФЁДОРОВА, родоначальника «русского космизма».

Автор: Станислав Орленко

Оставить комментарий